Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Как развивать речь детей

Лето - пора отдыха. Перед родителями детей, которые имеют речевые проблемы, встает вопрос – как заниматься с детьми в летний период и нужно ли это? В течение года у ребенка уже сформировались новые знания, умения, навыки: изучены артикуляционные уклады, поставлены и автоматизированы некоторые звуки, отработаны пальчиковые упражнения и игры, выучены чистоговорки, стихотворения. Что делать с таким багажом знаний?

 

За время летнего отдыха полученные знания могут закрепиться в обычной речи ребенка, но может произойти и обратное действие - потеря приобретенных речевых навыков. Потому летний период является контрольным этапом для фиксации полученных знаний, а для этого необходим тотальный контроль над речевой активностью ребенка со стороны взрослых. Тотальность логопедического контроля не сводится к организации логопедических занятий в летнее время, а трансформируется в повседневное речевое взаимодействие с ребенком в виде игр, бесед, чтения, наблюдений за окружающим миром с  мягким  логопедическим воздействием. Ненавязчивость, непринужденность, а главное, заинтересованность в детских повседневных заботах со стороны значимого взрослого - лучший вид логопедической коррекции для ребенка. В логопедической практике встречается много случаев, когда в летнее время родители дают ребенку отдохнуть от занятий, не исправляют его искаженные речевые высказывания, в результате чего ребенок возвращается к прежним речевым проблемам. Потому летом нужно продолжать работать над всеми составляющими речевого развития ребенка.

Развиваем фонематическое восприятие. В какое время года можно услышать такое количество природных звуков: посвистывание ветерка, постукивание дождя,  шум и шелест листвы, голоса птиц и зверей? Взрослый может придумать множество игр, например, предложить ребенку повторить тихо и громко шум ветра, придумать определенный ритм для дождевых капель. Все описанные игры развивают речевой слух.

Обогащаем пассивный и активный словарь ребенка. Обсуждаем, наблюдаем за живой и неживой природой: как изменяется цвет неба, как рано встает солнышко, как громко радуются хорошей погоде птички и поют свои песенки птенцам. Называйте как можно больше слов-предметов (предметы, объекты, явления, состояния природы), слов-действий (глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени), слов-признаков (определения предметов в отношении цвета, величины, формы, пространства).

Совершенствуем грамматический строй речи. Играйте со словами, говорите простыми красивыми фразами с постепенным усложнением: слово-предмет и слово-действие, слово-предмет и слово-определение, слово-предмет, слово-действие, слово-определение.

Проигрывайте простые грамматические категории в незатейливых играх.

  «Прятки» (попросите ребенка ответить на вопрос: кого или чего не стало, или кто спрятался, например, нет цветка, спряталась кошка).  «Один - много» (цветок -цветы, кошка-кошки).   «В гостях у гномиков» (большой - маленький, например, цветок-цветочек). «Посчитай до пяти» (один цветок, два цветка, три цветка, четыре цветка, пять цветков). «Подарок» (составляем простые предложения и словосочетания: У мамы цветок. Мамин цветок. У папы лист. Папин лист.) Такое ненавязчивое обогащение словарного запаса ребенка и закрепление услышанных слов в простых грамматических конструкциях легко воспринимается детьми и легко автоматизируется в повседневной речи.

 Автоматизируем звуки. Продолжаем работу над автоматизацией поставленных звуков в речи ребенка. Для этого достаточно повторять упражнения, отработанные на логопедических занятиях в течение учебного года, и контролировать их в собственном речевом потоке ребенка. Одно условие - данный процесс необходимо осуществлять ежедневно.

Играем в подвижные игры с предметами или без них. Подвижные игры укрепляют общую моторику, способствуют развитию двигательной и пространственной сферы ребенка, развивают силу, выносливость, переключаемость движений, улучшают моторные реакции.

Укрепляем мелкую моторику. В летний период можно не только работать с карандашами и раскрасками,  но и собирать гербарий, лепить из песка и глины, собирать камешки, ракушки, цветы, ягоды и т.д.

Работа над основными составляющими речевого развития – это ежедневная задача для родителей в летний период. Не упускайте момента пообщаться с ребенком и что-то с ним обсудить в совместном разговоре, побуждая его к диалогу, одностороннее говорение малоэффективно. Если ребенок только слушает взрослого, у него не развивается активное речевое высказывание, если ребенок говорит без остановки, то у него не развивается умение слушать и слышать собеседника, понимать обращенную к нему речь, удерживать и выполнять инструкцию, не формируются навыки сопереживания и коммуникации.

Ю. Орлова,

Приволжская школа-интернат

Календарь

Июль 2025
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник

Ссылки