Началась первая учебная четверть. Как это обычно бывает в сентябре, ученики приступили к занятиям с разным настроением и уже показывают разные результаты, часто совсем не те, каких ждут от них родители. Желание ходить в школу так и не появляется, жажда постигать знания не наблюдается… Что делать в таких случаях? Об этом наш сегодняшний разговор с психологом высшей категории Е.А. Борисовой.
- Надо вспомнить себя после отпуска и подумать о том, что быстро забыть про лето и переключиться на серьёзный лад большая часть детей просто не может, и это обычное дело, ребёнок - это не механизм, который легко перенастроить. Так что в не очень хороших отметках в этот период нет ничего необычного. Средний период адаптации к новым условиям -1-1,5 месяца, сразу способны включиться в учёбу 10-15 % детей.
- Значит, надо просто ждать?
- Да, но не только, важно соблюдать при этом несколько правил: во-первых, не нагружать ребёнка сразу дополнительными занятиями и репетиторами. Подождите хотя бы до октября. Далее, нужно постараться воздержаться от бесконечных нравоучений, всё же сентябрь - это еще тёплое время, когда детям хочется нагуляться, пообщаться со сверстниками. Это тоже элемент адаптации.
- Нередко дети с началом активной учёбы начинают жаловаться на головную боль, боль в животе… Что делать? Оставлять их дома?
- Такие эпизоды тоже чаще всего являются реакцией на нежелание ходить в школу. В этом случае психологи советуют родителям реагировать спокойно, без паники и впадения в крайности: не надо гнать ребёнка в школу, но и не бежать к врачу. Это никакая не болезнь. Это снова адаптация организма к новым условиям. И если вы видите, что ребёнок действительно нуждается в маленькой передышке, то предоставьте её ему. Ничего из-за одного дня не случится. Однако сразу стоит оговорить, что это один раз.
- Может ли помочь разговор по душам?
- Разговор родителей с детьми способен решить многие проблемы.
Если у детей появляются вопросы о школе, или в первые учебные дни они хотят чем-то поделиться с родителями, нужно выделить время для разговора с ними. При этом важно не давать советы, а выслушать ребенка и проявить заинтересованность в его проблеме. Спросите, например, как у него проходят первые дни в школе, что нравится, а что, наоборот, огорчает. Главное - не превращать разговор в допрос.
Дети, особенно в школьном возрасте, очень ранимы и недоверчивы. Поэтому единственная возможность провести разговор на дружеской ноте - не спрашивать «в лоб», а аккуратно интересоваться. Например, спросить: «Есть ли у тебя сложности с математикой, может быть, нужна моя помощь?», «Нет ли проблем с одноклассниками?» и так далее.
Такой ежедневный обмен впечатлениями поможет мамам и папам находиться в курсе переживаний ребенка.
- Можно ли конкретно назвать ошибки, о которых родителям надо знать и стараться избегать в начале учебного года?
- Да, статистика показывает, что чаще всего совершаются одни и те же ошибки, независимо от того, где живёт семья и в каких условиях. Первую из них, про перегрузку дополнительными занятиями, я уже назвала. Ошибкой можно назвать сравнение с другими детьми. Кто из нас не говорил когда-то своему ребёнку примерно так: «А Таня Иванова уже пятёрок наполучала, а у тебя ещё ни одной!» Подобные замечания подрывают уверенность ребенка в себе и снижают желание учиться. Полезнее хвалить за старания и отмечать даже маленькие достижения, а не сопоставлять с успехами одноклассников.
Ещё одна важная тема - помощь с уроками. Проверять тетради и подсказывать, конечно, стоит, но делать все за школьника категорически не рекомендуется. В противном случае пробелы в знаниях будут только увеличиваться, а в классе ребенок окажется без помощи взрослого. Лучше проявить интерес к тому, чему он научился за день. Не всегда родители правильно выстраивают и систему поощрений. Если каждое успешно выполненное задание вознаграждается подарком или сладостями - учеба превращается в сделку. Со временем ребенок перестает учиться ради знаний и начинает воспринимать процесс исключительно как источник материальной выгоды. Эффективнее работает искренняя похвала, а подарки стоит приберечь для значимых событий.
Большинство детей переживает из-за учебы - это известный факт. И если ещё и родители начинают вторить сыну или дочери в этих переживаниях, то их груз удваивается. Но как бы мамы и папы не переживали и не волновались по поводу школьной жизни ребёнка, показывать свои страхи ему точно не надо.
Теперь насчёт дисциплины. Многим родителям кажется, что надо закручивать гайки сразу: приказать, заставить, наказать, отругать... Однако все происходит наоборот. Такое поведение родителя отражается на эмоциональном состоянии ребенка, его желание учиться пропадает, а страх получить плохую оценку или как-то ещё оступиться остаётся надолго.
- Что можно посоветовать делать в этом случае?
- Если ребенок переживает из-за плохой оценки, скажите ему, что двойка или тройка - это не конец света, а всего лишь показатель, что в знаниях есть какие-то пробелы, которые можно заполнить. Не стесняйтесь хвалить ребенка за прошлые заслуги в учебе. Такая похвала в момент, когда ребенок расстроен, придаст ему уверенности в себе и в своих силах. Расскажите о том, как вы переживали подобное, когда сами учились в школе. Тот факт, что у родителей были свои учебные взлеты и падения, может вдохновить школьника. Плюс он поймет, что не одинок в своих проблемах, что такое случается со всеми. Спокойное и участливое отношение родителя к проблемам ребенка помогает школьнику справиться с тревожностью. В атмосфере, где его понимают и готовы всегда поддержать, ребенку проще преодолевать сложности. Поддержка необходима всем, вне зависимости от возраста.
- Наверное, это самый главный вопрос: как поддержать детей в трудный для них период? Самые большие сложности, как известно, в сентябре переживают первоклассники, пятиклассники и старшеклассники.
- Начнём с первоклассников. Для первоклассника поход в школу - это не столько стресс, сколько интерес к чему-то новому. В момент перехода на новый этап он начинает чувствовать себя взрослым, поэтому важно не напугать ребенка чрезмерной требовательностью и жестким контролем. Позвольте ему совершать ошибки - забыл портфель в школе, не записал домашнее задание, пришёл в грязной одежде - что ж, бывает. Не стоит отчитывать его за это. Достаточно во время каких-то обычных домашних ситуаций поговорить о случившемся. Первоклассник должен сам адаптироваться к учебе. Не докучайте ему своей поддержкой, а также не переживайте и не злитесь, если придется объяснять одно и то же несколько раз. Ребенок, который только пошел в школу, еще не знает правил. Дайте ему время освоиться.
Как поддержать пятиклассника. Пятиклашки тоже часто испытывают особый стресс и тревожность, но уже по другой причине: возрастает нагрузка, а вместе с ней и ответственность, больше времени требуется для выполнения домашних заданий, много новых предметов и учителей. Родителям надо помнить, что пятиклассники, как и первоклассники, нуждаются в родительской поддержке. В чём она будет заключаться? Например, в составлении правильного расписания дня, в котором бы нашлось место и учёбе, и занятиям по интересам, и отдыху.
Как поддержать старшеклассника. Причины переживаний учеников старших классов и их родителей - это ОГЭ и ЕГЭ. Из-за этих экзаменов старшая школа становится непростым испытанием. В этот период родителям лучше не усердствовать с нагрузкой, требованиями и строгим контролем за успеваемостью; важнее в этот период учитывать интересы ребенка и считаться с его мнением, сопровождать ребенка на его пути профориентации.
Не стоит бояться, что ребенок сделает неправильный выбор, ведь иногда невмешательство - лучшая помощь. Просто будьте рядом, а если подросток обратится за помощью, не оставайтесь в стороне. Когда старшеклассник понимает, что он свободен в своем решении и его в любом случае поддержат, ему проще сделать выбор.