Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Ивановцы стали активнее жаловаться на банки и реже – на страховщиков

За девять месяцев 2025 года жители Ивановской области направили в Банк России 1132 жалобы, что на 31% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

На банки поступило 677 жалоб, что на четверть больше прошлогодних показателей. Основной рост – в 2,4 раза – пришелся на проблемы с расчетными счетами. Большинство претензий связано с приостановлением дистанционного банковского обслуживания физических и юридических лиц, а также отказами в проведении операций. Банки вправе приостановить доступ к электронным средствам платежа, в том числе банковской карте, если сведения о клиенте или его электронном средстве платежа содержатся в базе данных Банка России о мошеннических операциях. Банки обязаны это сделать, если информация в базу данных Банка России поступила от МВД России. Ограничения будут действовать, пока сведения о ее владельце находятся в этой базе. При этом у человека остается возможность воспользоваться деньгами и совершать банковские операции. Для этого ему необходимо обратиться в отделение банка с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность.

Среди новых тем жалоб – вопросы, связанные с нарушением порядка рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг. Уже год действует закон, который обязывает финансовые организации отвечать клиентам в короткие сроки. Независимо от того, каким образом подана жалоба, организация должна дать ответ по существу в течение 15 рабочих дней. В сложных случаях время ответа разрешается увеличить до 25 рабочих дней.

Жителей региона реже волновали проблемы с качеством обслуживания и мошенничеством. Снижение связано в том числе с появившейся в марте возможностью оформить самому себе запрет – «самозапрет» – на получение потребительских кредитов и займов в банках и микрофинансовых организациях. Этот механизм помогает гражданам снизить риски оформления мошенниками на их имя долговых обязательств, а также уберечься от спонтанных финансовых решений.

Количество жалоб на страховщиков снизилось на 28%, до 68 единиц. В частности, по ОСАГО зафиксировано 46 претензий (-22%). Уменьшилось число жалоб на некорректное применение коэффициента бонус-малус при заключении договоров страхования. Это связано с тем, что ивановцы теперь могут проверить значение своего КБМ в личном кабинете на сайте Национальной страховой информационной системы и в случае несогласия с его значением там же оставить обращение о его изменении. При этом отмечался рост жалоб, связанных с вопросами натурального возмещения в ОСАГО.

Количество жалоб на микрофинансовые организации выросло в 2,2 раза, до 146 претензий. Основные вопросы в них касались перерасчета задолженности и проблем с погашением долга. Появились новые темы жалоб: на порядок и сроки рассмотрения обращений клиентов, проблемы с возвратом денег при отказе от дополнительных услуг, реструктуризацию договора микрозайма и другие единичные жалобы.

Благодаря возможности установить «самозапрет» на получение займов, стало поступать меньше жалоб, связанных с кибермошенничеством.

 

Отделение по Ивановской области Главного управления

Центрального банка Российской Федерации

по Центральному федеральному округу