Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Е.Ю. Кобзарь: «Ориентироваться на ребенка»

Детские кружки, объединения, студии, секции – практически все родители считают, что ребенку необходимо заниматься чем-то помимо учебы, но мнения о цели таких занятий разнятся. В этом видят и развлечение, и возможность общего развития, и подготовку к будущей профессиональной деятельности. Чем же на самом деле является дополнительное образование? Что оно может дать ребенку? Об этом, а также о профессии педагога дополнительного образования мы поговорили с представительницей этой самой профессии, руководителем сразу нескольких объединений ЦДЮТ г. Приволжска Еленой Юрьевной Кобзарь. А идею обратиться к такой непростой теме подсказало само время: 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.

Елена Юрьевна – профессионал, человек, которому большой и разносторонний педагогический опыт позволяет видеть ситуацию с разных сторон. Учитель первой категории, 19 лет она преподавала в школе,  потом восемь лет совмещала должность директора ЦДЮТ и ведение кружков (объединений, как они теперь называются), подготовила множество детей к экзаменам и к олимпиадам различного уровня, где они становились призерами. Как учитель в 2009 г. стала победителем президентского конкурса, награждена диплом и грамотой Министерства образования, является ветераном труда. Ее сферы – география, биология, экология. Также Елена Юрьевна занимается с детьми рукоделием и проводит занятия с младшими школьниками, развивая у них качества, необходимые в учебе.
В работе со старшеклассниками своей основной целью Е.Ю. Кобзарь видит помощь в изучении биологии – заниматься к ней в «Школу юного биолога» целенаправленно приходят ученики 9-11 классов, которым этот предмет необходим для поступления в  выбранный вуз. «Мы, в основном, готовимся к экзаменам. Программа включает углубленное изучение биологии, потому что в 6, 7, 8 классах на этот предмет дается только один час в неделю, потом – по два, а этого не хватает. И это тот момент, когда дополнительное образование напрямую работает в помощь школе», - объясняет педагог.  
С начальным звеном все иначе: младшие школьники пока только ищут свои интересы. Хотят игры, общения, внимания. В то же время им в большинстве случаев не хватает внимательности, усидчивости, требуется развитие логики, мышления, речи, аналитических способностей. Во всем этом и приходит на помощь дополнительное образование. «Мне хочется, чтобы дети больше знали, чтобы были увлечены чем-то кроме школьной жизни. Чтобы стремились постигать новое, научились широко мыслить. И занимались не только теорией по учебникам, но и что-то умели на практике. Чтобы их жизнь стала интересней», -  говорит педагог. И строит свои занятия соответственно. Но при этом учитывает особенности современных школьников. «У детей в наше время так называемое клиповое мышление, - отмечает Елена Юрьевна, - увидели яркую картинку, впечатлились и тут же забыли. Кроме того, они сейчас больше сосредоточены на информационных технологиях. И все это необходимо иметь в виду, составляя учебные программы, обновляя систему образования. Хочется, чтобы к разработкам в этой сфере подключались специалисты не только от образования, но и психологи. И чтобы изучался опыт лучших школ. И с нашим менталитетом все это нужно связать и отталкиваться именно от современных детей: на что они способны, какие у них ресурсы. Старое, привычное нам сейчас работает плохо, но это не значит, что дети теперь неспособные, мы просто не умеем их раскрывать».
И если школьные учителя не имеют возможности по собственному усмотрению вносить изменения в программу на местах, то педагоги дополнительного образования – вполне, так как свою программу они разрабатывают сами. Но для этого требуются время, силы, и… молодость. «Нужны специалисты молодые, задорные, веселые, у которых все горит, а у нас их нет. У нас педагоги в большинстве своем – за пятьдесят. Если за сорок, уже хорошо», - сетует Елена Юрьевна. Но, продолжая работать с детьми, стремиться дать им все, что в ее силах – благо, опыт и педагогический талант позволяют сделать многое.
В этом году для третьеклассников, посещающих объединение «Школа природы», она объединила биологию с географией и экологией и проводит занятия в виде путешествий. Детский коллектив превращается в команду смелых и отважных археологов, историков, ботаников, зоологов, метеорологов. По карте выбирается страна, в которую все и «отправляются». А потом путешественники должны изучить эту страну, каждый – с точки зрения своей «специальности». Здесь на помощь приходит интернет (пользоваться приходится мобильными телефонами, так другого оборудования просто нет). Из всей собранной информации дети учатся выбирать главное, чтобы потом рассказать всей команде – четко и понятно, отрабатывая навыки анализа, развивая речь, логику, кругозор, тренируясь в выступлениях перед публикой. А слушатели фиксируют рассказанное в своих дневниках. И это не просто тетрадки в клеточку или линеечку – каждый создает свой артбук – рукотворную книгу с записями, зарисовками, вклеенными картинками. Здесь, кстати, и используется то самое клиповое мышление, а заодно развивается творческое начало. Помимо этого дети выполняют множество заданий в игровой форме по изучаемой теме. Получается блоковое и разноплановое занятие, где и педагог выполняет свою задачу, и детям кажется, что они не учились, а играли в очень интересную игру.
С самыми младшими Елена Юрьевна изучает то, что вокруг. Это животные и растения нашей полосы, особенности местной природы. «Многие дети ничего не знают, не видят, не наблюдают, к сожалению, - отмечает педагог, - поэтому если есть возможность, мы идем на улицу, и там я все показываю и рассказываю. Нет возможности – учимся через картинки, задания, декоративно-прикладное творчество. То есть мы прошли материал о бурундуках, посмотрели веселые видеоролики об этих животных, а потом бурундука сделали из картонной втулки. Мы постоянно говорим о том, что мы экологи, бережем природу, и все, что творим своими руками, должно быть сделано из материалов, которые уже не нужны, но им можно дать вторую жизнь».
Занимаясь с детьми постарше, Е.Ю. Кобзарь предлагает им попробовать увлечь экологией и других школьников. Материал, данный на занятии в объединении, – например, о журавлях, которые включены в Красную книгу России, дети перерабатывают, подбирают с научным руководителем подходящие игры и идут в классы, где уже сами выступают в качестве педагогов. Иногда же разрабатываются целые игровые сценарии с моментами театрализации.
Программа каждого объединения в целом составлена заранее, но тем и хороша система дополнительного образования, что всегда остается возможность эту программу редактировать. И педагог, нацеленный на детей, чуткий и болеющий за свое дело, этим, конечно, пользуется.  «Я ориентируюсь на детей, которые ко мне приходят. Если вижу, что им меньше нравится заниматься собственно наукой, а больше хочется себя показать, «ухожу» с ними в «театральную» экологию. Если замечаю интерес к интеллектуальным играм с экологическим уклоном, то мы именно этим и занимаемся», - рассказывает Е.Ю. Кобзарь.
Объединение «Всезнайка», в котором занимаются ученики младших классов, не предполагает дополнительного изучения каких-либо школьных предметов. Оно помогает ребенку стать более успешным в учебе в целом, потому что умение логически мыслить, правильно говорить, концентрироваться необходимо практически на каждом уроке. Да и в жизни это очень нужные навыки. «В занятия включаю такие задания, чтобы дети говорили, чтобы они формулировали, включали логику. Очень не хватает им внимательности, и мы стараемся в свои программы вносить соответствующие моменты. Много лет сотрудничаем с учителями, понимаем друг друга и уже знаем, какие задания нужны, чтобы дополнить школьный курс и помочь ребятам шире раскрыть их способности», - объясняет Елена Юрьевна. И подчеркивает, что обязательно учитывает не только возраст своих воспитанников, но и их индивидуальные особенности. «Если занятие проходит в быстром темпе, я обращаю особое внимание на медлительных ребят, не даю им впадать в их глубинное, сонное какое-то состояние.  Им нужно подвигаться, выполнить задание у доски. Самые младшие дети приходят уже засидевшимися после уроков, им тоже обязательно нужно встать из-за парты, что-то показать, а не сидеть на месте»,  - говорит она.
Ведет Елена Юрьевна и просто творческие занятия – в объединение декоративно-прикладного творчества ЦДЮТ «Арт-феи» приходят дети, увлеченные рукоделием. С ее помощью решают, что будут шить или мастерить, подбирают материалы и погружаются в таинство созидания. А руководитель всегда рядом, чтобы подсказать, как сделать правильно, показать подходящий шов, рассказать о необычной технике. И зачастую ребята остаются в кабинете до конца рабочего дня любимого педагога. Жаль, что творить приходится из ненужных остатков, которые приносят те, у кого они завалялись, что-то приносит из дома сама Елена Юрьевна.  Средств на более интересные материалы не хватает. А хочется еще и швейные машинки… И это был бы уже совсем иной уровень. Но решать педагогические задачи нужно, если уж пришел это делать, и Е.Ю. Кобзарь всегда остается в творческом поиске, находит возможности в тех условиях, которые имеются на сегодняшний день, хотя это и требует высокой самоотдачи. «Чтобы добиться намеченных результатов, учитель должен быть подвижником, к каждому занятию перебирать множество ресурсов, хорошо знать своих детей, чтобы сорок минут занятия или урока были и позитивными эмоционально, и продуктивными, - утверждает моя собеседница. - Да, выгорание при таком подходе наступает быстро, не зря говорят, что каждые 10 лет хорошо бы менять работу. Хотя я, вроде, и ушла из общеобразовательной школы, а род занятий почти не изменился. Но я, наверное, уже не могу без детей. Некоторые из них посещают  и «Всезнайку», и «Школу природы», и рукоделие, и мы видимся практически всю неделю. Это уже мои дети. Это моя жизнь».
Дополнительное образование действительно дает очень много. Но как профессионал и как человек, проработавший с детьми столько лет, Елена Юрьевна призывает родителей к чуткости, к принятию взвешенных решений. «Не заставляйте детей заниматься, они должны идти в кружок, в секцию с удовольствием, а не потому, что вы так решили. Только тогда будет результат, - утверждает она. - И всегда нужно помнить: у ребенка должно быть детство с его простыми радостями, должно быть время на ничегонеделание, ведь даже нам, взрослым, этого порой так не хватает!»


Материал подготовила
Ю. Татакина

 

Календарь

Февраль 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
   

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник