Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

Смоленская и Брянская, Вологодская и Костромская, Пензенская и Тульская, Воронежская и Белгородская и многие другие области и такие далёкие сейчас и очень русские названия деревень и сёл – Клёповка, Лужница, Криуши – это из таких краёв и мест в Плёсский музей-заповедник приехали народные костюмы, чтобы рассказать не только о себе, как таковых, но и о всей русской жизни 19 века и начала 20-го. Конечно, они приехали не сами, а благодаря С.А. Глебушкину, известному собирателю русского костюма. В праздничные майские дни Сергей Анатольевич прибыл в Плёс, чтобы презентовать эту  коллекцию  широкой публике. А то, что она будет широкой, сомневаться не надо: туристический сезон в Плёсе начался вовремя и ожидает быть весьма плодотворным.  По этому поводу директор Плёсского музея-заповедника А.В.Чаянова, открывая выставку русского костюма под названием «Живая линия судьбы», напомнила: «Жизнь в городе начинается с первым весенним пароходом, всегда стараемся подгадать к этому дню что-то интересное». Итак, культурная жизнь города на Волге в этом году взяла старт с большого красивого события, к тому же органично вписывающегося в год культурного наследия, каковым объявлен 2022-ой. А теперь об этом мероприятии поподробнее.

На фото: собиратель и исследователь русского народного костюма Сергей Глебушкин

33 оттенка красного

Левитановский культурный центр наполнен яркими красками, преобладает красный. У него много оттенков: нежно-розовый, ярко-красный, красно-оранжевый, красно-коричневый (называемый в народе мясным) и др. Все они просматриваются в женских народных костюмах коллекции Глебушкина.  Не зря у русского человека этот цвет ассоциировался с понятием «красивый».  Его оттеняют белый, чёрный, есть вкрапления синего. Рядом с каждым образцом – пояснение, откуда он прибыл, и как, собственно называется: свадебный, праздничный, траурный, повседневный... Все костюмы украшены тесьмой, бисером, вышивкой, блестками, узорными вставками, кружевом. Возле любого из них хочется постоять и рассмотреть, хоть вроде бы всё давно знакомо: рубахи, сарафаны, понёвы, передники, а к ним головные уборы – повязки, кички, кокошники, убрусы… И всё же, при виде их подлинности,  так и представляются наши прабабушки, с любовью и мастерством изготовившие эти произведения искусства, а затем носившие их по тому или иному случаю. И у каждой из них была своя история: жизнь в родительском доме, сватовство, замужество, переход или переезд в дом мужа, рождение детей…  Сергей Анатольевич трепетно относится к каждому экземпляру своей коллекции, может рассказать откуда он родом, как оказался в его собрании, с юмором и в то же время серьёзно ответить на вопросы интересующихся женскими нарядами конца 19-начала 20 века. Он прекрасно понимает, что костюм – это не просто одежда, это - настоящая летопись жизни наших предшественников. О том, как началось его увлечение, сначала присутствующие узнали из фильма, а затем он сам дал пояснения. Выяснилось, что идея собирать русские костюмы у Сергея Анатольевича родилась ещё совсем в молодом возрасте, сразу после армии. Он лично объезжал деревни, сёла, с интересом заглядывая в бабушкины сундуки, на свои деньги покупал эти раритеты, первоначально не предполагая, во что выльется эта затея. А она с годами оформилась в замечательную коллекцию, которая теперь путешествуя по городам России, даёт возможность людям вернуться к своим истокам. Не зря он и говорит про эти костюмы: «Они – не мои, они – народные».  Рассказы С. Глебушкина про одежду и традиции костюма неотделимы от рассказа о народной жизни в целом. Сергей Анатольевич – и тут полный знаток дела, особенно в части обрядов.   По костюму он может «прочитать» о местожительстве, о возрасте, семейном положении, роде деятельности, социальном статусе женщины: родилась девчонка – надели на неё рубашонку, подросла, заневестилась – сшили яркий сарафан, засватали – «прыгнула в понёву», замуж пошла – свадебный наряд специальный уже давно готов, вышла замуж – расплела косу и надела на голову кичку молодухи. После рождения детей женщину уже можно было записывать в старухи. Градация старух у С.Глебушкина тоже весьма интересна. Одному из возрастов женщины, наверное, самой старой старухе, соответствовал один из костюмов коллекции, серо-чёрной палитры, который коллекционер назвал «сядой», по-видимому, повторив слово за его хозяйкой, состарившейся женщиной, волосы которой были седыми.  Много рассказов в запасе у С.А.Глебушкина, слушать – не переслушать…

Миссия «Миссии»

Коллекция Глебушкина – это лишь половина экспонатов данной выставки. Авторство второй части принадлежит преподавателям, воспитателям и людям с ограниченными возможностями здоровья, работающим и проживающим в специализированных интернатах. Как и почему объединились эти две коллекции, объяснила следующая выступившая на открытии выставки гостья Плёса – Маргарита Буряк. Она – директор благотворительного фонда «Миссия». Эта молодая женщина, наряду с С.А.Глебушкиным – ещё один образец подвижничества. Она тоже причастна к моде прошлого, но уже с других позиций. Её замысел иной: дать детям с ограниченными возможностями здоровья шанс через творчество познать свои корни. Кто научит их понимать и любить прошлое своего народа, чтить его традиции в условиях жизни вне семьи и в условиях ограниченного круга общения? Такой вопрос она однажды поставила перед собой. И в поисках ответа, не побоялась взять на себя ответственность, подумав: если не я, то кто же? Начала с малого. Сама она родом из Великого Устюга. Там, у себя, на родине Деда Мороза, она встречалась с детьми, придумывая для них мастер-классы по народному творчеству: матрёшка, рушники, куклы... Завершающим этапом стал народный костюм, поработать над которым «Миссия» предложила целому ряду социальных учреждений. Об этом говорил и фильм, показанный на мероприятии, и уже готовые результаты труда в виде народных костюмов, расположившихся напротив нарядов Глебушкина. Подписи рядом с ними гласили, что творчество проявили Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Надежда», Богушевский дом-интернат для детей с особенностями психического развития, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота» (г.Омск), Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих и другие. В процессе осуществления проекта фонда, смыслом которого является поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, очень пригодилась помощь истинного знатока народных костюмов Сергея Анатольевича Глебушкина, который консультировал, давал советы, лично встречался с участниками проекта. И теперь коллекция из 31 костюма выглядит более, чем достойно, и только профессионал может рассмотреть современные подходы в изготовлении этих женских нарядов. К слову, на выставке представлено 20 костюмов. Таким образом «Миссия» выполнила важную миссию: с помощью этого проекта помогла осознать многим и многим детям с ОВЗ, что они тоже – часть огромной многонациональной страны, имеющей многовековую историю, и от них тоже зависит сохранение наших корней.
 Маргариту Буряк поддержала её землячка, замгубернатора Вологодской области Л.В.Каманина, отметившая, что в традициях кроется сила народа.

«Купель» — красота и сила

Завершил мероприятие концерт вокального ансамбля «Купель» Ивановского музыкального училища. Это было нечто в самом хорошем смысле этого слова! Красиво, самобытно, сильно, народно, стильно – такие эпитеты напрашивались, глядя на  красавиц из ансамбля, которые не только петь, но и танцевать оказались большие  мастерицы. Ни одна их песня не была исполнена в статичном положении. Создавалось впечатление, что наряду с музыкальным образованием эти девушки получают ещё и хореографическое. А их костюмы – это тоже повод для отдельного восхищения. Как подчеркнула руководитель ансамбля Л.Шагалова, костюмы приобретаются из разных источников, один из которых –  г. Комсомольск Ивановской области, где уже многие годы работает мастер золотые руки Наталья Белоусова (она руководитель прославленного коллектива моды «Амира стиль»), с которой у «Купели» давние дружеские и деловые связи. Говоря про данную выставку, Любовь Шагалова процитировала Пушкина «Здесь русский дух, здесь Русью  пахнет» и была бесконечно права.


 Стоит добавить в завершении, что в этом ансамбле поют две приволжанки – Настя Кузьмичёва и Полина Авдонина. Раньше они занимались в вокальном ансамбле «Веселинка» под руководством В.К.Васильева в Приволжском ГДК. Владимир Константинович и привёз их на прослушивание к Любови Шагаловой, которая сразу решила, что нашим девочкам – самое место в музыкальном училище.

* * *

Выставка будет работать до 5 июня.

О.Пикина 

Календарь

Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник