В последнее время увеличилось количество обращений родителей, дети которых начали заикаться.
Чтобы вовремя помочь ребёнку, очень важно не пропустить первые признаки заболевания:
- ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
Основными причинами появления заикания являются ослабленность центральной нервной системы и сильный испуг. Поводом к возникновению заикания могут быть также осложнения после ряда инфекционных заболеваний или длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребёнку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.
Знание этих причин поможет родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, неврологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
Рекомендации при первых признаках заикания:
- не проявлять беспокойство, вызванное появлением судорожных запинок у ребенка, не обсуждать при нём возникшую проблему;
- нормализовать режим сна и питания;
- не перебивать, не останавливать ребенка, если он начал говорить;
- следить за своей речью: говорить плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричать на ребенка в этот период;
- при остром начале заикания полностью исключить просмотр телевизора (в том числе его не должны смотреть при ребенке другие члены семьи) и компьютерные игры;
- для снятия нервного напряжения предложить игры с водой и песком (зимой – со снегом);
- проводить с ребёнком как можно больше времени;
- не наказывать за погрешности в речи, не передразнивать, не проявлять раздражения;
- следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не давать фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка, на кафеле в ванной комнате, чтобы затем он смыл струей душа это изображение;
- полезно разучивать с ребёнком детские песенки, петь вместе с ним;
- желательно избегать вербального контакта с ребенком (режим молчания), заменяя его невербальным (по крайней мере, в течение двух недель). Для общения активно использовать картинки, предметы-символы. Однако, если ребенок начинает говорить, нельзя запрещать ему, нужно стремиться лишь перевести его монологическую форму речи в диалогическую;
- при остром начале заикания следует избегать любых эмоционально-значимых ситуаций для ребенка: например, поездка к бабушке, которую он давно не видел; первый поход в детский сад.
В период поступления в школу у некоторых детей может произойти рецидив заикания, поэтому родителям следует предупредить учителей в школе о существующей проблеме. Ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если он молчит, требовать от него развернутых устных ответов. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов.
Ю. Орлова,
учитель-логопед
Приволжской школы-интернат