Люди старшего поколения помнят, как в далеком детстве с удовольствием потешались над ребятами, не выговаривающими звук «р» и «с». Однако сегодня такие недостатки сменили более серьёзные проблемы с речью, мышлением и кругозором детей.
Речь — это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память, мышление и многое другое.
Современные дети очень сильно отличаются от детей, рождённых 10-15 лет назад. Это совершенно другое поколение. Сегодня в геометрической прогрессии растет количество детей с задержками речевого развития.
Раньше у большинства малышей было нарушено звукопроизношение. На данный момент дети, нуждающиеся только в коррекции звукопроизношения, встречаются всё реже. Сейчас за помощью обращаются родители младших дошкольников, которые в три, три с половиной и даже в четыре года практически не разговаривают. У них ограниченный активный словарь, пассивный словарь также не соответствует возрасту. Малыши путают местоимения мужского и женского рода, окончания глаголов, прилагательных.
К сожалению, современные дети говорят хуже, чем их родители в данном возрасте. То, что старшее поколение осваивало к пяти годам, сейчас малыши осваивают годам к шести, а порой и позже.
Причин таких изменений много: это и экология, качество воздуха, воды, пищи, и генетические заболевания, и особенности течения беременности, родов, и ритм жизни с наличием стрессов, и огрехи воспитания, отсутствие полноценного общения родителей с ребёнком, психологическая обстановка в семье и другие. В предыдущих поколениях детей, нашем генофонде, не было такого большого количества заболеваний нервной системы и психики в целом.
Одним из способов приспособиться к меняющейся ситуации является инклюзивное образование в России, которое способствует интеграции ребят с особыми возможностями здоровья в школьный коллектив, позволяет осваивать общеобразовательные и адаптированные программы, иметь больше шансов для социализации и психологической адаптации.
Что же делать родителям для спасения подрастающего поколения?
Во-первых, осознанно подойти к беременности. Это один из первых кирпичиков, закладывающих здоровье и благополучие вашего будущего ребёнка. Минимум стрессов во время беременности, бережное отношение к психике будущей матери, комфортный режим и полноценное питание. Современные женщины этим часто пренебрегают.
Если говорить о родах, то наилучший способ – это, конечно, тот, который задумала сама природа. Если есть такая возможность и врачи не настаивают на кесаревом сечении, использовании анестезии, что увеличивает риск рождения детей с множественными патологиями, в том числе и речи, то естественные роды должны быть в приоритете.
Во-вторых, в процессе роста малыша родители должны создать ему все условия для гармоничного развития. Если у вас нет опытных бабушек или личного опыта, почитайте специальную литературу об этапах развития детей, заведите дневник. Записывайте в него, в каком возрасте впервые перевернулся ваш ребёнок, сел, начал ползать. В первый год жизни самый главный ориентир – это физическое развитие малыша, внимание к этой сфере позволит вам заметить, если что-то идёт не так, и вовремя обратиться к специалисту.
И самое главное, на мой взгляд! Когда ребёнок подрастёт, не спешите показывать ему гаджеты. Дети прекрасно их осваивают, чем очень впечатляют родителей. Однако практика показывает, что использование гаджетов (смартфонов, планшетов) снижает врожденный познавательный интерес, мотивацию к вербальному общению, а также сильно перегружает психику детей.
Лучше живого общения для развития речи ребенка нет ничего. Никакие гаджеты, многочисленные кружки и секции не способны заменить детям живое общение. Родители для ребёнка — это носители языка, именно они обучают своё чадо, передают ему жизненный опыт, как бытовой, так и социальный. Невозможно переоценить роль родителей. Будьте же внимательны к своему ребёнку. Это позволит вам вырастить его здоровым и счастливым. Общение с родителями и родственниками, дружба со сверстниками сделают детство вашего ребенка полноценным, нервную систему крепкой, а речь красивой и правильной.
Н.Соловьева,
педагог-психолог
Приволжской
школы-интерната