Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Опыт и проблемы дистанта

Закончилась неделя дистанционного обучения, с которой началась 2-я четверть. Что она показала? Справились ли участники учебного процесса с новыми реалиями? Какие формы были использованы? На августовском совещании, предваряющем начало учебного года, начальник отдела образования района Е.В.Калинина сказала, обращаясь к педагогам: «Школы к встрече учеников готовы, учителя прокачаны новыми знаниями. То, что было в диковинку в прошлом году, сегодня станет нормой. Рециркуляторы, антисептики и, если понадобится – «дистанционка». И вот она потребовалась… И не факт, что не потребуется ещё в текущем году. Потому есть смысл поговорить сейчас на эту тему с Еленой Владимировной и попробовать расставить хотя бы некоторые точки над i в этом сложном для всех вопросе.

- Елена Владимировна, можно ли сравнить прошлый год и нынешний, когда система обучения в Приволжском районе была вынуждена перестроиться на дистанционный лад?
- Прошлый учебный год был очень сложным с этой точки зрения. Всё было в новинку и для учителей, и для учеников и их родителей. Ведь никогда доселе дистант не применялся. В основном тогда наши педагоги использовали асинхронное обучение. Упор делался на самостоятельную работу учащихся. Они выполняли задания учителя и присылали ему домашние работы. Были даже бумажные варианты их выполнения. Кто-то из ребят не мог сделать иначе из-за отсутствия технических средств. Нам тогда очень помог «Мегафон», подаривший несколько смартфонов, которые мы отдали в пользование детям из малообеспеченных семей. Шли методом проб и ошибок, преодолевали пробелы в знаниях, осваивали новые платформы дистанционного обучения. У кого-то из учителей сразу удачно получилось  встать на новые рельсы. Например, А.Александровская из Плёсской школы не только сама быстро освоила новые технологии, но и научила других. У кого-то из учителей этот процесс занял больше времени. Сейчас могу сказать, что практически все педагоги ведут уроки на новых платформах. Используем  Zoom  и  Microsoft Teams, Skype.
- Почему вы рекомендуете нашим педагогам именно их?
-  Каждый из данных сервисов уже прошёл определённую апробацию, понят и принят нашими педагогами из-за ряда своих преимуществ. К примеру, возможности ЗУМ в режиме конференции позволяют группе пользователей общаться между собой, видеть друг друга и обмениваться различными файлами в режиме реального времени независимо от того, на каком расстоянии друг от друга находятся участники конференции.  У этого сервиса есть как платный, так и бесплатный тарифный план. Максимальная длительность бесплатного сеанса составляет, к сожалению, всего 40 минут. Если этого недостаточно, надо переходить на платный тариф, либо через каждые 40 минут перезапускаться. Наши педагоги проводили по 3 урока по 30 минут.  Благодаря Microsoft Teams все участники образовательного процесса также могут поддерживать связь друг с другом, вести дискуссии, обмениваться файлами и даже встречаться онлайн. Эта платформа упрощает обучение, как детям, так и взрослым.  Педагогу не нужно скачивать десятки приложений и создавать множество учетных записей — все нужные инструменты уже есть в Microsoft Teams. Учащимся эта платформа даёт возможность работать в группах и парах без использования сторонних программ связи, иметь   пространство для более тесного сотрудничества с учителями.  
- Уроки шли по расписанию?
- Да, завучи, как и при очном обучении, составляли расписание занятий, без этого обучение было бы невозможным.
- А как обстояли дела с домашними заданиями?
- Они так же задавались, как и обычно, но выучить их, а возможно, и найти дополнительный материал, изучить тему более углублённо, можно было по ссылкам в интернете самостоятельно. Учителя советовали платформы «Учи.ру», РЭШ  (Российская электронная школа) и другие. Это образовательные онлайн-платформы, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Сюда могли заглянуть и родители, чтобы вместе со своими детьми разобрать учебный материал, если он был не понятен школьнику. Выполненные задания отправлялись учителю. Здесь стоит сказать о возникших проблемах. Одно дело, когда задания отправляет восьмиклассник или девятиклассник, а другое – когда пятиклассник. Естественно, что младшему школьнику нужна помощь взрослых. А если родители работают, и до назначенного времени (к примеру, до 14.00, как это требует учитель) этого сделать не могут? Тут без индивидуального подхода не обойтись. Про это шла речь неоднократно, и мы нацеливаем учителей в каждом отдельном случае искать компромиссы с семьёй.
- Был ли у педагогов выбор, в какой форме вести дистанционное обучение? Известно, что в приволжских школах они были разными.
- Да, выбор у них был. Большинство использовали платформу ЗУМ, были и те, кто пользовался асинхронным обучением.
- Можно ли сделать какие-то выводы, исходя из этого первого в этом году опыта дистанта?
- Во-первых, дистанционная форма обучения уже не кажется каким-то нонсенсом, к ней начинают привыкать, и учителя, и ученики, и их родители. Чем больше мы работаем в данном направлении, тем чётче алгоритм действий. А это в свою очередь происходит не только из-за привычности  восприятия реальности, но из-за того, что повысилась профессиональная грамотность педагогов в работе с новыми технологиями. Кто-то из них постигает эти знания самостоятельно, кто-то обучается у коллег, а также на методобъединениях. В любом случае, успех дистанционного обучения зависит большей частью от мастерства учителя. Хотя и про другую часть сказать тоже надо. Имею в виду техническую сторону вопроса. Проблемы здесь есть. Да, учителя обеспечены современной техникой, есть и интернет. Но когда все педагоги, придя на рабочее место, начинают урок, то школьная сеть сразу начинает испытывать перегрузки. Ухудшается качество трансляции урока со всеми вытекающими последствиями…Не до конца решена проблема и с обеспеченностью школьников техническими средствами обучения. Не все имеют возможность подключиться к интернету. В этом году нас снова выручает «Мегафон».  Благодаря этой организации мы получили еще около 40 телефонов, которые отдали в пользование нуждающимся в них.  
Естественно, что очная форма обучения предпочтительнее и для учеников, и для педагогов. Но выбирать не приходится. И если текущая обстановка снова заставит нас перейти на дистант, мы выполним данное требование. И чем это качественнее у нас получится, тем будет лучше для всех участников учебного процесса. Считаю, что возможности дистанта ещё не исчерпаны. Избежать технических сложностей для такого вида обучения помог бы, к примеру, образовательный канал на телевидении. Такие предложения тоже сейчас высказываются. Возможно, вскоре появятся и другие идеи.