Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«Отравление» кислородом

Туристическое объединение «Итиль» ведет свою историю от Коммунарского отряда, созданного на базе школы №1. Длится эта история без малого 30 лет, за которые более 500 наших земляков вписали свои имена в летопись туристических будней и праздников. Отрядовцы успели обзавестись не только инвентарем и техсредствами, но и традициями, обросли байками, собственными поговорками, шутками, «народными» приметами. И, конечно же, именно эти, зачастую суровые снаружи, но очень веселые внутри, люди стали героями материала, посвященного Международному дню туризма. Во всем мире он отмечается 27 сентября.

Руководители и идейные вдохновители «Итиля» – А.А. Замураев (он стоял у истоков создания Коммунарского отряда вместе с  А.Н. Чистовым и А.Е. Чунаевым) и А.В. Макин. Они берут на себя общую организацию, но отдельными вопросами занимаются и другие итилевцы. А без этого никак – туризм дело, если так можно выразиться, общинное. Важны отработанная в коллективе слаженность действий, дисциплина, взаимовыручка, причем не только в пути по выбранному маршруту. Собственно походу предшествует серьезная подготовка, которая длится три-четыре месяца.
- Объединение «Итиль» сплотило тех, кто по-настоящему заболел туризмом, - говорит Андрей Аркадьевич Замураев. – Все, кто хоть раз побывал с нами в большом походе, получили навыки выживания, но главное – это общение внутри коллектива, поддержка, дружба, которую многие сохранили на долгие годы. Некоторые даже нашли здесь свою половинку – сложилось несколько супружеских пар. Сейчас в наших рядах около 40 человек. А что касается помощи в организации, в подготовке и проведении походов, хотелось бы отметить, Аллу Петровну Мараракину и, конечно, наших «аксакалов», на которых всегда можно положиться:  Радика Валиахметова, Василия Кочетова, Сергея Башурина, Михаила Сорокина.
За последние семь лет совершено семь больших недельных летних походов по просторам Костромской, Ивановской, Владимирской областей и четырнадцать весенне-осенних выходов на природу. И если в коммунарскую бытность основным способом передвижения был пеший, а потом состоялось несколько велопутешествий, то теперь все большие походы – это речные сплавы.
- В этом году ходили по Меже в Мантуровском районе Костромской области, - рассказывает А.А. Замураев. – Это был сплав второй категории сложности с протяженностью маршрута 76 километров. Главная его особенность – отсутствие  связи и населенных пунктов на всем пути. Так называемые контрольные или санитарные выходы находились в пределах 8-10 км от реки (на таком расстоянии параллельно реке шла дорога). Сплавлялись на лодках, состав – 19 человек. Отрадно, что с нами пошли дети наших выпускников. В этом году детей было четверо, самому старшему – 11 лет, самой младшей – 8. Все молодцы, показали себя отлично и даже получат туристический разряд.
Маршрут разрабатывается скрупулезно, однако всего не предусмотреть. Речка Межа – сложная: много мелей, топляка – затонувших при сплаве бревен, несколько шивер – выходов камней на поверхность воды, перекатов – поперечных отмелей. Поэтому иногда приходилось нести лодки вдоль русла. Сложности  возникали и там, где когда-то стояли мосты, от которых сохранились сваи. И если обычно скорость передвижения составляет 6-7 км в час, то в таких условиях она сокращалась до 3-4. Но все эти трудности только прибавляли азарта. К тому же природа щедро вознаграждала за приложенные усилия:
- Радовали леса,- делится мой собеседник. - Первые 10 километров мы шли по пихтовому лесу, и стоял такой запах пихты! А какая была уха! Рыбы вообще в этот раз было много: язь, щука, окунь, карась, плотва.  Два раза мы ее даже коптили.
За семь лет речных сплавов «Итиль» прошел несколько рек, и каждая оказалась со своим «характером», каждая чем-то удивила.
- Меня больше всего впечатлила Ветлуга, - продолжает Андрей Аркадьевич. – Запомнилась километровыми пляжами с бело-желтым песком, сосново-пихтовыми лесами. Песчаные выходы по ходу этой реки сменяются отвесными берегами, в толще которых видны выходы разных пород: глины обычной, гравия, голубой глины. А по реке Нее есть выход кварцевого песка. И если в солнечный день выходишь из-за поворота, от этого кварца идет такой блеск, как будто лежит золото. То есть поворачиваешь и видишь золотой берег! И пляж метров 100 с этим песком. Еще Нея – это река с так называемым деревянным дном. По ней шел когда-то молевой сплав леса, а при таком способе идет утопление 10-20 процентов древесины. Там не очень глубоко, и если на дно встаешь, чувствуешь, что оно деревянное.
Костромская область располагается в подзоне южной тайги, и здесь, сплавляясь с севера на юг, видишь, как изменяется природа. Вот 76 км Межи. В верховьях это елово-пихтовые леса, а при впадении в Унжу – липовые. То есть мы шли по коридору липового леса, когда он цвел. Правда, когда это третий, пятый километр, голова уже, я хочу сказать, вот такая! – наш рассказчик прикладывает руки к голове и разводит их в стороны.


Сплавлялся «Итиль» и по Луху, и по Тёбзе, и по Нёмде, и по реке Костроме, и всякий раз туристы не переставали восхищаться красотами природы Центральной России. Хотя, конечно, созерцание пейзажей и преодоление трудностей – не все составляющие похода. Во-первых, есть научно-популярная часть: еще перед выходом составляется сообщение о реке, по которой намечен маршрут. О ее особенностях, названии, связанных с ней исторических моментах. Во-вторых, фотографирование.  «Штатным» фотографом считается А.П. Мараракина, но на деле снимают многие и много. В-третьих, развлечения, которые туристы организуют себе сами: это твистер, волейбол, карты, мафия, игры в слова. Для некоторых – непременно рыбалка. И много песен. Например, каждая лодка может петь по очереди песню на заданную тему. Или куплеты одной песни. На стоянке, конечно, песни под гитару, которая неизменно берется в каждое путешествие.
Вообще, чтобы столько грести на лодках, чуть меньше тащить их на себе, потом обустраивать бивак, да при этом еще и петь, требуется  хорошая физическая форма. Вопрос  физподготовки каждый решает самостоятельно. При этом, как отмечает Андрей Аркадьевич, в команде люди, в основном, спортивные,  подготовленные и закаленные. Есть страстные поклонники рыбалки (тоже своего рода спорт) и даже моржи. А Андрей Викторович Макин, как многим известно, вообще учитель физкультуры. И это, кстати, для «Итиля» - большое везение, потому что такой род занятий подразумевает умение не только всех профессионально построить (не забываем о роли дисциплины в походе), но и оказать первую помощь в случае травмы. Правда, этого пока не требовалось, и пусть не требуется дальше, а самым серьезным происшествием, с медицинской точки зрения, стали осы. Здесь выручила аптечка, которая всегда с собой.
Кстати, рассуждая о безопасности, А.А. Замураев  утверждает:
- Техника безопасности за 30 лет отработана на отлично! Техника пожарной  безопасности, техника безопасности сплава, погрузки-выгрузки из лодки, работы в лесу. Дети у нас в спасжилетах идут. Ну, и мы соблюдаем все правила туристического бивака, и после нас очень чисто.
«Про походы» нам было интересно все. Вот, например, что там едят, кроме рыбы? На этот вопрос ответила Алла Петровна Мараракина:
- Готовим рис, гречку, макароны с тушенкой, иногда картошку, варим супы из пакетов с той же тушенкой. А в первый день – сырный суп, и это уже традиция, которую завела я. Свежего хлеба хватает на 2-3 дня, а потом едим сухой, который заранее готовится в духовке. Это такое туристическое «изобретение»: сверху получается корочка, а внутри хлеб остается мягким.
В качестве приятного дополнения в меню бывают собранные на месте ягоды и грибы. А еще, отойдя от темы туристического питания, Алла Петровна рассказала, что иногда удается организовать походную речную баню, и это совершенно особое удовольствие.    
Практически в каждом походе происходит одна из тех историй, которые вспоминаются со смехом даже спустя много лет. Но вот «на камеру» все опрошенные клялись, что ничего такого вспомнить не могут. При этом в начале октября, когда «Итиль» традиционно пойдет на закрытие своего туристического сезона, их вспомнят столько, что хватит на целый сборник.
- Весь поход – это отдых людей, которые связаны общей идеей. Это и уха, это и запечь рыбу, это и с утра встать – кофе, без которого половина не может проснуться. Это и слаженная работа дровосеков, которые поставили палатки, принесли дров, это и девчонки, у которых чай на всю команду готов уже через 5 минут.  Это и костровой, которому говоришь «убавь газу», он отодвинул полено – жар убавился. Вот мы когда собирались и все вспоминали, на самом деле хохотали. Но это поденно.  Не один момент, а в целом, - пытается доказать мой собеседник, чтобы не делиться самым интересным. Вам, говорит, журналистам только жареные факты и подавай!
Ну да, ну да, плавали, знаем. Хотя, может, просто обстановка не та для таких воспоминаний. Конечно, час беседы в кабинете, когда с утра в костюме и галстуке, это вам не ночь у костра. Собственно, вы можете все узнать из первых уст, и даже стать участником событий. У объединения «Итиль» есть одноименная группа в соцсети «ВКонтакте». И если вас так и тянет собрать рюкзак и помчаться с веслами к какой-нибудь речке, смело обращайтесь – вам расскажут обо всех нюансах, и может быть даже, возьмут с собой. Но имейте в виду, что существует серьезная опасность, о которой Андрей Аркадьевич опрометчиво проговорился.
-Что вы делаете в первую очередь по возвращении из похода? Душ, обед, потом?
- И спать. СПАТЬ. Потому что отравление кислородом – оно дает о себе знать.

Вот так они и живут – от похода к походу. Если не идут, то готовятся, если не готовятся, то вспоминают. Потому что «отравление» кислородом - это очень серьезно. Это практически навсегда.

Материал подготовила
Ю. Татакина

 

Календарь

Май 2025
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник

Ссылки