Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Прост лубок, да в нём намёк…

Всё выглядело не просто прилично, но и как всегда, аристократично, несмотря на то, что темой выставки, открывшейся только что в Плёсском музее пейзажа, было лубочное искусство. А его содержание, как известно, часто не блещет чистотой нравов. Да и само название выставки делало намёки – «Неприличное прилично». Это как понимать? Но в данном случае акцент был сделан совсем на другом – на мастерстве работников культуры, а точнее,  музея имени Г.Бурылина, сумевших придумать такой интересный проект и воплотить его в жизнь.

На фото: гости Плёсского музея рядом с А.В.Чаяновой: С.В.Конорев, директор музея им. Бурылина и Д.Л.Орлов, руководитель грантового проекта

Развешенные по стенам зала картинки – вроде бы, ничего сложного в этом нет. Однако за видимой простотой всегда скрывается большой труд. Во-первых, сами эти изображения. Их оригиналы находятся в атласах (альбомах) Д.А.Ровинского, известного собирателя этих лубков. И чтобы представить их публике, организаторам пришлось сделать оттиски данных раритетов в современной типографии на современном материале – структурированной бумаге, похожей на лён. Но они настолько приближены к оригиналам, что непосвящённым людям будет трудно об этом догадаться. Такой секрет раскрыл руководитель проекта, зам директора по науке Бурылинского музея Д.Л.Орлов, выступая на открытии экспозиции.  Также он сообщил и о том, что картинки – это только часть проекта. В качестве яркого дополнения к ним предусмотрена театрализация по мотивам лубочных сюжетов. И она действительно есть – её талантливо подготовили самодеятельные артисты народного театра, занимающегося при ивановском ЦКиО. Есть и третий «кит» проекта – специально разработанные и сшитые костюмы для артистов. Костюмы реконструировали в соответствии с изображениями на лубочных картинках студенты кафедры конструирования швейных изделий ИвГПУ. К сожалению, из-за ограничений, связанных с пандемией, нельзя увидеть эту театрализацию и полюбоваться творчеством молодых дизайнеров одежды.  Но можно увидеть сами эти лубки, прочитать подписи, которыми они снабжены, и таким образом почерпнуть много интересных сведений о данном виде народной графики XV-XVII веков. Ну, а если ещё в помощь посетителям выставки будет экскурсовод, как рыба в воде ориентирующийся в хитросплетении сюжетов лубков, и умеющий «читать меж строк» и даже далеко за их пределами, то тогда и оценка этой выставки повысится в разы. «Первооткрывателям» экспозиции повезло – знакомство с примерами народной графики осуществила завотделом Бурылинского музея Л.Н.Куприянова. Она не только разъяснила, что такое лубок, каковы его жанры, как они создавались, но и рассказала несколько увлекательнейших историй, выходящих далеко за рамки сюжета картинок. Вот, к примеру, история про глупую жену, которая приготовила еду в алюминиевой посуде, и потом всю вину за неудавшийся обед возложила на кошку. Разгневанный муж и бьёт не жену, а кошку, сидящую у неё на спине. А вот картинка с изображением персидского слона, которого привезли в Москву. Эту историю Людмила Куприянова превратила в настоящий ликбез о том, как в России при царском дворе появились слоны (с XVI века, это был подарок Ивану Грозному от персидского хана), как они бродили по улицам (от того и выражение «слоняться») и как последний императорский слон закончил свои дни в первые годы советской власти.
 Ещё один яркий рассказ экскурсовода - о моде на вуали с мушками: дамы, чтобы спрятать лицо, придумали такую форму маскировки. А дальше – больше: расположение мушек и их форма стали своеобразным языком общения, иносказания. Под картинкой, изображающей даму в вуали с мушками и кавалером, содержится список обозначений: мушка-полумесяц приглашала для ночного свидания, амурчик означал любовь, а карета или кораблик— согласие на совместный побег. Круглая мушка, расположенная между виском и глазом, называлась «убийцей» или «страстной особой».  
В лубках часто рассказывали   непристойные истории о приключениях героев Парамошки, Еремы и Савоськи. Такие картинки создавали только для развлечения, они не содержали нравоучений.  


Но, пожалуй, самой знаменитой лубочной картинкой, как отметила Л.Куприянова, является   «Мыши кота погребают». На этом лубке изображена похоронная процессия: 22 мыши сопровождают сани с мёртвым котом. Похороны превращаются в шутовской балаган: мыши выпивают и покуривают табак, скачут верхом друг на друге, бьют в барабан, играют на волынке и свирели. В XIX веке считалось, что у лубка с мышами иносказательный смысл и он представляет собой сатиру на Петра I.  
Все эти и другие истории, прозвучавшие из уст Людмилы Куприяновой, стали настоящим украшением и одновременно главным содержанием мероприятия открытия выставки. Ещё много других увлекательных рассказов, несомненно, подготовят и сотрудники Плёсского музея пейзажа, когда будут проводить свои экскурсии. Также несомненно, что они подчеркнут ещё одну важную мысль: данный проект стал возможен благодаря Гранту, полученному Бурылинским музеем от Благотворительного фонда Владимира Потанина, миссией которого является развитие культуры благотворительности, поддержка творческих профессионалов, способных выдвигать новые идеи. К слову сказать, директор Плёсского музея-заповедника А.В.Чаянова, отмечая этот факт, сообщила о том, что коллектив  Плёсского музея тоже не отстаёт от ивановских коллег и тоже выиграл Грант фонда В.Потанина. Поздравляем!

«Общее дело»

Плесский музей-заповедник принял участие в нескольких циклах конкурса «Общее дело» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В ноябре экспертный совет определил 33 победителя из 23 регионов: 15 в номинации «НКО. Технологии эджайл» и 18 в номинации «Музей. Культура. Новая форма», в т. ч. Плесский музей-заповедник. Размер каждого Гранта, который получат победители уже к концу этого года, может достигать 1 млн рублей.
География победителей в ноябре, как всегда, широкая: Московская, Ивановская, Костромская и Архангельская области, Красноярский и Ставропольский край, Республики Чечня и Башкортостан.
Алла Чаянова, директор Плесского музея-заповедника:
- Мы, как и многие коллективы, не раз заполняли грантовую заявку. Но это первая наша победа, и мы гордимся ею! Конечно, любая поддержка, в том числе финансовая, сегодня очень важна для музеев. Однако не менее важна и возможность в условиях снижения посещаемости наших музеев сплотить сотрудников, дать им возможность работать в команде, решать одну важную для всех задачу. Именно для этого мы и разработали проект, который заявили на грант. В 2021 г. гости Плеса, а также онлайн-путешественники получат новый интересный продукт.