Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Дистанционная учёба - это трудно, но нужно

Сейчас, когда старшеклассники Ивановской области учатся дистанционно, (а ещё не так давно на такой форме обучения были все школьники), разговоры о том, хорошо это или плохо, не утихают. Судя по мнениям и детей, и родителей, подавляющему большинству такое обучение не нравится. Однако, пока имеем то, что имеем, и надо научиться извлекать уроки из любого опыта, в том числе, и из такого.

Сегодня к теме дистанционного обучения по просьбе наших читателей мы возвращаемся ещё раз, предоставив слово психологу высшей категории Е.А.Борисовой. И постараемся взглянуть на проблему с точки зрения психологии.
- Елена Адольфовна! Действительно ли дистанционное обучение имеет серьёзные минусы или это преувеличение?
- Отрицательные стороны действительно есть, и они лежат на поверхности: главное, от чего страдают дети, это отсутствие общения. А оно им крайне необходимо в силу их возрастных особенностей. Они сами признаются, что им одиноко. И ладно бы дело было только в личных переживаниях детей на эту тему, всё гораздо серьёзнее: вследствие такого положения вещей нарушаются коммуникативные связи и навыки детей, они попросту могут разучиться контактировать с другими людьми. Растёт уровень стресса в семьях.
Во-вторых, очень эмоциональная реакция на какие-то технические неполадки:  программы зависают, пропал интернет - сигнал или просто   отключили электричество. В таких ситуациях беспомощными себя чувствуют и дети, и родители. К слову, у родителей бывает очень нервная реакция на происходящее. Это и понятно: они пришли с работы, устали, а тут им надо помочь ребёнку с уроками. И вместо отдыха они получают вторую рабочую смену. Их отрицательная энергия передаётся детям.
 Далее я бы назвала тот факт, что учебный материал, изложенный в Интернете, усваивается в разы хуже, нежели бы объяснение вёл учитель воочию. К тому же, если в классе учитель - это авторитет, то на экране - не более чем картинка. Ну и домашняя обстановка всё-таки располагает к расслаблению, и детям сложнее сосредоточиться. И это всё, не говоря про медицинские противопоказания: сидеть за компьютером несколько часов подряд, это естественно, вредно и для зрения, и для осанки, и для головного мозга.
- Как же справляться с таким стрессом?
- Вот здесь и выходит на первый план положительная сторона дистанционной формы обучения. Я имею в виду, что такую ситуацию надо использовать для получения новых навыков, навыков преодоления трудностей. Но в этом детям обязательно должны помочь родители.
- Что от них требуется?
- Они должны быть спокойными, сохранять благоприятную обстановку в семье, чтобы ребёнок был уверен и в них самих, и в себе, что вместе вы обязательно справитесь. Чтобы донести до сына или дочери такую свою позицию, мамы и папы должны с ними обязательно общаться: рассказывать истории из своей жизни, приводить примеры о том, как кто-то (или они сами) смогли справиться со сложностями, выражать свою искреннюю поддержку. Такой разговор по душам имеет для ребёнка большое значение, так он быстрее справится со стрессом. Можно предложить своему школьнику описать свои переживания на бумаге. От этого ему тоже станет легче, он освободится хотя бы от части негативных мыслей. В этом также поможет физическая нагрузка. Если посещать секции нельзя, то выполнять работу по дому можно, можно и выполнять физические упражнения и даже проводить спортивные тренировки. Разрядить обстановку поможет и любой ручной труд, например, конструирование из бумаги, плетение, вязание, склеивание моделей, выжигание и т.д. Прекрасным способом отвлечься являются маленькие повседневные радости: вкусная еда, десерты (лучше - совместно приготовленные), просмотр любимых телепередач, чтение и т.д.
- И всё же, уроки делать надо. Что можно посоветовать родителям, чтобы те помогли детям их выполнить?
- Начните с обсуждения с ребёнком – что ему помогает делать уроки, а что мешает. В конце каждого дня тоже обсуждайте, но уже другую тему: что получилось, а что нет. Здесь ещё важно дать установку на день завтрашний: помогите правильно распланировать время, чтобы процесс обучения не растягивался на многие часы. К тому же замечено, что если ребёнок знает, что ему отведено определённое количество времени на обучение, а дальше его ждёт что-то хорошее, он будет стремиться всё сделать вовремя. Далее, родителям необходимо обратить внимание на организацию рабочего места своего ученика, чтобы там не было ничего лишнего (в первую очередь убрать развлекательные гаджеты), а было только то, что нужно для работы. В помощь им будут и рекомендации, полученные из школы. Мамы и папы не должны стесняться и спрашивать ответы на интересующие их вопросы у учителя или классного руководителя, администрации школы. Родители также могут сами включиться в процесс дистанционного обучения, тем самым повысить мотивацию ребёнка, а с другой стороны – лучше его понять. Ну и, пожалуй, самое главное: необходимо внушать ребёнку, что дистанционное обучение – это временно, что рано или поздно, это закончится, но пока данный период длится, его надо и использовать с максимальной пользой для себя – освоить новые навыки, знания, научиться чему-то новому.