Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Вопрос на засыпку

Обычно вопросом на засыпку называют тот, на который трудно найти ответ. Вот как раз такой задала нам жительница Приволжска Ф.А.Спасова, позвонив в редакцию и поинтересовавшись, можно ли свести воедино все квитанции, которые нам присылают для оплаты услуг ЖКХ. Действительно, таких квитанций жители МКД получают 8 штук. Среди них: оплата за отопление и горячую воду, водоотведение, холодную воду, газоснабжение электричество, вывоз мусора, капитальный ремонт, обслуживание территории управляющей компанией. А если человек имеет ещё и дачу, то число квитанций увеличивается ещё как минимум на четыре…Сколько же тратится бумаги! Однако, есть здесь и другая сторона – наши ветераны привыкли платить по мере поступления платёжек. Так сколько же выходов в пункты для оплаты им надо сделать? А примеры, когда все платежи сведены в единую платёжку, в других городах есть. Значит, это сделать можно. Только как?

Озадачившись этой проблемой, наш корреспондент провёл некоторое расследование на эту тему, и вот, что ему удалось выяснить. Естественно, при помощи всемогущей и всезнающей сети Интернет.

Квитанций много, а кошелек один

Депутатская инициатива

Как оказалось, данная проблема волнует не только жителей нашего города, но и депутатов Госдумы.
Ещё в октябре 2019 года группа депутатов Госдумы во главе с первым зампредом комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергеем Пахомовым выступила с инициативой объединить все коммунальные платежи в одну квитанцию. По мнению законодателей, данная мера позволит сделать расчёты более прозрачными, а также значительно облегчит контроль за ростом тарифов. В единой квитанции будут присутствовать такие пункты как коммунальные ресурсы и услуги, вывоз мусора, взносы за капремонт, оплата за содержание, управление и текущий ремонт дома и так далее.  Вместе с тем, авторы законопроекта выступают за то, чтобы составление квитанций за услуги ЖКХ было централизованным.

Плюсы и минусы

Идея  доказала свою эффективность и удобство для жителей. Помимо очевидных плюсов для потребителя (удобство оплаты, когда по одному документу отслеживаются все начисления и вносится плата за полный пакет ЖКУ) единый платёжный документ (ЕПД)  обеспечивает почти стопроцентную собираемость платежей  (например, в Нижегородской области это 97-99 % - среднегодовой показатель). А вот ещё один плюс: практика выпуска ЕПД за жилищно-коммунальные услуги помогает избежать  комиссии расчётных центров, когда за обработку каждой квитанции они взимают дополнительную плату в свою пользу. Есть много пунктов обслуживания населения по принципу «одного окна». Ими и надо пользоваться.
Всё это прибавляется к уже названным преимуществам –экономии сил и ресурсов.
А если человек захочет, к примеру, заплатить только за одну или две конкретных услуги, а не за все? Такая ситуация тоже бывает.. Как выяснилось, единая платёжка позволяет сделать и это, но при условии, если в квитанции против каждой позиции указываются расчетные счета, куда поступают платежи. Если же указывается один  р/счет на всё, то значит все платежи поступают в УК, и она сама рассчитывается с поставщиками. В этом случае заплатить отдельно, например, за свет не получится. 

Кто может стать «автором»?

В ответе на вопрос, кто же может взять на себя инициативу выпускать одну квитанцию, есть несколько предположений: управляющая компания, расчётный центр, МФЦ, и нечто под названием биллинговая система, которая им всем может в этом помочь. С неё и начнём. Итак, биллинг – это автоматизированная программа учёта, которая производит учёт услуг, их тарификацию, определяет стоимость обслуживания, выставляет счета для оплаты.
Однако, эта программа может и другое, так, она обеспечивает: учет начислений, заполнение квитанций ЖКХ услуг; ведение лицевых счетов населения; автоматизированный обмен данных с центром социальной защиты; своевременный расчет с поставщиками; паспортный учет проживающих. Как рассказал нам Интернет, формирование квитанций в биллинговой системе происходит максимально прозрачно. Абонент имеет возможность проверить начисления по каждой позиции предоставленных услуг. В личном кабинете он ежемесячно указывает данные приборов учета воды, тепла, электричества. Не получив положенную услугу, указывает о недопоставке, требуя перерасчета. Там же можно ознакомиться с деятельностью управляющей компании, изучить технические характеристики дома. Волнующая жителей тема капремонта также становится доступна хозяину личного кабинета. Он увидит здесь отчет о ходе ремонта, сможет ознакомиться с суммами начислений на его проведение. Столкнувшись с фактами некачественных услуг, можно прямо в кабинете написать жалобу администрации управляющей компаний или в другое ведомство, заполнив стандартную форму. Там же, в личном кабинете он сможет прочитать ответ на свое обращение.
Вот так всё замечательно. Теперь о том, сколько стоит её установка и обслуживание.
По словам специалистов, стоимость биллинговых услуг для предприятий ЖКХ - участников ЕПД - невысока: расходы на печать и доставку квитанции распределяются на всех, кто вовлечен в процесс. А автоматизированная обработка массива платежей с использованием сводного банковского счета позволяет договариваться с банками-сборщиками об их минимальной комиссии.


От теории к практике

Предоставим слово тем, кто так или иначе имеет дело с платёжными документами.
А.В.Гирин, директор расчётно-кассового центра: - Этот вопрос давно известен и   обсуждается в течение нескольких последних лет. Но раз ни к чему не пришли, значит, проблема очень серьёзная. Она явно решается не на нашем уровне. У неё много подводных камней. Как, к примеру, быть, если гражданин хочет заплатить не всю сумму, а только часть, не за все услуги, а только за некоторые? Как будет выглядеть такая единая квитанция, в которую мы обязаны вносить расшифровку некоторых услуг (одна только роспись жилищных услуг занимает несколько строчек), а объяснение перерасчётов? Одним словом, чтобы прийти к единому документу, нужны определённые условия и согласие всех ресурсников. По крайней мере, в Ивановской области таких примеров ещё не было.
С.В.Гаранина, сотрудник ООО «Феникс»: - Главное препятствие на пути к единой платёжке состоит в том, что решением собрания жителей многоквартирных домов, граждане перешли на прямые расчёты с ресурсо-снабжающими организациями. Это выгодно всем: и жителям, которые платят меньше без посредников, и самим ресурсникам. Те хотят получать деньги сразу и не ждать пока они будут саккумулированы в одном месте, а потом распределены по всем организациям. Вполне резонно, что деньги нужны всем и сразу. УК тоже не выгодно было бы работать с ЕПД по нескольким причинам, одна из которых – долги населения. Как бы мы расплачивались с ресурсниками, выставившими счета на одну сумму, а мы бы им выплатили другую – в меньшем объёме? В этом случае нам пришлось бы платить свои деньги, деньги УК.  Далее, если предположить, что у нас в городе была бы создана одна УК, единая для всех, как многие предлагают сейчас сделать, и там бы аккумулировались средства всего населения города (тогда по логике и единую квитанцию формировать было бы легче), но и этот путь неправильный по своей сути. В интересах самих жителей иметь несколько УК, чтобы выбрать лучшую, чтобы была возможность переходить из одной в другую в поисках лучшего обслуживания. И в целом, считаю, что с единой платёжкой возможно было бы много ошибок, исправить которые было бы непросто, ведь некоторые ресурсники вообще находятся не в Приволжске, найти правду гражданам было бы труднее, чем сейчас, когда всё под рукой и каждый человек знает куда обратиться для разъяснений и исправления ошибок в начислении платежей. И последнее: содержание новой системы стоило бы денег, что отразилось бы на увеличении платежей.