Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Влияние гаджетов на развитие речи детей

В последние годы логопеды, педагоги, психологи стали замечать, что детей с задержкой развития речи становится все больше.  И самое обидное в том, что причина не во врожденных или приобретенных физических и умственных патологиях, а в ставших необходимыми в повседневной жизни гаджетах.

Конечно, наша реальность сейчас такова, что убрать гаджеты из жизни ребенка не реально, да и речь не идет об их полном исключении. Казалось бы, ну, чем плохи яркие картинки, обучающие мультфильмы, интересные развивающие игры - все это в огромном количестве можно найти на просторах интернета. Но все это не способствует развитию речи, ведь развивающая игра не требует рассуждения, интересный познавательный мультфильм не стимулирует ребенка отвечать на вопрос, да и фантазию включать не надо: все герои сами говорят, выполняют различные интересные действия, ребенок остается пассивным наблюдателем или в лучшем случае молчаливым манипулятором. Речь развивается только в живом общении.
Гаджеты заменили реальное общение. Вернувшись домой после тяжелого трудового дня родители предпочитают включить ребенку планшет, смартфон или развивающий мультфильм, только бы малыш посидел тихо и не мешал. Но настораживает то, что все чаще детям не интересны обычные игрушки, они просто не умеют в них играть. Дети не знают, чем себя занять, им не интересно лепить из пластилина, рисовать или раскрашивать.
А ведь раньше (вспомните свое детство) дети занимались вечерами именно этим: они лепили или рисовали своих персонажей, потом их «оживляли», придумывали с ними игры и, конечно же, их озвучивали. Речь в таких играх развивается естественным образом, она является частью игры и  частью взаимодействия с окружающим миром. Дети же, которые проводят много времени у мониторов, имеют очень скудный словарный запас, не умеют обобщать, составить рассказ по серии картинок вызывает у них сильное затруднение, пересказать текст они способны только по наводящим вопросам.
Как еще влияют гаджеты на развитие?
- Нарушение осанки.  Ребенок сидит с планшетом или у монитора компьютера в неправильной напряженной позе длительное время, это неизбежно приводит к искривлению позвоночника.
- Мышечная слабость. Ребенок практически находится без движения, естественно, что мышцы совершенно не развиваются.
- Нарушение мелкой моторики рук. Как правило, в играх ребенок использует только указательные пальцы и это не способствует развитию мелкой моторики в отличие от сбора пазлов, мозаики, конструкторов.
- Нарушение сенсорного развития. Ни один современный экран не сможет передать текстуру того или иного объекта. Потрогав экран, невозможно усвоить, что пушистое, а что шершавое. Невозможно ощутить холодное или теплое. Не реально обнюхать предмет.
- Нарушение зрения. Вопреки советам врачей, многие дети пользуются гаджетами в положении лежа. Не соблюдается и временной режим длительного напряженного просмотра. Глаза ребенка наблюдают за объектами, которые находятся на одном и том же расстоянии, не происходит «переключения» близь – даль. Что ведет впоследствии к близорукости.
- Нарушение эмоциональной сферы. Дети становятся не способны анализировать собственные эмоции и чувства.

Тест: насколько ваш ребенок зависим от телефона и мультиков?
Ответьте на эти вопросы.
Сколько времени ваш ребенок проводит в гаджете (играет, смотрит мультики, YouTube, TikTok)?
1. Менее 1 часа в день.
2. 1–3 часа в день.
3. Неограниченно.
Вы договорились с ребенком, что он поиграет в телефоне 20 минут. Время вышло, вы говорите ему об этом и выключаете гаджет. Как он отреагирует?
1. Пойдет заниматься другим делом.
2. Начнет просить «еще 5 минуточек».
3. Начнет плакать, истерить и вести себя агрессивно.
Как ведет себя ваш сын или дочь в свободное от гаджета время?
1. Самостоятельно находит себе занятия.
2. Жалуется на скуку, просит вас поиграть с ним, спрашивает, когда можно будет включить гаджет.
3. Требует включить ему гаджет и ведет себя агрессивно.
Как ваш ребенок ведет себя на детской площадке?
1. Играет, катается и контактирует с другими детьми.
2. Стоит с вами и просит вас поиграть с ним.
3. Требует пойти домой и дать ему телефон.
Чем занимается ваш ребенок помимо школы?
1. Гуляет, ходит в кружки, занимается любимым хобби.
2. Ходит в одну секцию, но без особого интереса.
3. Ему ничего не интересно, помимо игр на компьютере, соцсетей или мультиков.
Есть ли у вашего ребенка друзья?
1. Да, они регулярно встречаются и ходят друг к другу в гости.
2. Близких друзей нет. Малыш общается только в садике, школе, в кружке, в секции.
3. Он довольно замкнутый, не проявляет интерес к другим детям и общается в соцсетях.
Расшифровка результатов.
Посчитайте, ответов, под каким номером у вас больше всего.
Больше всего ответов №1 — стадия легкой увлеченности. У вашего ребенка пока нет зависимости от гаджетов. Они ему интересны, но он легко отложит телефон ради прогулки, хобби или настольной игры. Но вам все равно нужно контролировать использование гаджетов, потому что даже небольшое количество экранного времени может вызывать привыкание.
Больше всего ответов №2 — стадия серьезной увлеченности. У ребенка формируется зависимость. Без гаджета у него портится настроение, он не знает, чем себя занять, не умеет играть один и заменяет реальное общение виртуальным.
Стоит задуматься о сокращении экранного времени, понять причины зависимости и помочь малышу их преодолеть.
Больше всего ответов №3 — cтадия зависимости. Экранного времени слишком много. Гаджет — неотъемлемая часть жизни малыша: он развлекается, «отдыхает» и общается в компьютере. Ребенок рискует стать замкнутым и агрессивным. Со временем может испортиться сон, вплоть до нервного истощения.
Нужно действовать, чтобы вытащить ребенка из зависимости.
Быть примером. Конечно, перевоспитание нужно начать с себя. Если родители проводят много времени в телефоне или компьютере. Если они погружены в игры или в пролистывание соцсетей, то и малыш будет считать гаджеты чем-то важным в жизни человека, и будет стремиться подражать родителям.
Ввести правило для всей семьи. Пришел домой - пообщайся с близкими.
Приучать ребенка к тому, что в планшете или телефоне можно проводить не более 20 минут в день. Сокращайте время постепенно, отнимая от времени провождения у экрана по 5 минут ежедневно. По окончанию времени никаких «ну еще 5 минут»
Найдите замену. Отняв планшет, необходимо предложить ребенку, такое занятие, которое бы увлекло его.
Играйте с ребенком.  Если вы отучаете своё чадо от гаджетов, то он не должен быть предоставлен сам себе. Ему станет скучно очень быстро. Предложите совместную игру: морской бой, конструктор, настольные игры…
Общайтесь в живую. Спрашивайте, как прошел его день. Что нового и интересного он узнал в школе.
Поручайте ребенку «важные дела». Просите помочь вам, накрыть на стол, разложив ложки, принести  и подержать совок, помыть овощи…
Ощущая свою важность в жизни семьи, интерес к его проблемам со стороны родителей, ребенок вскоре забудет о гаджете и будет согласен с тем, что 15-20 минут ему достаточно, чтобы посмотреть 1 серию мультфильма. Ведь нужно еще столько сделать совместно с мамой, столько рассказать папе. А сколько всего нужно спросить и выяснить! Все это будет способствовать естественному ходу развития речи.

Ю.Орлова,
Приволжская школа-интернат