Проект продолжает творческое сотрудничество Плёсского музея-заповедника и Государственного Русского музея, которое началось в 2024 г. Выставка наглядно демонстрирует эволюцию жанра пейзажа в московской школе живописи в к. XIX – нач. XX вв. на примере творчества Исаака Левитана и его современников и наставников - Василия Поленова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Льва Каменева, Василия Перова.
Говоря о развитии реалистической пейзажной живописи в России, необходимо начать с имени Ивана Ивановича Шишкина - одного из крупнейших мастеров этого жанра, получившего признание ещё при жизни и снискавшего поистине всенародную любовь. Его картина «У берегов Финского залива. (Удриас близ Нарвы)» (1889) является прекрасным дополнением экспонируемого собрания.
Свои образы, темы и путь в искусстве великий русский художник И. И. Левитан обрёл ещё во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Главной героиней полотен мастера стала русская природа. Особый интерес у зрителей выставки вызовет известная картина Левитана «Золотая осень. Слободка» (1889), написанная им во время поездок на Волгу в окрестностях Плёса.
Судьбоносной оказалась встреча Левитана с «первым учителем пейзажного класса» А. К. Саврасовым, с которого, как говорил сам Исаак Ильич, и начинается наш русский пейзаж. На выставке представлена работа Алексея Кондратьевича «У ворот монастыря» (1875), которая входит в его знаменитый «радужный цикл» картин. Полотно интересно сложной игрой света и тени. Скит «Боголюбская киновия», изображённый на работе, находится вблизи Сергиева Посада под Москвой, где художник часто отдыхал со своей семьей.
В экспозиции также представлены работы ещё одного талантливого ученика А. К. Саврасова, - Льва Львовича Каменева, писавшего тонкие лирические пейзажи. «Ручей» (1883) - последняя картина художника, созданная в Звенигороде, где он работал в конце жизни. Лев Каменев был преподавателем живописи, у которого в своё время брал уроки молодой Левитан, и одним из самых сильных пейзажистов Московской школы. Специалисты по праву считают его патриархом среди художников, писавших звенигородские пейзажи. Именно Каменев, увидев однажды работы Левитана, одобрительно сказал: «Ну всё, теперь нам с Саврасовым пора и помирать».
Партнёры проекта:
Совет Плёсского городского поселения Корпорация развития Плёса
Группа компаний Зетта-Страхование Предприятие «Аргус» (Кострома)
Газета «Плёсские ведомости» Кстати.news Ивановское общественное телевидение
МВК «Присутственные места»: Плёс, Соборная гора, 1 с 10.00 до 18.00
Выставка участвует в проекте «Пушкинская карта» ples-museum.ru