Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«В каждом сердце остаётся школа»

В День учителя мы всегда говорим об учителях общеобразовательных школ, порой забывая, что педагоги работают с нашими детьми не только там. В Приволжске есть, например, музыкальная школа, где обучение ведется не менее серьезно и так же требует от учителя огромного кропотливого труда. На этот раз в преддверии праздника мы побывали именно здесь.

На фото: Л. Ю. Яблокова с ученицами

Любовь Юрьевна Яблокова – педагог дополнительного образования. Она родилась в Приволжске, после замужества переехала в Волгореченск, но местом ее работы с 1979 года и по сей день остается Приволжская Детская музыкальная школа. Её атмосфера  для Любови Юрьевны стала по-настоящему родной еще в детстве, потому что она и сама была здесь когда-то ученицей.
- У меня очень музыкальная семья, - говорит педагог. – Папа здорово играл на гармошке, мама очень хорошо пела, сестра, я любили петь с детства. Родители хотели, чтобы я играла на баяне, но когда меня привели в музыкальную школу, показали домру, как она звучит, я вы-брала этот инструмент. Хотя параллельно занималась и по классу баяна. А после окончания школы, не раздумывая, поступила в музыкальное училище.

Получив его диплом, Любовь Юрьевна стала преподавать в Приволжской ДМШ игру на домре и баяне, а позже и на гитаре, которую освоила лет 25 назад. Первой среди своих коллег по музыкальной школе Л.Ю. Яблокова получила высшую категорию, практически перескочив получение 12 разряда.
- Это было трудно и очень серьезно, - вспоминает она. – Нужно было собрать хорошее потрфолио, иметь достаточное количество грамот, призовых мест. Все это у меня было, и я считала себя достойной высшей категории, но перед комиссией тряслась как осиновый лист. И, как оказалось, зря – категорию мне присвоили. Еще и поддержали в том, что поднимаю популярность русских народных инструментов. Хотя некоторые коллеги отговаривали – зачем тебе это, вдруг не сдашь! А я сдала и не только получила финансовый плюс – я доказала себе, что да, мои дети могут! И я, как педагог, могу дать им подготовку высокого уровня. Это подтверждается и тем, что мои ученики занимают призовые места, в том числе, на всероссийских конкурсах. А я получаю от них заряд позитива, возможность видеть глазами ребенка и возвращаться к детскому – непосредственному – восприятию.
Рассказывая о работе, Любовь Юрьевна постоянно переключается на своих учеников. Именно их успехи она считает главным мерилом педагогических достижений и гордится как своими собственными. Тем более что за годы постоянных занятий успевает сродниться с каждым ребенком, и это одна из особенностей работы именно в музыкальной школе. В отличие от общеобразовательной, где учителю приходится заниматься с целым детским коллективом, здесь процесс обучения сугубо индивидуальный, учитель и ученик настраиваются друг на друга, как инструменты в оркестре:
- Это 40 минут с ребенком один на один, - объясняет Любовь Юрьевна. – Тут все должно быть: и как ты себя чувствуешь, и чего ты добился сегодня, и как прошел день… Ребенок раскрывается, начинает рассказывать. Индивидуальный урок – это и разговор по душам, и игра в какой-то момент, и отвлечься, если видишь, что ребенок устал. Обязательно нужно, чтобы заниматься было интересно. И все дети разные, и к каждому нужен свой подход, а приходит все это только с опытом. Но каждому я говорю: нужно трудиться, иначе результата не будет. Уверена, что педагогу необходима твердость. Хотя одному ребенку можно поставить двойку за невыученный урок, и это его подстегнет, а другой только обидится и закроется, поэтому лучше сказать, что нужно как следует подготовиться в следующий раз.
Дети действительно разные, и не только по характеру – данные тоже заметно различаются, но Любовь Юрьевна считает, что в любом случае ребенок, обучаясь музыке, получает многое. Начиная с развития мелкой моторики, заканчивая более глубоким эмоциональным и духовным развитием:
- Музыка заставляет думать, чувствовать, и это остается с человеком навсегда. И дети, которые занимаются у нас, развиваются быстрее.
Из тех, кто уже окончил ДМШ, с особым уважением говорит Любовь Юрьевна о нескольких своих ученицах:
- У меня занималась Юлия Морева (Жукова). Сейчас она нашла себя в немного другой сфере, и я очень рада ее успехам. Галина Борисовна Мясникова сама преподает у нас, а когда-то была моей ученицей. Звание Лауреата II степени на одном из областных конкурсов получила в свое время Марина Астафьева. Еще одна моя ученица – Таня Кроткова. Девочка очень трудолюбивая, целеустремленная. Мы с ней куда только ни ездили! После нашей школы она окончила Ивановское музыкальное училище и Воронежский институт искусств. Еще одна яркая девочка – Катя Румянцева. Пришла ко мне в 6 лет, занималась, как и Таня, 9. Очень приятный был для меня момент, когда мы с Катей и нашим концертмейстером Ириной Анатольевной Поповой приехали в Нижний Новгород на конкурс, и Катюша получила Лауреата II степени. Это бальзам на душу для меня, что дети мои добиваются таких результатов! Сейчас Катя учится в Костромском музыкальном училище с прицелом на поступление в консерваторию. Хотя сначала было очень сложно – ребенок был закрыт эмоционально, и только благодаря нашему с ней упорству, все получилось. И такие вот победы помогают мне понимать, что как педагог я на правильном пути.
Из тех, кто занимается сейчас, Любовь Юрьевна отмечает Лизу Хайруллину:
- Умница, труженица, очень интересная по характеру девочка, которая многого добивается. К нам из музыкального училища с мастер-классом приезжал преподаватель по классу балалайки А.А. Лорер. Он отметил игру Лизы, очень ее хвалил, приглашал заниматься в Иваново, но она пока учится только в 7 классе. Ежегодно мы устраиваем концерты для дошкольников, и впервые я  увидела Лизу именно среди них. Она такими глазами смотрела! И вы-брала балалайку – первый раз было такое в моей практике, обычно девочки предпочитают другие инструменты. Сейчас Лиза основную программу уже закончила и занимается по предпрофессиональной.
Есть и другие замечательные ученики, но чтобы рассказать обо всех, нужно написать отдельный материал. А если в целом, то Любовь Юрьевна отмечает, что нынешние дети отличаются от тех, что приходили раньше. Они более хваткие, быстрее и результативнее осваивают программу, с ними учебный процесс идет с бОльшим прогрессом. А преподаватель подстраивается, идет за возможностями ученика: подбирает более сложные и интересные произведения. При этом с развитием интернета, растут и возможности педагога. В результате общих усилий удается многое, и учащиеся класса Л.Ю. Яблоковой участвуют не только в областных, но и во всероссийских, и даже в международных конкурсах.
В разговоре затрагиваем тему добровольно-принудительного обучения в музыкальной школе: зачастую родители, стремясь ли исполнить собственную детскую мечту, испытывая ли чрезмерное желание гордиться своим чадом перед ближайшим окружением, не считаются со стремлениями самого ребенка. А занятия из-под палки к хорошему приводят редко. Любовь Юрьевна настаивает, что к ребенку нужно прислушиваться. А чтобы ему не пришлось расплачиваться за успех проблемами с психикой, родители должны не понукать и критиковать, а поддерживать и хвалить. Особенно на начальном этапе и даже за самые незначительные, на первый взгляд, достижения. Если же их пока нет, то за старания и упорство. В случае, когда время идет, а ситуация не меняется к лучшему, стоит все же подумать, не выбрать ли другой путь.
Сейчас для всех нас наступили сложные времена. Пандемия с ее ограничительными мерами повлияла буквально на все, проблемы возникли и в работе музыкальной школы.
- Это очень выбило нас из колеи, - делится Любовь Юрьевна, - потому что дистанционно заниматься музыкой – практически бессмысленно. Ты должна видеть ученика, его руки, а он – твои эмоции. На таком занятии нельзя даже поправить пальчик малышу, правильно посадить его за инструмент. Надеюсь, все станет лучше.
Но кроме пандемии, есть и другие трудности: Л.Ю. Яблокова сетует, что устала каждый день ездить на работу из другого города. Да и автобусы в последнее время ходят нестабильно. Особенно сложно зимой: в ожидании транспорта приходится не только притопывать на остановке, но и греться в ближайших магазинах. Да и возможность сменить работу есть – педагогу предлагают хорошее место в Волгореченске.
- Но мне жалко детей, - говорит она. – Потому что я их к себе приучила… приручила даже. С первого класса ребенок мне открывается, я к нему прикипаю. Возникают особые отношения, и их тяжело разорвать. Готовишь их, и вдруг бросишь, а других возьмешь – вот как?

Разговор заканчивается, потому что к Любови Юрьевне приходит ученица. И она еще не знает, но когда-нибудь обязательно поймет то, о чем говорит ее педагог:
- В каждом сердце, в разной степени, но обязательно, остается музыкальная школа. И музыка, которую по-настоящему открываешь именно здесь.

Редакция газеты «Приволжская новь» поздравляет с профессиональным праздником всех учителей нашего района. Уважаемые педагоги! Желаем вам здоровья, уверенности в своих силах, новых возможностей и достижений. И огромное спасибо за ваше терпение, за каждодневный труд, за то, что учите наших детей верить в себя.

Материал подготовила
Ю. Татакина