Если спросить любого родителя, хочет ли он, чтобы его ребёнок был успешным, ответ, несомненно, будет положительным. И на вопрос о том, что родители понимают под словом «успешность», тоже ответ примерно одинаковый: успешный ребёнок – прежде всего тот, кто хорошо учится. Однако, так ли всё просто, достаточно ли хороших отметок, чтобы быть довольным собой? А главное, означает ли, что успешный ученик станет успешным человеком в будущем? Об этом мы сегодня и поговорим в нашей рубрике «домашний педсовет» с её постоянной ведущей, психологом высшей категории Е.А.Борисовой.
- Елена Адольфовна, как в психологии трактуется понятие «успешный ученик»?
- Понятие это многогранное и, конечно, на первом месте здесь стоит хорошая учёба, хотя стоит оговориться, что даже с хорошими способностями хорошо учиться сейчас очень трудно, поскольку требования различных школ сильно отличаются, и плохие отметки могут появиться у любого ученика. Во-вторых, успешный ученик УМЕЕТ хорошо учиться, у него есть система, как этого достигнуть. Он умеет ставить цели и достигать их. Но даже этого иногда бывает мало, и ученик не считает себя успешным, потому что у него не складываются позитивные отношения с одноклассниками или учителями. Из-за этого у него наблюдается повышенная тревожность, а тревожного задерганного отличника назвать успешным учеником нельзя. Вот мы и подходим к другому слагаемому - чувству благополучия и защищенности. А это чувство должно сопутствовать ребёнку, как в школе, так и дома, он обязательно должен чувствовать, что его любят, ценят, уважают. Итак, в результате этих коротких тезисов получаем, что успешный ученик, это человек, который находится в гармонии с окружающим миром и с самим собой
- Есть ли рецепты, как стать успешным учеником, хотя бы в плане учёбы?
- Есть. Чтобы хорошо учиться, нужны желание, план и определенные навыки. Начнём с мотивации. Если её нет, то ждать хорошей учёбы от ребёнка не стоит. Так как же объяснить ему необходимость получения знаний? Сегодняшние прагматичные дети хотят видеть во всём смысл для дальнейшей жизни, в том числе и в учёбе. Задача взрослых им это объяснить. Ведь, на самом деле, смыслов для успешной учебы – сразу несколько. Во-первых, определенный набор знаний, подтвержденных хорошим аттестатом – самая надежная путевка в мир возможностей. Конечно, даже «золотому» медалисту никто не гарантирует место президента нефтяной компании. Однако попасть в структуры, близкие человеку по духу и содержанию, со вполне приличной зарплатой, без комплексных знаний и умений практически невозможно. Тем более в условиях все более жесткой конкуренции на рынке труда. Во-вторых, детей часто не устраивает сложившийся круг общения, и они не хотят хорошо учиться именно в данной обстановке – плохая ситуация дома, не клеятся отношения с родителями, друзьями. Значит, в этом случае надо внушать ребёнку, что хорошая учеба, наверняка, поможет ему вырваться за рамки общества, которое ему не нравится. В-третьих, ребёнок часто сам не знает, какие знания и где ему могут пригодиться в жизни. И чем больше полезных сведений у него будет, тем больше шансов он будет иметь при выборе профессии впоследствии. И ещё один немаловажный для некоторой категории детей аргумент в пользу хорошей учёбы - быть троечником сегодня уже просто не модно. А вот хорошо учиться и разбираться, хотя бы в одном-двух предметах лучше остальных нынче считается нормой.
- А что понимать под планом или планированием действий?
- Имеется в виду наведение порядка не только на рабочем столе, но и в мыслях. Это поможет ребёнку чувствовать себя более уверенным и собранным. Рекомендации тут просты: необходимо составить список учебных дел, выбрать из них первостепенные, например, три задания, которые надо сделать срочно, буквально к завтрашнему дню. На них и надо сосредоточиться. Здесь важно определиться со временем, т.е. установить для себя временные рамки. Далее – выполнять задания, не отвлекаясь на перекусы или игры в компьютере. Иначе выполнение этих трёх заданий может растянуться на весь день. Сделав их, можно немного расслабиться, отдохнуть: послушать любимую музыкальную композицию, потанцевать сделать пару упражнений для глаз или спины, выпить чаю с шоколадом и – опять за дела – за дела уже более лёгкие и второстепенные.
Можно порекомендовать вычёркивать из списка выполненные задания. Это придаст стимула для выполнения оставшегося объема работы и повысит самооценку ребёнка. – он будет гордиться собой и думать о том, что смог осуществить свой план.
- И последнее в перечне слагаемых достижения успеха в учёбе, это навыки. Что же должен в этом смысле уметь успешный ученик?
- Их тоже можно сформулировать кратко: чтобы стать успешным учеником, надо много читать, и не только по программе, развивать память, поменьше жалеть себя, думая о том, что мозг перегружен – как раз нет, ведь давно доказано, что человек использует лишь малую часть возможностей своего мозга. Не откладывать выполнение заданий на ночь. Полезно использовать ассоциации при запоминании. А главное, надо научиться относиться к любым трудностям, как к временному явлению, и не пытаться за каждой неудачей видеть свидетельства собственной никчемности.
-Елена Адольфовна, а теперь вопрос о том, зависит ли успешность ученика от учителя?
- Конечно, от успешного учителя напрямую зависит успешность его учеников. Если учитель не профессионал в своём деле, если он не может создать ситуацию успеха для своих учеников, то говорить не о чем.. Если же учитель уверен в своей личной и профессиональной компетентности, уверен в своем внутреннем успехе, он оказывает позитивное влияние на отношение детей к нему, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность учащегося. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Осуществляя дифференцированный подход к обучению и воспитанию, талантливый педагог постоянно работает над реализацией творческих способностей одаренных детей а главное – формирует у них способность использовать полученные знания в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны. Не менее важны и позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
Умный педагог создаст ситуацию успеха для каждого воспитанника, независимо от его талантов и способностей. Ведь ребенок по-своему уникален, и педагогу необходимо нацелить его на успех, вселить веру в свои силы. И ещё, для учителя важно иметь авторитет у ребят. Учитель должен заслужить уважение, и если его уважают, значит к успеху идти легко.
- А что родители? Они могут повлиять на успешность своего ребёнка в школе?
- Могут и должны. Все семьи – разные, и отношение к учебе ребёнка в них тоже разное. Одним мамам и папам вообще нет дела до его школьных дел, другие, напротив, чрезмерно вмешиваются в учебный процесс, третьим, при всей их любви к детям, некогда интересоваться учёбой, потому что они заняты зарабатыванием денег. Есть и другая категория родителей, у которых всё хорошо – и внимания детям достаточно, и родительская стратегия поведения в отношении ребёнка выстроена правильно. В зависимости от категории семьи и результат успеваемости у детей разный. То есть существует прямая зависимость степени влияния семей на обучение школьников на результаты успеваемости, а значит, и успешности. Главное, что требуется от родителей – верить в своих детей и всемерно их поддерживать.
- И последний на сегодня, самый главный вопрос: означает ли, что успешный ученик станет успешным человеком?
- Однозначного ответа на него нет. Все мы можем привести примеры, когда судьба успешного в школе ученика в дальнейшей жизни не сложилась, человек не смог найти применение своим знаниям, не смог реализовать свои способности. И другие примеры, когда троечник нашёл свое место в профессиональной сфере, достиг определённого успеха…И всё же, такие примеры, особенно из второго варианта, скорее исключение, чем правило. Да, слабому в школе ученику, в жизни помог счастливый случай, родственники или друзья, а сильный школьник сдался и не сумел противостоять обстоятельствам. Однако и в том и другом случае решающую роль сыграли личностные качества – умение контактировать с людьми, чувствовать ситуацию, проявлять интуицию, быть настроенным на достижение цели. А всё это – не что иное, как предпосылки успешности личности, которые до поры до времени, возможно, в человеке дремали. В общем и целом исключения встречаются сейчас очень редко, и жизнь доказывает, что школьные успехи, хороший аттестат, крепкие знания, коммуникативные способности выводят бывшего ученика за порогом школы на желаемый им самим уровень, и наоборот, при отсутствии знаний и умений надеяться лишь на волю счастливого случая, по меньшей мере, бесполезно.
Беседу провела О.Пикина.