Сегодняшний домашний педсовет будет посвящен необычной для рубрики теме, но весьма актуальной практически во все времена (за исключением некоторых): зачем школьникам многообразие предметов, если в жизни, как они считают, им потребуется всего несколько. Например, только точные науки или только гуманитарные.
Составители школьных программ тоже, бывает, размышляют в этом же ключе, то увеличивая, то уменьшая часы, отведённые на определённые предметы: то им покажется, что надо больше математики, то физкультуры, то иностранного языка, то вынесут за рамки программы какие-то предметы, сделав их факультативными... Тем не менее, пока в наших школах преподают и математику, и историю, и географию, и физику. Как относиться к сложившейся системе, надо ли делать уклон в какую-либо сторону, пренебрегать одними науками и ставить в приоритет другие? Об этом и поговорим с психологом высшей категории Е.А. Борисовой.
- Елена Адольфовна, считаете ли вы, что в школьной программе есть предметы «нужные» и «ненужные»?
- Нет, не считаю. Каждый из них существует для того, чтобы формировать у детей важные навыки, которые потребуются в жизни и лирикам, и физикам.
Я назову их по группам: особенности личности - самодисциплина, ответственность, умение организовывать своё время; социальные навыки - умение выстраивать коммуникации и работать в команде, скорость адаптации, эмоциональный интеллект; менеджерские способности - лидерство, критическое мышление, умение решать проблемы. К общеучебным навыкам относятся планирование, самоконтроль, умение находить и обрабатывать информацию, презентационные навыки. Развивать эти умения и помогает разнообразие учебных предметов.
- Мы можем рассмотреть подробнее, какие предметы на какие качества личности влияют?
- Конечно, это важно знать не только самим школьникам, но и их родителям. Итак. Начнём с географии. Она помогает развивать память. На уроках географии нужно запоминать множество фактов - названия рек, озёр, гор, месторождений, виды климата, данные по населению стран мира... Чтобы проследить связи между разными фактами и параметрами, мы «кладём их на карту, значит, развивается пространственное и абстрактное мышление.
Теперь про точные науки - математику, физику, геометрию. Они формируют: абстрактное, логическое и пространственное мышление, логику, умение анализировать и синтезировать информацию и т.д.
- Особенное значение сейчас придаётся предметам гуманитарного цикла. И это понятно - они отвечают за формирование мировоззрения в целом, патриотизма, морально-этических норм и понятий.
- Призвание истории – научить детей умению видеть развитие ситуации во времени, анализировать и сопоставлять события и их последствия, искать и находить причинно-следственные связи: почему началась и закончилась война, какие были причины и поводы, почему одна экономическая система сменилась другой и к чему это привело. Также эти предметы «ответственны» за научение умению рассуждать, формировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. На каждое историческое событие есть разные точки зрения - именно на уроках истории подросток может понять, какая близка ему и почему.
- А для чего детям иностранные языки, и даже два, а не один?
- Изучение языка, отличного от родного, дает ребенку многое – развивает память и концентрацию внимания, помогает развитию гибкости в мышлении, повышает эрудицию и формирует характер. Владение иностранным языком в дальнейшем резко расширит возможности в учебе и работе. При изучении иностранного языка задействуется левое полушарие, оно закладывает в себе основы синтаксиса языка, его грамматики и фонематические данные. Но в детском возрасте при изучении языка задействуются и правые отделы мозга – именно за счет них запоминается навык в произношении иностранных слов, их различные обозначения в зависимости от интонации или особенностей использования. Правое полушарие дает образное восприятие языка, развитие правого полушария делает ребенка более гармоничным.
- Получается, что каждый предмет важен по-своему. Значит, детям и их родителям не стоит отмахиваться от «ненужных» предметов?
- Именно так. Изучая всё, что предусмотрено программой, школьник только выигрывает. Но никто не говорит при этом, что у него не может быть любимых предметов. Школу можно рассматривать как тренировочную площадку, где дети формируют интересы и делают выбор: какой предмет им важен и почему, какие виды работ нравится выполнять, какие предметы они хотят изучать усиленно и углублённо, а какие-то, не выходя за рамки программы. И чем раньше школьник это поймёт, тем лучше.
- Что можно посоветовать родителям, которые хотят, но не могут донести до своего ребёнка эту мысль?
- Они должны рассказать о перспективах изучения разных предметов или предложить ему самому изучить этот вопрос, а потом вместе его обсудить. К примеру, математика. Ее знание открывает карьерные перспективы: по данным экспертов, во всем мире растет спрос на дата-аналитиков, разработчиков программного обеспечения, а также специалистов в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Известно, что специалисты, владеющие иностранным языком, зарабатывают больше остальных. Еще знание языков позволяет смотреть фильмы в оригинале, понимать смысл любимых песен и не ждать, когда переведут на русский интересующую вас книгу. Например, биология научит отличать бактерии от вирусов, химия — выбирать косметику и моющие средства с правильным составом. Биохимики, генетики, биомедики, микробиологи – сейчас на пике популярности, за ними – будущее. Такие простые примеры для многих детей могут стать ориентирами. Просто родители сами должны твёрдо быть уверенными в том, что человек не может развиваться однобоко, тогда и убеждать своих детей им будет легче.