20 марта исполняется 110 лет со дня рождения нашего земляка, ивановского художника Александра Кирилловича Кротова (1913 – 1993) – многогранного мастера, автора пейзажей, марин, портретов, натюрмортов и жанровых картин.
После окончания Ивановского художественного училища, получив диплом с отличием, Александр Кротов оказался в Академии художеств и, почти сразу на Кронштадском рейде, одетый по форме в бушлат. А в 1941 г., разделив участь многих своих современников, А. Кротов отправился на фронт, на Дальний Восток в Амурскую Флотилию.
Его яркие воспоминания о море воплотились в этюдах, показанных на Областной выставке 1940 г., но выполненные по памяти, они не удовлетворяли автора, поставившего перед собой амбициозную задачу - создать сильную картину-марину. В 1951 г. А.К. Кротов отправился на крымское побережье. Работа в составе творческой группы художников-маринистов принесла ему необычайный творческий подъем и счастье. Здесь он открыл свой «блистающий мир» с удивительным светом, ясностью, прозрачностью красок. Десятки небольших пейзажей, написанных за один сеанс, поражают смелостью и лаконизмом. Уже «по-кротовски», с собственным пониманием морского пейзажа выполнены «Осеннее море», «Вечер на море», «Море осенью», «Морской пейзаж» и др., представленные в собрании Плесского музея-заповедника. Часто А.К. Кротов обращается к панорамному изображению, достигая этим большей широты и масштабности морских просторов. Внушительный творческий багаж позволил художнику в 1955 г. стать участником II Всесоюзной выставки художников-маринистов.
В 1961 г. А.К. Кротов получил приглашение от Политического управления Военно-Морского Флота поработать в Севастополе в группе художников-маринистов, перед которыми стояла задача рассказать о людях, оберегающих морские рубежи Родины. Художники жили прямо на кораблях, общались с матросами и командирами.
В коллекции Плесского музея-заповедника хранятся шесть работ Александра Кирилловича, посвященные морю, эти этюды и картины очень эмоциональны и импрессионистичны. Они словно переносят зрителя на побережье и обволакивают свежестью морского бриза. Несмотря на то, что за свою жизнь художник написал довольно много марин, он старался никогда не повторяться в изображении водной стихии.
А.К. Кротова традиционно считают маринистом, в то же время в коллекции Плесского музея-заповедника половину коллекции его работ составляют пейзажи средней полосы. Со второй половины 1950-х гг. А. Кротов все чаще стал бывать на Волге, которая очаровала мастера, как и море, водной стихией, ее изменчивостью.
Природа средней полосы России, окружавшая художника на малой родине, часто находила отражение в картинах и этюдах, созданных в маленьких приволжских городах. Александр Кириллович часто отдавал предпочтение Плесу, который особенно необычен, по признанию художника, в мартовские дни.Будучи талантливым колористом, Александр Кириллович умел находить гармоничное композиционное строение, замечательно передавал фактуру снега и инея, умело подбирал палитру. Его пейзажи, посвященные зимней природе Плеса очень живые и атмосферные.
Александр Кириллович является основателем творческой династии Кротовых, три поколения которой – талантливые художники и педагоги художественного образования. Владимир Александрович Кротов трепетно и бережно хранит творческое наследие отца. Он известен не только как лирический художник, но и как знаток истории и архитектуры ивановского края. Мария Кротова, выпускница Ивановского художественного училища и ВГИКа, - единственный в Иванове на сегодняшний день дипломированный художник-постановщик анимационного фильма и талантливый график.
О. Чурюканова,
ведущий научный сотрудник
Плесского музея-заповедник