У каждой школы гордость есть,
Она трудом добыта.
А наша Плёсская -
Музеем знаменита…
Здесь все предметы говорят
О павших славных воинах.
И вещи старые лежат,
И каска вся в пробоинах.
На стендах строгих и простых
В ряду прямоугольников
Портреты павших и живых
Отцов и дедов школьников.
Вот такое хорошее и очень правильное стихотворение. Оно, как эпиграф, в котором сказано главное: Музей боевой славы – это достояние Плёсской школы, его настоящее сокровище. Музейные богатства тут собраны с большой любовью к истории и памяти фронтовиков, ими может гордиться не только школа, но и весь город в целом. Справедливо отметить, что вклад в его формирование внесли очень многие жители Плёса. Движущей силой этого сложного многолетнего и многогранного процесса становления и развития музея была и остаётся по сей день Т.И. Губина. Только что школа отметила 40-летие музея, и Тамаре Ивановне есть что сказать по этому поводу.
«Мы очень долго думали над тем, как отметить такую дату, тем более совпадающую с 80-летием Победы, как раскрыть ярко и образно историю нашего музея, отдать должное всем, кто помогал в его создании… И пришли к выводу, что надо обязательно рассказать об основных вехах его развития, и обязательно пригласить людей, которые смогут поделиться воспоминаниями на эту тему. Из этих воспоминаний мы и планировали соткать полотно, в котором каждая ниточка говорила бы о трудном, но таком увлекательном деле, как поисково-краеведческая работа, ведь именно благодаря ей и создаются фонды музея», - сказала руководитель музея.
Всё сложилось так, как и задумывалось, хотя предугадать ход такого большого мероприятия, на которое приглашено так много гостей, и когда нужно охватить вниманием огромный материал, всегда сложно. Его успех был обеспечен тем, что на юбилей музея собрались единомышленники, каждый из которых так или иначе имел отношение к нему. Это были учителя – ветераны Плёсской школы, ветераны Плёсского городского поселения, родные и близкие участников Великой Отечественной войны. День воспоминаний действительно получился. Если сложить их вместе, то это будет настоящая книга, где каждая страница наполнена увлекательным содержанием.
Перелистаем её страницы:
На фото: огненный выпуск 41-го. Сцена из мероприятия к 40-летию музея
Страница 1.
Начало начал
В 1966 году, окончив Плёсскую школу, Тамара Ивановна работала пионервожатой. Время было такое, когда по всей стране развернулось поисковое движение по увековечиванию памяти фронтовиков. И она, имея за плечами истфак и испытывая горячую любовь к родному краю и землякам, была полна решимости приступить к сбору материала о плесянах-участниках войны. Каждому классу было предложено выбрать тему поиска: о маршале Василевском, Плёсских военных госпиталях, героях Советского Союза, уроженцах Плёса О.И. Кокушкине, М.Д. Корнилове и К.П. Тулупове, огненном выпуске 41-го года и др. С блокнотами и карандашами школьники отправились по домам бывших фронтовиков. Многие из них были живы. Воспоминания были яркие. Трудность состояла в том, что записывали дети медленно, путано, документы и фотографии военной поры фронтовики и родные погибших берегли, давали неохотно, с условием возврата.
Но все же, в результате кропотливой работы был собран богатый материал. Это был период с 1966 -1971 годы.
Страница 2.
Второй подход
Второй подход к сбору материала был не менее успешным. Это произошло в начале 80-х, когда в школе Т.И. Губина создала клуб «Поиск». Экспонаты продолжали накапливаться, возникла необходимость создания настоящего музея. Тамаре Ивановне предстояло решить ряд очень важных организационных вопросов. Благодаря своей напористости, вовлечению в дело многих заинтересованных лиц, все их удалось решить. Музей боевой славы был открыт 8 мая 1985 года. С этой даты и ведётся его официальная история.
Страница 3.
Спасение и возрождение
Шли годы. Тамара Ивановна работала директором Утёсской школы. А её детище ждало внимания и заботы. И настал момент, когда директор Плёсской школы А.Л. Кутногорская призвала Т.И. Губину вернуться и спасти положение. Она не могла отказать, несмотря на большие проблемы со здоровьем. Реставрация продолжалась год. Ценою больших усилий и участию в этом деле многих неравнодушных людей к маю 2010 года обновленный музей Плёсской школы вновь встречал гостей: 18 витрин и 6 стендов (в целом 4,5 тыс. единиц хранения) рассказывали о подвиге наших земляков. Девиз музея остался прежним: «Мы не можем остановить время, но мы можем сохранять память!»
Следующие 15 лет музей школы продолжал выполнять своё предназначение – воспитывать патриотов своей большой и малой родины, хранить память о прошлом, и прежде всего о Великой Отечественной. Это он делает и сейчас.
На фото: подопечные Т.И. Губиной готовятся выступить на краеведческих чтениях. 2017 год
Страница 4.
Экспозиции
Плёс – город, в котором родились М.Д. Корнилов, О.И. Кокушкин – Герои Советского Союза. Сам Бог велел уделить этим именам повышенное внимание. Тем более, школьники во главе со своими руководителями очень плотно работали с родными Михаила Корнилова, а класс М.В. Ивановой даже побывал на месте его гибели в Прибалтике. Школе присвоено имя Корнилова, ежегодно в школе проводятся линейки памяти, ему посвящённые. Есть бюст Героя, изготовленный нашим скульптором И.А. Блёскиным. Более года назад, благодаря десантникам 98-й Ивановской дивизии, был изготовлен бюст другого Героя - Олега Иольевича Кокушкина.
В Музее боевой славы 3 витрины занимает материал, посвященный выпуску 1941 года, «Огненному выпуску» школы. Эта тема не менее дорога Тамаре Ивановне. Каждый из выпускников стал ей буквально родным. Она узнала о них всё, включая особенности характера, привычки... Через своё сердце пропущены ею их судьбы, жизни их семей. Даже спустя столько лет после войны она не перестаёт восхищаться их подвигом. Ну как не сказать про Ивана Лебедева - 2 ордена Красной Звезды, 2 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны I степени плюс многочисленные медали! А как не упомянуть Сергея Митрофанова - старший лейтенант, командир роты, участник Сталинградской битвы. Это он сказал родным: «Если буду тяжело ранен, останусь инвалидом, домой не вернусь». Пропал без вести… «Все они – герои. И должны остаться ими на века», - убеждена Т.И. Губина.
Но тема войны, хоть и представленная очень широко и интересно, – далеко не единственная. Руководитель музея, как человек разносторонний, конечно, не мог обойти стороной культурную составляющую города в её историческом аспекте. Потому в музее есть экспозиции, посвящённые поэтам и писателям Плёса, художникам (включая Левитана), музыкантам – имя Шаляпина тут тоже звучит.
А второй частью школьного музея является собственно музей самой Плёсской школы, её истории. Год рождения – 1935-й, первый директор – И.Л.Хренов. Его фамилия, как рассказывает Тамара Ивановна, была выяснена случайно – из письма, которое пришло на адрес музея. А ведь сначала думали, что первым директором был Колесов. Писала дочь И.Л.Хренова, которая и сообщала данные об отце. С его именем связан вот такой интересный документ:
Приказ № 9.
17 сентября 1935 г. во время уборки моркови на пришкольном огороде ученики после работы таскали морковь для себя за труды. Такой способ расчёта с учениками в школе практикуется давно и приводит к воспитанию рваческих мелкобуржуазных привычек у детей; к воспитанию антипролетарской идеологии…
За извращение линии политехнического труда, за слабую воспитательную работу с детьми в процессе труда агроному А.И.Лебедевой объявляю выговор.
Директор Плёсской средней школы
И.Л. Хренов.
На фото: в руках Т.И. Губиной - ценный экспонат - пиджак с орденами фронтовика В.А. Сенцова
Страница 5.
Музей сегодня. Расширение экспозиции.
Откуда берутся новые темы, материалы, экспонаты? Музей сегодня уже не может жить только прошлым. Сама жизнь их преподносит, надо только уметь это увидеть и услышать, и у Тамары Ивановны это получается. Появляются новые имена, раскрываются архивные данные, завязываются новые знакомства. Потянув за ниточку, она распутывает очередной клубок интересных сведений, касающихся людей и событий родного Плёса. Т.И. Губина согласна с тем, что музей – это живой организм, и, несмотря на свои раритеты, он открыт для нового материала, в нём всегда найдётся место для новых имён.
Страница 6.
Благодарности
Любой музей – это содружество неравнодушных людей, когда каждый вносит свою посильную лепту в общее дело – организаторы, идеологи и вдохновители, собиратели, оформители, спонсоры… Среди этих людей А.В. Шевцов, В.Д. Беляев, С.В. Шибалов, С.В. Полева, В.К. Хохлова, Е.П. Шестириков, К.Б. Игнатов, Ю.В. Смирнов; ветераны-учителя: А.Л. Кутногорская, М.В. Иванова, Е.Н. Закаменная, Н.П. Широких, Г.Б. Сорокина, М.Ю. Персианцева; родственники героев материалов музея: М.Р. Корнилов и его сын В. М. Корнилов и многие другие. Всем огромное спасибо за чуткие сердца!
Эпилог
«Любить историю – это как пить воду, - говорит Тамара Ивановна, имея в виду, что это очень естественно для человека, пьёшь воду – значит живёшь, изучаешь историю, делаешь выводы из полученной информации – значит имеешь твёрдые убеждения, обретаешь любовь к своим родным корням – стране, семье, культуре своего народа. Музеи - это и есть то место, где живёт история. Так было, так есть и сейчас, музеи – это наш золотой ресурс, живая вода, глоток которой помогает всем нам быть людьми, гражданами своей страны».
Материал подготовила
О. Пикина