Что такое проехать на полуторке с боеприпасами по льду Ладожского озера, когда сверху кружат мессершмитты и сбрасывают бомбы? Какие чувства охватывают, когда видишь, как идёт ко дну впереди шедшая машина? Кто следующий? Анатолий Александрович Цыганов всё это пережил.
На фото: А.А. Цыганов. Первые послевоенные годы
- Не женат? Тогда поедешь первым - таков был приказ. Ужас от ревущих немецких самолётов, ведущих обстрел советской колонны, двигающейся по льду озера, он помнил всю жизнь. Пронесло! Повезло! А товарищам – нет. Они гибли на его глазах, погружаясь в пучину чёрной полыньи. В одну из таких поездок Анатолия Цыганова контузило: ударной волной его выбросило из полуторки. Очнулся – машины нет, сам – на льду, его подобрали идущие следом за колонной машин пешие солдаты. Обращаться в медсанбат, чтобы долго лечиться, он не собирался. Сходил туда, «отметился» и назад, в свою часть. Война – это всегда риск, а возить грузы в осаждённый Ленинград –это риск вдвойне. Однако Анатолий, как видно, появился на свет под счастливой звездой, да и сам был не робкого десятка. И это несмотря на то, что к моменту призыва на фронт ему было 18 лет.
Родился в д. Коряково Костромской области. Его отец и до войны, и в войну работал на соляных копях в Некрасове. Мать – активистка, коммунистка, вступила в партию в 18 лет. Заведовала почтой. Ходила с наганом, чтобы дать отпор тем, кто вдруг захочет напасть на почтовый обоз и за-брать государственные деньги. Может, от родителей он унаследовал боевой дух и правило не прятаться от опасности, а выполнять то, что должно.
Крутить баранку А. Цыганову пришлось не только на льду Ладожского озера, целых 3 года он управлял машиной радиолокационного оборудования. Его задача заключалась в том, чтобы, быстро перемещаясь по заданному маршруту, засекать батареи противника, которые затем подавлялись огнём советской артиллерии. Как сказано в Википедии, радиолокационная станция (РЛС), радар —это радиотехническая система для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов, а также для определения их дальности, скорости и геометрических параметров. В её работе используется метод радиолокации, основанный на излучении радиоволн и регистрации их отражений от объектов. За время управления такой машиной у Анатолия был шанс отличиться, и не раз. Это происходило благодаря его смелости, находчивости. Вот, как об этих случаях говорится в характеристике, подготовленной командованием для его награждения медалью «За боевые заслуги»: «Рядовой Цыганов Анатолий Александрович в армии с 1942 года. Дисциплинированный, старательный, всегда на отлично выполняющий приказы командования. В должности шофёра тов. Цыганов проявил исключительную любовь к порученному делу, он беззаветно весь отдаётся уходу за машиной и несёт боевую работу как один из лучших шоферов батареи.
6 октября 1944 года батарея выполняла боевое задание по форсированию пролива и высадке десанта на о. Муху. Тов.Цыганову было поручено вместе с автоматикой и звукоаппаратурой переправиться через пролив. Под обстрелом артиллерии миномётного и пулемётного огня тов. Цыганов загоняет машину на плот, на котором и доставляет всё в исправности на остров. Батарея раньше срока сумела развернуться и приступить к зачистке батарей противника, которые быстро подавлялись нашей артиллерией.
10 ноября 1944 года противник предпринял на оз. Язель артконтр-наступление. Было приказано батарее сменить в сжатые сроки боевой порядок. Тов. Цыганов под огнём противника на машине объезжает посты, собирает всю звукоаппаратуру и доставляет к новому боевому порядку.
Благодаря смелости и отваге тов. Цыганова батарея быстро смогла развернуться и засекать стреляющие батареи противника».
Уже почти в конце войны Анатолию Цыганову пришлось выполнять другой приказ – вступить в борьбу с «лесными братьями». Так называли прибалтийских бандеровцев, выступивших против советской власти. Они прятались по лесам и нападали на наших солдат, не щадили и мирных жителей, поддерживавших советский строй на территории Литвы, Латвии и Эстонии. Это был не менее серьёзный и озлобленный враг. Однажды часть, в которой служил Цыганов, укрываясь от обстрела, зашла в болото. И не могла выйти оттуда почти неделю. А это был ноябрь. Хоть вода и не была столь холодной, как в реке, но этого хватило, чтобы основательно простудить лёгкие. Замёрзших и обессилевших солдат обнаружила наша разведгруппа и вывела из этого страшного плена. Но борьба с «братьями» на этом для него не закончилась. В медпункт обращаться было не в его правилах. Анатолий продолжал крутить баранку своей машины, колеся по окрестным селам, перелескам, доставляя наших бойцов в самые горячие точки сопротивления прибалтийских бандеровцев. Он не раз видел примеры этого ожесточённого противостояния, бессильной злобы и ярости повстанцев, в результате которой гибли не только они сами, но и мирные жители. Пришлось ему в оцеплении стоять, чтобы не выпустить «лесных братьев» из окружения.
На фото: сослуживцы А.А. Цыганова
Но был и на его улице праздник! Настоящий, с цветами, музыкой, фанфарами, с воодушевлёнными победой ленинградцами: Анатолию Цыганову выпала честь стать участником ленинградского парада 8 июля 1945 года. Это грандиозное событие не столь масштабно описывается в различных источниках, как, например, парад в Москве. Он был скромнее, не так строго регламентирован, газеты того времени называли его «парад не по уставу», «торжество сердечности». И это было действительно так, стоит почитать об этом воспоминания свидетелей события. Вот одно из них: «Хотя все организации заранее определили свои места на пути следования победителей, на деле не получилось разграничений, все смешались в одну толпу, радостную и внутренне организованную, заполнившую улицы. Девушки с букетами выходили навстречу войскам далеко вперед... Матери обнимали чужих сыновей, как своих, и шли рядом, стараясь шагать в ногу с гвардейцами. Артиллеристы сажали детей на передки орудий, цветы реяли в воздухе, как конфетти, и в этом тоже не было никакой обусловленности — горожане поступали так, как подсказывало сердце - то дождем рассыпали цветы над головами идущих воинов, то, забегая вперед, ковром расстилали цветы у них под ногами, то, выбрав приглянувшегося бойца, подбегали, целовали и наделяли огромным букетом…»
В этом празднике жизни был и его, Анатолия, вклад. Он с гордостью проехал на радиолокационной машине по улицам и площадям города. Думал ли он когда-то, что такое случится, когда ехал по льду Ладоги, везя ленинградцам хлеб или доставляя боекомплекты для Катюши…
Проблемы со здоровьем у него начались в 1946-м. Уже не обратиться в госпиталь было просто нельзя. Врачи признали воспаление лёгких. Сперва удалили часть лёгкого, а потом и всё. Так и жил с одним. Устроился на крахмало-паточный завод. Ходил пешком на работу почти 5 км в один конец каждый день. Вставал в 4 утра, чтобы успеть к 7 утра загрузиться и отвести груз в город. Женился. Семейная жизнь сложилась счастливо. Супруги вырастили достойных детей, один из которых - Евгений - и рассказал нашему корреспонденту боевую биографию отца.
Анатолий Александрович так до конца жизни и оставался скромным человеком, совершенно не стремящимся ни к каким военным почестям и наградам. И, как рассказал Евгений Анатольевич, иногда доходило до смешного: на какие только уловки ему не пришлось пойти, чтобы уговорить отца сходить в администрацию, чтобы написать заявление на получение полагающегося фронтовикам автомобиля Жигули без очереди! Про войну он вообще упоминал редко. Но его слова о том, что на войне ничего хорошего нет, Евгений запомнил.
Анатолий Александрович, уже будучи больным, так хотел дожить до очередного Дня Победы, но не смог – рак лёгкого оборвал его жизнь 24 февраля 1993-го года. Ему было всего 68. Но День Красной Армии и Военно-морского флота он всё-таки застал… Это были его главные праздники.
Сегодня, в преддверии Дня защитника Отечества, мы вспомним всех тех, кто принёс нам Победу. В их рядах значится и имя А.А. Цыганова, скромного Героя Отечества. Таких, как он – бессмертная рать! И пусть с небес, глядя на нас, они знают, что их подвиг не забыт.