Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Главный талант - общение

Уровень речевого развития современных детей неудовлетворительный и проблема развития их речи день ото дня становится всё более актуальной. Всероссийская диспансеризация показывает: дошкольников и младших школьников с речевыми нарушениями за 10 лет стало больше на треть. Расстройства разной тяжести встречаются у 70 – 80% детей, а пять лет назад они фиксировались только у трети.

Многие специалисты и родители задаются вопросом, почему дети плохо говорят сейчас, даже в школьном возрасте? А ведь речь ребёнка должна полностью сформироваться уже к 5 годам. Что же происходит и почему речь детей формируется с задержками или до конца не развивается вовсе.
Одной из основных причин столь массовых изменений врачи называют рост перинатальных поражений головного мозга. Подобные нарушения диагностируются у 70% нынешних новорожденных. Точно также на здоровье современных детей в раннем возрасте влияет экология, социальные условия, стресс. Сегодня остро стоит проблема билингвизма, миграции – все это так или иначе ведёт к нарушению сначала устной, а потом и письменной речи.
Развитие речи зависит от разных факторов: развитие слуха, зрелость коры головного мозга, психофизическое здоровье, речевая среда.
На формирование речи очень влияет заложенность носа ребёнка, на которую порой не обращают внимания. А она приводит к снижению остроты слуха на 20-40 децибел, а ребёнок просто не способен услышать многие звуки. Это при том, что слух контролирует нашу артикуляцию. В этом случае также необходимо обратиться к врачу.
Цифровое слабоумие – это проблема детей, у которых гаджеты были с рождения. Мы рождаемся с заготовкой  мозга. При рождении у ребёнка есть лишь неподготовленный к жизни комплекс нервных клеток, из которых должен образоваться взрослый мозг.
Требования Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) к организации телепросмотра для детей:
- младенцы и ранний возраст – запрещено;
- дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день суммарно;
- младший школьный возраст (7-10 лет) – 30-50 минут в день;
- старшие школьные возраста (11-18 лет) – 1-3 часа в день.
Важнейшим средством развития речи является общение. Общение со сверстниками играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Речь ребёнка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Следует учитывать, что, подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки.
Для успешного развития речи необходимо:
- интересно организовать жизнь ребёнка;
- постоянно побуждать ребёнка говорить;
- создавать соответствующую обстановку;
- не забывать, что из всех талантов самый главный талант – общение.


Ю.Орлова,

Приволжская школа-интернат