Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«Мы идём от потребностей детей»

Наконец-то, с последних чисел января дополнительное образование получило возможность работать в нормальном очном режиме, а до этого времени строгие правила, связанные с пандемией, предписывали им дистанционный формат.  Исключением были ученики 1-4 классов и дети дошкольного возраста, которые приступили к очным занятиям чуть раньше. И вот теперь ребята всех возрастов могут вернуться в родные кружки и секции, правда, без массовых мероприятий и зрителей. Но это уже совсем не та сложная проблема, с которой приходилось мириться на протяжении долгих осенних и зимних дней, когда особенно хотелось согреться творчеством и общением с друзьями-единомышленниками. О том, как жилось в этих трудных условиях одному из наших учреждений дополнительного образования – Центру детского и юношеского творчества и что изменилось в его работе буквально за последние дни, расскажут его директор Н.Е. Смирнова и замдиректора А.В.Груздева.

Творчество, креатив

и современные технологии

Как показала практика, дистанционная форма обучения и творчество – это вещи мало совместимые. Конечно, ребёнок сможет по Интернету вместе с педагогом сшить мягкую игрушку или изготовить какую-то поделку. Но это, во-первых, гораздо труднее и для педагога, и для ребёнка, а во-вторых, гораздо менее интересно и продуктивно. Надо ещё учесть, что за время пандемии на детях и так лежала огромная компьютерная нагрузка, связанная с обучением по школьным предметам, и дополнительное образование было для них действительно дополнительным грузом. Есть и другой аспект: не все наши объединения в принципе могут работать дистанционно. К примеру, самбо, танцы, театр… Как мы выходили из ситуации? Она ведь действительно была неординарной. Педагогам пришлось полностью перестроить свою деятельность, одно дело - провести творческое занятие очно, приготовив для этого раздаточный материал, а другое - онлайн: заснять каждый этап изготовления поделки и доступно объяснить последовательность действий, достучаться до каждого ребёнка. А для этого требовалось освоить новые программы, новые технологии, работу на новых образовательных платформах. Такой сложный период таил опасность растерять воспитанников. Но наши педагоги справились со всеми сложностями: наладили с детьми обратную связь, создали свои интернет- сообщества, использовали любую возможность, чтобы пообщаться, постоянно поддерживали интерес детей к занятиям. Несмотря на все трудности, участников наших акций и онлайн-конкурсов было очень много, как и самих мероприятий. Ребятам они показались увлекательными, раз они с удовольствием на них откликались.  
Сложный период позади. Что мы возьмём с собой в «новую жизнь»? Прежде всего, проведение конкурсов (рисунков, фотографий, многих видов изобразительной деятельности) в форме онлайн. Как выяснилось, это очень удобно со всех сторон: нам не надо размещать громоздкие стенды, занимающие много места, и на которые к тому же не все детские работы обычно убираются, а детям не надо их нести нам (не все наши воспитанники учатся в школе № 1, где расположен ЦДЮТ), достаточно разместить в Интернете. Таким образом здесь формируется целая выставка, посмотреть на которую может каждый желающий, в том числе, и родители ребят, занимающихся в Центре. 
2021-й объявлен Президентом РФ Годом науки и технологий. Как раз сейчас мы завершаем конкурсные мероприятия, посвященные этой теме... Это и конкурс рисунка для детей 5-12 лет, конкурсно-игровые программы для учеников 5 классов, а также онлайн-викторины для педагогов и учеников 6-11 классов в режиме реального времени на площадке myQuiz .
Ребята и педагоги научились за время дистанционного режима и другому важному делу - готовить видео-занятия. Мало того, мы идём дальше - учимся снимать не только порядок действий мастер-класса или свою работу, но и целые сценки - с озвучкой, музыкой, красивым фоном. Простой пример: дети под руководством А.В.Груздевой, изготовив с помощью 3 D ручек  на занятиях кружка «3 D БУМ» персонажей и декорации для сказки «Зимовье зверей», смонтировали из этих поделок настоящий мультфильм.  Сплошное творчество, креатив и современные технологии!

Экоша, Клио,  Арт Феи

и другие персонажи…

В новых условиях, а точнее, старых, есть где развернуться творческой мысли и безудержной фантазии - очные занятия это позволяют сделать в полной мере.  Как говорится, выбирай на вкус! Приволжские дети могут попробовать себя в художественном, техническом, естественно-научном, туристско-краеведческом, физкультурно-спортивном, социально-педагогическом направлениях, выбрав объединение по интересам (а то и несколько). На данный момент их 29 ! Часть из этих объединений работают на базе ЦДЮТ давно, но не только не исчерпали себя, но и, напротив, с годами приобрели новые формы и новое наполнение. К примеру, объединение «Фантазия»  (рук. М.М.Бартенева). Каких только техник ни испробовали юные фантазёры, в осуществлении каких только проектов ни участвовали! Тут вам и декупаж, и шитьё мягких игрушек, и точечная роспись тарелок, и скрапбукинг и т. д.  Давно любимы ребятами Приволжска и «Школа природы» (рук. Е.Ю. Кобзарь), и ВСК «Патриот» (рук. Д. Ю. Былинин и Н.А. Махалов). Заслуженным авторитетом у родителей пользуется школа раннего развития «Росток» (рук.  Л.В.Дубова).  Сейчас набирают силу «новенькие»: «Арт Феи», где дети под рук. Е.Ю. Кобзарь учатся составлять красивые композиции из засушенных растений. На сцену выходят «Сюрприз»  (танцевальный кружок, рук. Т.И. Болотова), «Мозаика» (театральное объединение, рук. М.В.Бедерина).  Техническое творчество представляют «Пиксели» и Мегабайт (рук. Е.А.Никифорова и  И.М.Золотова), целью которых является обучение детей работе на компьютере. «Школа цифровых технологий» на базе Плёсской школы под руководством  А.Б. Юдина выводит старшеклассников на новый уровень владения компьютерными программами.  Так же в Плёсе  С.А.Клочева прививает ребятам любовь к экскурсионной деятельности. Свои позиции укрепляют «Клио» - изучение истории (рук. Е.А. Никифорова) и «Экоша» (рук. Л.В.Дубова).  
Под руководством педагогов Н.А.Махаловой, И.М. Золотовой, М.В.Бедериной развивается волонтёрское направление. Наши ребята принимают участие в поисковом движении, в вахтах памяти, помогают  ветеранам. Воспитанники военно-спортивных клубов «Патриот» и «Самбо»  - постоянные гости и участники благотворительных акций и концертных программ в детских домах и домах для ветеранов войны и труда.  Они вносят свой посильный вклад в осуществление социально-значимых проектов, таких как строительство военно-исторического комплекса «Рубеж маршала Василевского».
Каждый из занимающихся в ЦДЮТ ребят, а их 1064 человека, ищет применение своим силам и способностям. Кто-то не сразу может определиться и переходит из объединения в объединение, но это обычное дело – ребёнку свойственно искать себя.
Ну и, конечно, перспективы. Как без них!  Мы идём от потребностей детей. Судя по современным тенденциям допобразования и запросам ребят, им бы понравилось обучение анимации – умениям собственными силами создавать мультфильмы. Также популярным и не стареющим занятием остаётся издание собственной детской газеты, которой у нас пока нет. А ещё нашим детям было бы очень интересно освоить печатать на 3 D принтере. Навыки, связанные с 3 D моделированием и 3 D печатью, без сомнения, пригодились бы нашим воспитанникам в жизни. Есть и другие задумки. Время покажет, как они смогут быть реализованы. Главное – мечтать, творить, не стоять на месте, двигаться вперёд, осваивать новое, делать жизнь наших детей более насыщенной и интересной.