
«Трагедия на Волге. Поиски рыбака продолжаются», «Семейная пара перевернулась в лодке на Москва-реке. Выживший супруг стал фигурантом уголовного дела», «Лодка погибшего найдена в

По ледяному понедельнику 24.11.2025, парализовавшему даже движение троллейбусов в областном центре и заковавшему каждую травинку в ледяной панцирь, по чередованию теплой погоды с зачастившими дождями со снегом, - можно сказать, что мы проживаем весьма необычную осень. В некоторых регионах ее даже ознаменовали - климатическим хаосом.
Когда на водоемах Ивановской области встанет по-зимнему крепкий лед – говорить сложно. Но верно одно: выход на маломерном судне на открытую воду сопряжен высоким риском происшествий.
Дело в том, что когда минусовые показатели зачастят в сводках прогнозов, мы будем наблюдать на водоемах несколько явлений, которые в народе назвали как: «сало» и «шуга».
Водная шуга обычно формируется при температурах воздуха близких к замерзанию воды и состоит из кристалликов льда на поверхности, а также в толще воды. В зависимости от количества льда шуга сохраняет способность течь как жидкость либо теряет эту способность из-за возникновения заторов. При любом ее количестве текучесть воды существенно снижена.
«Салом» называют тонкие участки смерзшихся ледяных кристаллов на поверхности воды. Опытные судоводители знают, что оба этих явления сильно затрудняют движение судна и делают практически невозможным применение двигателей, как стационарных, так и подвесных из-за опасности повредить винты. Кроме того, проблемным становится вопрос охлаждения двигателей из-за постоянного забивания приемных забортных отверстий системы охлаждения.
Для движения в указанных условиях на маломерном судне должны находиться как минимум два человека. Также судно должно быть укомплектовано спасательными средствами и всем необходимым оборудованием согласно правилам эксплуатации судна, в том числе канатом (линем или тросом), багром (шестом) и прочим инструментом для борьбы с последствиями опасных погодных явлений.
Необходимо помнить, что обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0°С и при температуре забортной воды ниже 6°С. Обледенение - это крайне опасное явление, которое приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание будет неизбежно.
Ивановское инспекторское отделение Центра ГИМС настоятельно рекомендует судоводителям маломерных судов не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск.