Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«Царствовать служа»

Она преподавала в лучших школах и лицеях областного центра и там же – в Госуниверситете, стажировалась на Мальте, обучала иностранным языкам и малышей, и взрослых, снимала Париж для телепередачи. Не представляет свою жизнь без путешествий, не умеет жаловаться и останавливаться на полпути. И еще у нее есть призвание. Нет, Призвание.

Анна Александровская – учитель английского языка. Уже 10 лет она преподает в Плёсской школе и считает, что на сегодняшний день это – ее лучший профессиональный выбор. Мы встретились в редакции в преддверии Дня учителя, чтобы поговорить о современных школьных реалиях, возможностях педагога в нынешних условиях жизни и, конечно, о детях.
- В Плёс из Иванова я переехала в три дня, - рассказывает Анна. – Была переводчиком на выставке, которая проходила в Плёсе. Узнала, что плёсской школе требуется учитель английского языка, и прошла собеседование.
Я помню то состояние, когда шла с утра в Плёсе в школу и заметила голубое небо. В Иванове была суматоха. С утра я работала в одной школе, днем в университете, вечером шла в другую школу… Я поняла, что куда-то иду не туда. Вроде все делаю правильно, но вот это состояние – постоянно на работе, и не видишь дня, когда деньги есть, а нет времени их потратить…  Потом ни разу не пожалела, что переехала. Я потеряла колоссально в деньгах, но приобрела духовное спокойствие, уравновешенность, которая свойственна жизни провинции.
Потом у молодого педагога наступил период некоторого профессионального затишья. Зато появились на свет две дочки. Анна вновь вышла на работу, но поняла, что ей не хватает простора для творческого развития. И, подумав, нашла решение.
- Я пришла в частную деятельность и стала заниматься, в том числе, с детьми до-школьного возраста. Конечно, с дошколятами язык изучают не так, в школе. Мне очень нравится сравнивать, как мы учим детей родному языку, когда никто не задумывается, что целый год ребенок находится в языковой среде и не говорит. И когда он сказал ма-ма, па-па, у нас чуть ли не праздник. А когда дети пошли изучать иностранный язык, после двух занятий мы ставим ребенка на табуретку – ну, расскажи, чему ты там научился!
Это происходит из-за не совсем верных ожиданий родителей. И иногда говорят – ходим-ходим к репетитору, а толку нет. Так не ходить к репетитору надо, а заниматься. И дома заниматься. Но даже если у ребенка совсем не идет, это не значит, что все, что с иностранным языком ничего не выйдет. Бывает, что в пятом классе не получалось, а в седьмом так пошло, что не остановишь.
Анна признаёт, что работать в школе непросто. Но те препятствия, которые возникают при работе непосредственно с детьми, считает неотъемлемой частью своей профессии. Именно они в итоге становятся одной из точек педагогического роста.
- Сложно работать не из-за детей, - утверждает она, - потому что плохих детей не бывает, это мы их плохими делаем. Часто дети приходят на урок и сидят зажатые, боятся что-то сказать. Конечно, бывает и обратная ситуация, когда в классе 26 человек, и уже кто-то забыл на последней парте, зачем сюда пришел. Тогда и я могу проявить строгость.  Но лично мое педагогическое кредо – это царствовать служа. Мне очень нравится это выражение. Что я в него вкладываю – ну, наверное, то, что я очень люблю наблюдать за успехами детей. Это доставляет мне царское удовольствие, и при этом я не ставлю свое имя или фамилию во главу всего этого. Я чувствую себя именно слугой в этом плане, когда принимаю в этом участие.                                                                                                          
Вообще дети в школу все идут с удовольствием, но потом куда-то это девается. Значит, в этом виноваты те, кто работает в этой школе. Значит, они что-то делают не так. Порой мы реально губим детей на уроках, отбиваем охоту, отбиваем желание.
Педагогов часто критикуют. Как к этому относиться? Анна считает, что критику надо уметь слышать. Когда она конструктивна, появляется дополнительная возможность совершенствоваться.
- В этом плане мне очень помог дистант, - рассказывает педагог, - когда родители возмущались тем, как он проходит. Это позволило нам выстроить правильную структуру и достойно пройти этот период. И сейчас я очень люблю дистант. Конечно, он подходит не всем. Сложность еще и в  техническом вопросе, который оказался неприкрытым во многих местах. Но для старшей школы дистант – это очень хорошо. Благодаря ему дети провинции могут стать конкурентоспособными детям больших городов. Многие жалуются, что у нас не так, как в Москве или Иванове. С дистантом вы можете учиться так, как хочется вам. Отдельно замечу, что всё же мы должны учить детей учиться, и вот дистант показал, что дети учиться не умеют.
С дошкольниками же и учениками начальной школы, у которых как вид деятельности преобладает игра, конечно, надо использовать игру. Спокойно, плавно. Не дистанционно. В игре, когда дети держат в руках что-то, кроме ручки и тетради, они получают тактильные ощущения, которые сразу откладываются в голове и дают хороший эффект. А класса с 5-6 постепенно нужно подводить к тому, что игры закончились, наступил период, когда уже надо. Надо работать, надо относиться к этому серьезно. И это оправданно.
Говоря об индивидуальном подходе, педагог рассуждает так:
- Одному можно натереть морковку, и сказать: «Ешь». А другому надо приготовить из этой морковки запеканку с сиропом.
На возражение, что натереть морковку – это пара минут, а с запеканкой придется провозиться час, смеётся:
- Кто на что учился! Это моя профессия. Когда любишь, это в радость.
Анна старается задействовать разные виды памяти своих учеников, советует им определить тот, который наиболее развит, и использовать его при запоминании, например, новых слов. Но вот вопрос – как мы раньше учились без всего этого? Нам говорили – мы учили. И не было такого, как сейчас, когда родители каждый день в вайбере спрашивают друг у друга, что задано на дом. Взрослые тогда вообще мало вникали в школьную жизнь.
- Это тоже к тому, что надо учить учиться, - делится мнением Анна. -  Хотя и у нас не все было так гладко. И еще сейчас другой объем информации, и детям с ним очень тяжело справляться, поэтому нельзя сравнивать. Они другие, к ним нужен другой подход.  И проблема, мне кажется, начинается как раз из-за конфликта поколений, потому что учителя у нас одного поколения, а дети другого. И тот же самый дистант… По мне, учитель должен выкарабкаться из любой ситуации. И дистант показал, что мы тоже должны учиться.
А насчет домашнего задания – учитель должен отпустить детей с урока с четким представлением, что им нужно сделать дома.
Анна считает, что даже если ребенок делает что-то специально – назло нарушает дисциплину, нарочно не учит предмет – в этом кроются какие-то причины, которые надо понять, а не топать ногой. Но много зависит и от того, как родители настроят ребенка дома.
Найти подход к каждому ученику в классе – очень сложно. Анна честно признается, что не знает, чем именно зарабатывается учительский авторитет, но ей это удается. В её собственной школьной жизни тоже были замечательные педагоги:
- Я пришла работать в школу благодаря моим учителям. Эталон, который ребёнок видит перед собой, сказывается на многом, в том числе, на выборе профессии в будущем. И такими учителями стали для меня В.Г.Горлатенко - это мой первый учитель, и Р.К.Кочетова, которая учила меня французскому языку. Именно благодаря им я выбрала свою профессию.
Известно, что мотивация – чуть ли не половина дела. Но как заинтересовать ребенка в изучении иностранного языка? Объяснить ему, зачем это надо, считает Анна.
- Вы живете в Плесе, у вас столько летом иностранцев ходит! Как вы можете не говорить на английском языке? – спрашивает она у детей. - Причем говорить на английском и говорить на английском правильно – разные вещи, но одно из моих любимых выражений такое: когда говоришь людям возьми полка пирожок, никто за щами в холодильник не идет. То есть можно не знать каких-то правил грамматики, но общаться человек должен. За рубежом с вами будут говорить на английском. Но сложно представить, что в Плесе на автостанции или на рынке тебе ответят на английском языке.
Удивительно, как при таком серьезном подходе к преподаванию у Анны остается время на что-то еще. Но она путешествует, стажируется за границей, изучает новые методики преподавания, участвует в международных конференциях, имеет профессиональные достижения и награды, публикации, с удовольствием берется за все новое, что предлагает ей жизнь. Так, сейчас  она принимает участие в трёх новых проектах. В свое время Анна изучала тайм-менеджмент (технология организации времени и повышения эффективности его использования – прим. автора), и теперь ей это очень помогает.
- Я сама иногда удивляюсь, как все успеваю. Но повернуться и посмотреть в другую сторону, подумать, что все плохо и ничего не надо, можно всегда. А вот пробовать куда-то подняться, сделать что-то – для этого не всегда выпадает шанс. И потом аппетит приходит во время еды. Когда ты ввязываешься, становится интересно.
Я считаю, должна быть какая-то гибкость. Если мы едем, а перед нами препятствие, мы не останавливаемся, мы себя не ругаем – зачем я поехал этой дорогой. Мы начинаем искать объездные пути. А когда мы строим себе какой-то план и понимаем, что он не работает, мы почему-то начинаем говорить, что все, что я зря это делаю, я не буду вообще, и зачем это надо. Но нужно тоже это место обойти и дальше опять двигаться намеченным маршрутом.
Анна говорит, что 1 сентября любит больше, чем День учителя. Именно 1 сентября дети – практически любого возраста – приходят в школу с горящими глазами. Потом этот запал угасает. А День учителя она ценит за другое:
- Не знаю, как будет в этом году из-за ограничений, но обычно дети у нас поздравляют учителей, проходит день самоуправления. И это праздник для всех. Для кого-то – потому что другой учитель пришел. А кто-то пробует себя в этой роли, смотрит на  все с другой стороны. И отношение к преподаванию у детей очень меняется. Конечно, жаль, что никто не хочет идти в педагоги после этого, - улыбается Анна, - но это, я считаю, призвание. Оно должно быть.

Беседу провела
Ю. Татакина