Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

О героях былых времён

Зря поётся в песне, что о героях былых времён не осталось почти имён: многие семьи их бережно хранят: документы, фотографии, воспоминания о них передают последующим поколениям.

На фото: Павел Серов в годы войны

Так, к примеру, происходит в семье жителей нашего города Серовых. Юрий Павлович, его супруга Надежда Николаевна, дети и внуки, и правнуки давно все имеющиеся сведения о своём участнике войны – Серове Павле Ивановиче – хранят в компьютере. Оцифрованы фото медалей и орденов, наградные листы, снимки военных лет. Каждый год в день победы Серовы посещают могилу своего дорогого человека, что находится в Еропкино, где тот и родился, и всегда у них в памяти те события, о которых он им смог рассказать.
Судя по боевой биографии Павла Ивановича, рассказать ему было о чём – Сталинградский фронт, Западный, 1-ый и 2-ой Белорусские фронты, орден Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны II степени, многочисленные медали, главная из которых «За оборону Сталинграда», два тяжёлых ранения (одно осколочное – с осколком в бедре и умер, а пулевое – то  вообще прошло чуть выше сердца и вышло через лопатку)… Но вот беда, рассказывать фронтовик не любил, и по воспоминаниям родных, сам о войне первым не начинал разговор никогда, только отвечал, если спрашивали. Сегодня, в преддверии Дня Победы, на основе воспоминаний родных и документальном материале, расскажем нашим читателям об этом человеке, чтобы всем вместе вернуться в те далёкие годы, воскресив память о героях былых времён.
Он был простым деревенским парнишкой, смышлёным и дельным. Интересовался радиотехникой, и даже сам собрал радиоприёмник. Из него раньше всех остальных сельчан и узнал, что началась война.  До войны работал ткачом-жаккардистом на Василёвской фабрике, бегом бегал до работы километров 6 туда и обратно, был выносливым, сил хватало и на труд. Павла призвали на фронт в 1942-м.  Он прошёл военную подготовку, его обучили обращению с противотанковым орудием, после чего попал в пехоту. Несмотря на молодость, Павел прекрасно понимал всю опасность предстоящего пути, предполагал,  что   служба у пехотного солдата будет нелёгкой, что жизнь его может быть совсем короткой – как повезёт…  Жил пехотный солдат в основном под открытым небом, правда, если полк находился в обороне, то тогда на недели, а то и месяцы родным домом пехотинца становилась землянка, а кому повезло быть при командире, то и блиндаж, а так, обычно, между боями на марше бойцы двигались пешком прямо по полям, лесам и болотам, по непролазной грязи, иногда пехотному солдату даже пищу приходилось принимать прямо на ходу.  Многие бойцы прошли тысячи километров вместе со своими личными вещами. Тяжелее всех было в пехоте тем, кто был вооружен тяжелым оружием. Так и получилось у Павла Серова: вес противотанкового ружья, которым он и стрелял по танкам, был более 17 кг, длина – 2 метра. Но он не роптал, привык подчиняться обстоятельствам и верить в свою звезду, рассуждая: будь как будет…
Противотанковый батальон, где он служил, стал участником Сталинградской битвы. Батальон состоял из ивановцев, обороняли сталелитейный завод. В живых остались единицы. Рядом с ним сражался боец Соснин из Шуи.  - Было очень тяжело, - воспоминает Павел Иванович, (текст газетной статьи из музея) - бои шли днём и ночью, за каждый дом, этаж, улицу. Здесь меня ранило. До сих пор без содрогания не могу вспомнить ночь, когда нас, раненых, привязав к плотам, спустили в Волгу, чтобы переправить на другой берег. Вода кипела от взрывов…». Про этот страшный эпизод он потом ещё не раз рассказывал детям и внукам. Сын его по этому поводу говорит: «Такой способ переправы раненых для военных времён был обычным делом. Это мы сейчас восприняли бы как негуманное отношение, а тогда, кроме, как на плотах, переправить раненых в безопасное место было всё равно не на чем. Их опускали вниз по течению, а где-то в нужном месте вылавливали баграми… Таким образом было спасено немало жизней. Отец говорил, что плыл с надеждой:  выживет - хорошо, нет - так нет… Ему повезло, а многие не доплыли: берег и мелководье (а про глубину никто не знает) были заполнены утонувшими…  И ни разу ему не пришло в голову спрятаться, укрыться где-то. Он твёрдо знал: смалодушничаешь – позор для всей семьи. В те времена семьям бойцов к тому же выдавали продовольственные пайки. Павел Серов с самого начала войны для себя решил, что не допустит, чтобы его мать голодала….
Был ещё один эпизод, который чётко отложился в памяти, про снайперов. Это ещё один момент, когда жизнь Павла Серова висела на волоске: «Он был вторым номером противотанкового ружья, то есть шёл сзади номера первого, вместе бойцы несли это орудие, оно было длинное, - рассказывает Юрий Павлович. - И вот первый номер вдруг упал. – Что с тобой? - спросил отец. А в ответ тишина. Только в голове солдата пуля от снайперской винтовки. Как выяснилось, снайпер (или снайперы) засел в скирдах сена. Когда об этом наши догадались, то стали палить по ним зажигательными снарядами. После этого выстрелы прекратились».
После госпиталя Павел Серов снова оказался на фронте, он попал в отдельную лыжную бригаду. Как свидетельствуют документы из Приволжского музея, в её составе выполнял специальные задания: взрывал железнодорожные станции и другие важные объекты немцев.

На фото: документ о награждении П.Серова орденом Отечественной войны


После Сталинградской битвы ему и другим бойцам, пережившим этот ад, была оказана большая честь. Вот как сказано об этом в газетной статье из музея, основанной на личных воспоминаниях П.И. Серова.  «Собрали тех, кто сражался под Сталинградом.  Вы получили закалку в исторической   битве, на каждого из вас можно смело положиться. Будем учить вас на офицеров. Так Павел Иванович после шести месяцев учёбы  стал младшим лейтенантом. Его взвод получил задание: перерезать шоссе Чаусы – Могилёв. Задание было не только выполнено, но и удержан важный населённый пункт. За успешное выполнение приказа, проявленную смелость П.И. Серов был представлен к ордену Красной Звезды. В этом бою он был тяжело ранен и после лечения направлен на работу по подготовке молодых солдат». А завершается статья информацией о том, что, демобилизовавшись в 1946-м году, он по состоянию здоровья не смог работать ткачом, потому перешёл на завод «Красная Пресня». «Ветеран старается донести до молодёжи героический подвиг народа. Поэтому Павел Иванович часто выступает в подшефной школе № 12». Хотя, на самом деле, по воспоминаниям сына, Павел Иванович наоборот такие мероприятия не любил, и даже осуждал тех участников войны, которые, по его мнению, везде рассказывают о своих подвигах, хотя, возможно, в настоящих боях и не бывали. Тут он приводил слова Черчиля о том, что награды дают не там, где свистят пули, а там, где их дают... Этим, конечно, он не хотел приуменьшить заслуги фронтовиков, но имел в виду, что на фронте бывало всякое: далеко не все подвиги солдат были замечены в той мясорубке, командиры сами часто были убиты, так что представить к медали или ордену бойца было просто некому…
«Когда я был школьником, то думал, что наши солдаты, и отец мой в том числе, шли в атаку каждый день, - говорит Юрий Павлович. -  Но как он рассказал, дело обстояло не так: было много оборонительных боёв, настоящих наступлений – 3-4, в которых доводилось участвовать бойцу, особенно пехотинцу во время войны.  Солдатские судьбы складывались по-разному». Фронтовая судьба Павла Ивановича Серова сложилась, можно сказать, неплохо: в ней было всё – и серьёзные бои, и ранения, и моменты, когда он находился на волосок от гибели, и награды. Он вернулся домой, построил свою семью, и теперь его дети, внуки и правнуки имеют полное право гордиться им.

Календарь

Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник