Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Дистанционное обучение и здоровье: за и против

Дистанционное обучение - это новая форма обучения, которая в современных условиях является необходимой и востребованной в связи с различными социально-экономическими и эпидемиологическими изменениями. Проблема готовности школьников к дистанционному обучению изучена мало. С какими трудностями они сталкиваются, как дистанционное обучение влияет на здоровье детей и может ли оно окончательно заменить традиционное образование?

Сегодня наш собеседник педагог-психолог Приволжской школы-интернат Н.А.Соловьева.
Что же такое – дистанционная форма обучения?
Дистанционное обучение – это форма обучения, которая связана с применением информационно-коммуникационных технологий.
Основная характеристика дистанционного обучения базируется на самостоятельном получении обучающимися необходимого объёма и требуемого качества знаний и одновременно предусматривает использование широкого спектра новых информационных технологий.
Получение знаний в режиме он-лайн через Интернет или оф-лайн через использование сетевых технологий (социальных сетей VК, WhatsApp, Viber) дает возможность обучающимся работать совместно с педагогами, другими детьми, обсуждать проблемы и обмениваться информацией независимо от времени и места нахождения.
По методам организации учебного процесса дистанционное обучение похоже на заочную форму обучения, а по содержательности и интенсивности учебного процесса ближе к очной форме. Данный режим не хуже и не лучше традиционной формы. Он просто другой.
В этом учебном году в нашей школе формат дистанционного обучения продолжает оставаться одной из необходимых мер для снижения риска распространения коронавирусной инфекции.

- Что вы можете сказать в защиту дистанционного формата обучения?
- В дистанционном обучении есть свои преимущества и недостатки. К плюсам можно отнести то, что дома обучающиеся занимаются в спокойной обстановке. Им не приходится отвлекаться на замечания педагога или на беседы с соседом по парте.
Можно повторить материал. Запись уроков сохраняется, можно пересмотреть объяснения ещё раз. Не нужно тратить время на дорогу до школы и обратно.
 Сокращается и время на рутинные задачи педагога - преподаватель отправляет ссылку на домашние задания, а затем на том же электронном ресурсе проверяет выполненные работы.
Кроме этого, учиться можно, находясь в любом месте, например, в отпуске с родителями, при этом не делать перерыва в учебе. Для качественного обучения понадобится только компьютер или смартфон и интернет.
В стенах школы методические пособия ограничиваются учебниками, а при дистанционном обучении обучающиеся могут пользоваться ресурсами интернета.
- А какие недостатки дистанционки вы могли бы отметить?
- Во-первых, это необходимость специальной подготовки со стороны обучающихся и преподавателей для организации дистанционного обучения.
Во-вторых, это отсутствие личного общения с преподавателем, которое исключает возможность применения индивидуального подхода к каждому школьнику. Ребята лишаются привычного общения и со сверстниками, а от этого могут пострадать коммуникативные навыки.
Основной формой обучения в этот период остается самостоятельная работа по предоставленным материалам. Уроки проходят в режиме он-лайн или оф-лайн без непосредственного взаимодействия с педагогом. Не каждый школьник умеет организовывать и распределять свое время. Кроме этого, нужны навыки работы на электронных площадках и учебных платформах, а обучающимся нередко адаптироваться на них очень сложно.
Но основным недостатком дистанционного обучения является, на мой взгляд, серьёзное нанесение вреда и ущерба здоровью обучающихся, в частности, их психическому здоровью. Негативное влияние на психику может иметь такие последствия как формирование интернет - зависимости, социальной незрелости и неподготовленности к жизни, беспокойство.
К недостаткам дистанционного обучения можно отнести и технические проблемы с Интернетом, и отсутствие у ряда обучающихся компьютеров, телефонов, иных гаджетов.
В нашей школе при очной форме обучения домашнее задание обучающиеся выполняют на уроках самоподготовки в течение часа. При дистанционном обучении общая продолжительность выполнения домашних заданий значительно увеличилась. Это влияет на снижение физической активности обучающихся, время нахождения их на свежем воздухе.
Отсутствие непосредственного контакта с преподавателями и со сверстниками в период дистанционного обучения негативно отражается на протекании таких психических процессов, как восприятие, память и мышление. Отмечается возросшая рассеянность внимания по сравнению с очной формой обучения, а из-за отсутствия непосредственного контакта с преподавателями разбирать и запоминать новый материал стало значительно сложнее.
Учебная нагрузка и продолжительность выполнения домашних заданий увеличилась, а конечный результат стал хуже.

- Как сами обучающиеся относятся к переходу на дистанционное обучение?
- Чтобы это выяснить, а также изучить, как процесс дистанционного обучения влияет на психическое и физическое здоровье учеников старших классов, на их психоэмоциональное состояние, в нашей школе было проведено анкетирование. В нем приняли участие 23 обучающихся 9 классов.
Анкетирование показало, что 88% ребят предпочитают очное обучение в школе дистанционному. Среди главных оснований такого предпочтения отмечают следующие: «общение с друзьями», «понятно все объясняют», «меньше времени на выполнение домашних заданий», «лучше понимаю материал».
На вопрос, легко ли вам обучаться при помощи дистанционных технологий ответили: очень легко -17%, легко -30%,  трудно -40 %, очень трудно- 13%
Обучение в дистанционном формате нравится 26% и не нравится 74% обучающихся. На вопрос, хотели бы вы, чтобы все обучались с помощью дистанционных технологий, ответили: «да» - 22%, «нет» - 78%.
Совершенно противоположными у ребят двух девятых классов стали ответы на вопрос о достоинствах дистанционного обучения. Так, 75% одного девятого класса ответили, что нет никаких достоинств.
В другом девятом классе достоинства дистанционного обучения признали 82%.
Свои успехи в обучении при помощи дистанционных технологий обучающиеся оценили следующим образом: высоко – 4,5%, средне – 78%, низко – 13%, очень низко – 4,5%.
По итогам второй учебной четверти больше половины девятиклассников аттестованы по всем предметам с оценкой «хорошо» и «отлично» или имеют оценку «удовлетворительно» по одному предмету. Это свидетельствует о том, что учебные показатели при очной форме обучения значительно выше.
- Что же нужно изменить в дистанционном формате обучения, чтобы он отвечал всем требованиям образовательного процесса?
- «Чтобы материал для изучения был проще, обязательно должно быть объяснение нового материала, меньше задавать домашних заданий».
В связи с этими трудностями продолжать обучение с помощью дистанционных технологий в дальнейшем не хотят 83%. Согласны обучаться дистанционно только 17% опрошенных.
Результаты анкетирования девятых классов показали, что дистанционное обучение негативно влияет на психоэмоциональное состояние обучающихся и в перспективе может отрицательно сказаться на познавательных потребностях и развитии социальных навыков.
- Как же организовать дистанционное обучение с минимальными рисками для здоровья обучающихся?
- В первую очередь нужно выбрать способ связи между педагогом и обучающимися.
Видеоуроки, согласно нормам СанПина, должны быть сокращены от пятнадцати минут в начальных классах до тридцати минут в старшем звене. При этом количество уроков в день остается прежним. Между видео уроками предусмотрены перемены.
Уроки по физкультуре и ИЗО не должны быть исключены из учебной программы на время дистанционного обучения. Обучающиеся могут записывать на видео выполнение физических упражнений и фотографировать свои рисунки.
С помощью системы электронных журналов, которые ежедневно заполняются педагогами на сайте «Дневник.ру», обучающиеся и родители могут получать задания, видеть расписание уроков на день и текущие оценки за выполненные домашние задания и проверочные работы.
Чтобы дистанционное обучение стало комфортным и безопасным для здоровья детей, родителям в этот период необходимо учитывать требования к организации рабочего места обучающегося дома, составлению и поддержанию режима дня с обязательным включением в него времени на активный отдых, уменьшению времени пользования гаджетами во вне учебное время, правильному питанию. А педагогам – требования к организации учебного процесса в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Н.Соловьева,
педагог-психолог

школы-интерната