Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Дорога жизни

В редакцию снова пришло письмо от Галины Комаровой. Ее новый рассказ, подготовленный в соавторстве с дядей, Сергеем Комаровым, посвящен блокаде Ленинграда.

На фото: «Ижорский таран» - мемориал в составе комплекса мемориальных сооружений «Зелёный пояс славы», созданного по инициативе поэта, фронтовика, уроженца Фурмановского района М.Дудина

Мои предки родом из деревни Васькин Поток Приволжского района. А я живу в Санкт-Петербурге, точнее, в городе Колпино, который расположен вдоль границы с Ленинградской областью.
Недалеко от моего дома находится памятник, который называется  «Ижорский таран» — мемориал в составе «Зелёного пояса славы», сооруженного на линии протяженностью свыше 200 км, по которой в сентябре 1941 г. проходил рубеж обороны Ленинграда. А в этом году, 22 ноября, отмечают 80 лет с начала движения по Дороге жизни, которая была единственным путем, связывающим окружённый Ленинград с большой землёй.
Мой дядя Сергей Комаров, проживающий в местах, откуда родом наши предки, не первый год изучает историю нашего рода и знает довольно много исторических фактов, связанных со своей малой родиной. Он рассказал мне, что в деревне Васькин Поток жили Иван Иванович Туманов, служивший на Дороге жизни водителем при штабе и возивший офицеров с поручениями и приказами, и артиллерист Алексей Георгиевич Владимиров, который участвовал в обороне Ленинграда. Поэтому тема Дороги жизни меня заинтересовала, я захотела узнать об этом подробнее. Оказалось, что первые машины с продовольствием по этой дороге – через Ладожское озеро – были запущены 22 ноября 1941 года. Меня это сильно впечатлило, потому что я понимала – озеро достаточно большое и глубокое, а в конце ноября зачастую только выпадает первый снег, и лёд не может быть достаточно крепким для тяжёлых машин. Так как же удавалось провозить продовольствие по тонкому льду?
Оказывается, для того, чтобы проложить дорогу, потребовалось немало усилий и ресурсов. Помощь в построении маршрута по Ладожскому озеру оказали монахи, которые ранее проживали на одном из его островов. Они рассказали советскому командованию, где в первую очередь на Ладожском озере встаёт лёд, и где находится мелководье, на котором лёд крепче.
Также учёными был изобретён специальный прибор — прогибограф, который мог регистрировать прогибание льда на временном отрезке от 0,1 секунды до суток. Благодаря этому прибору, удалось понять, почему в первые дни прокладывания дороги жизни под лёд ушло множество грузовиков. Проблема оказалась в резонансе, который возникал при совпадении скорости автомобиля со скоростью ладожской волны подо льдом. Также учёные учли влияние отраженной от берега волны и волны, которая создавалась соседними машинами, потому что это оказывало сильное влияние на движение автомобиля. Было проделано много работы перед запуском по дороге первых автомобилей, а помощь учёных помогла значительно сократить потери.
Сначала по льду были запущены санные обозы, но 22 ноября 1941 года 30 полуторок из автотранспортного батальона № 389 под командованием В.А. Порчунова и военного комиссара П.М. Каливердова выехали на тонкий, ещё не устоявшийся лёд Ладожского озера. Нагружали машины в первое время всего 5-6 мешками муки из-за страха, что лёд может не выдержать тяжести. Во время перевозки грузов через озеро водители стояли на подножках, чтобы успеть выпрыгнуть в случае провала машины под лед. По статистике каждая четвертая машина не возвращалась.
Организатором движения через Ладожское озеро был генерал-лейтенант М.С. Хозин, проектировал дорогу военный инженер Б.В. Якубовский. Первая из отправленных по дороге жизни колонн, числилась под №101, в дальнейшем – под №102, командовал ей капитан 1 ранга М.А. Нефедов.
Известно также, что на ледовую дорогу направляли целые эшелоны девушек и женщин из Ярославской, Ивановской, Вологодской областей. Они выполняли тяжелейший солдатский труд — работали грузчицами и регулировщицами.
За время блокады Ленинграда по Дороге жизни было перевезено более 1 млн. тонн грузов, эвакуировано около 1,5 млн. человек, до-ставлено обеспечение для подготовки наступления Красной Армии для прорыва блокады. Отчасти за-слуга освобождения жителей города, в котором я  проживаю, принадлежит и уроженцам Ивановской области, откуда родом мои предки.
И.И. Туманов после войны работал водителем пожарной части. Купив дом в Приволжске, из деревни переехал. Однажды он пришел в гости моему прадеду – А.С. Ершову, который жил в деревне Васькин Поток. В то время у прадеда была собака, похожая на кавказскую сторожевую. Величиной с овчарку, лохматая, черно-коричневого окраса, а звали её Туман. И вот дед отдал эту собаку Ивану Ивановичу Туманову для защиты от воров. Сказал, что она ему будет нужнее.
Мой дядя – Сергей Комаров – также рассказывал, что И.И. Туманов одним из первых в деревне Васькин Поток купил телевизор, и местные мальчишки, среди которых был и Сергей, приходили к нему смотреть военные фильмы. При этом Иван Иванович любил пояснять военные действия, показанные в этих фильмах. Например, в одной из кинолент он заметил ошибку: на экране действие шло с участием автомобиля ГАЗ 69, а фронтовик говорил, что в войну таких машин не было, были другие  — ГАЗ 67 и американские.
А.Г. Владимиров после войны построил дом в д.Васькин Поток, а потом переехал к дочери во Владимирскую область.
Я горжусь своими земляками, которые внесли вклад в прорыв блокады Ленинграда и в общую Победу над врагом в Великой Отечественной войне!