Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

На том же месте, в тот же час…

Каждый год 25 декабря жители и гости города Плёса вспоминают яркого и неординарного человека, основателя и первого директора Мемориального дома-музея Левитана Аллу Павловну Вавилову.  Это день её рождения. И вот в течение уже 15 лет этот зимний предновогодний день благодаря усилиям команды творческих работников Плёсского музея-заповедника превращается в настоящее культурное событие, на котором сердца присутствующих при этом людей наполняются светом добра и любви.

 

На фото: музы музея Левитана: И.В. Доступова, Л.М. Лебедева, Л.В. Ищенко, О.В. Наседкина (слева направо)

 

Почему так происходит? Потому что такие встречи всегда о творческих людях, об искусстве, которое и есть добро, на котором держится мир.  А когда речь идёт о Плёсе, то, конечно, на первый план выходят художники. Алла Павловна, можно сказать, учредила эту традицию - воспевать живопись Левитана и других художников, чьи имена неразрывно связаны с городком на Волге. И прежде, чем начнётся рассказ о только что состоявшемся вечере памяти, заглянем на сайт Плёссского музея-заповедника. Там есть прекрасный текст о самой А.П. Вавиловой, написанный в 2016 году В.П. Холодковым,  Вот из него отрывки, позволяющие составить представление о том, каким неординарным человеком была Алла Павловна.

Плёсский соловей

«Впервые услышали об Алле Павловне в 1969 г. Мы путешествовали на т/х «Мельников-Печерский». Это был колесный теплоход. Подплывая к Плёсу, бывалые туристы говорили: «Вас будет встречать экскурсовод Алла Павловна. Останетесь очень довольны. Это - «плёсский соловей». И когда нас встретила миловидная женщина с медно-рыжими волосами и начала свой рассказ, все мы были просто очарованы».

«В газете «Правда» от 28 августа 1982 г. была опубликована статья Т. Маршковой «Свидание с Золотым Плёсом». В ней автор тепло пишет об Алле Павловне Вавиловой. Об открытии в Плёсе музея И. Левитана. О героических и подвижнических усилиях в создании музея и комплектовании экспозиции. Музей начинался практически только с белого дома с мезонином на улице Луначарского, и на тот период уже насчитывал одиннадцать левитановских подлинников. А сейчас в историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике их уже около двухсот - это картины и этюды, большая часть которых была собрана Аллой Павловной Вавиловой. Хочу вспомнить, как вела экскурсию Алла Павловна... Красивая женщина! Какое одухотворенное лицо! Какой выразительный взгляд! Так и стоит перед глазами. Удивительная женщина! Человек редчайшего обаяния! Её рассказы захватывали. Она была непревзойденным экскурсоводом. Её рассказы возвышали над повседневностью, были наполнены чувством красоты, покоя и умиротворения».

А вот этот текст, который будет представлен ниже, ведущие встречи - Л.В. Ищенко и О.В.Наседкина -  зачитали вслух, он напечатан в буклете, подготовленном специально для этого дня: «Как-то зимой отправились мы с Алей в село Красное. Был мороз, и мы шагали коротким путём, прямо по замёрзшей Волге. Это чуть ли не 20 км! Добрались к вечеру.., а утром пришлось обратно идти, день короткий, надо успеть вернуться… Мы и туда везли санки с какими-то гостинцами и возвращались тоже гружёные какой-то едой. С каждым шагом всё тяжелее было санки тащить. Обе из сил выбивались, уже и Плёс увидали вдали, побежать бы, а ноги не идут. Я говорю: «Всё, Алька, не могу (нас так и звали Алька и Галька). Иди одна, зови братьев, пусть встретят меня». И я уселась на санки. Она пыталась меня уговорить, потом ругала: «Замёрзнуть хочешь?!» А я ни с места. Тогда она потащила меня из последних сил, вместе с грузом. Какая же у неё была сила духа! Мне стыдно стало, и я опять «впряглась»… А когда отдохнули дома, она прибежала ко мне и говорит: «Галька, на танцы пойдёшь?» «А то как же, конечно, пойду!» То был отрывок из воспоминаний Галины Самоделовой. Отдав дань памяти основателю музея и неустанному пропагандисту творчества Левитана, ведущие перешли к основной теме: 160-летию А.М. Корина. Переход был таким: «Посмотрите  на последнюю страничку буклета, - обратились они к залу, - там рисунок ёжика из коллекции Аллы Павловны. Он несёт на своих иголках картину Корина».

«Кланяюсь Корину,

который воскресил в памяти Русь»

На большом экране в сопровождении прекрасной музыки перед зрителями разворачивалась картина жизни одного из самых известных художников Ивановской области, члена общества передвижников А.М. Корина. Как опытные проводники в мир живописи, Лариса Валентиновна и Ольга Викторовна шаг за шагом открывали перед собравшимися в Левитановском культурном центре страницы жизни Алексея Михайловича, чётко прослеживая связь художника с Плёсом. Но не только. Алексей Корин в своём творчестве отразил и всю Русь в нашем сегодняшнем понимании - с её полуразвалившимися домиками, белыми церквушками, православным народом, неяркими пейзажами. А чего стоят запечатлённые им на холсте жанровые сценки! «За чайком», «Опять провалился», «Возле церкви», «Бурлаки», «Беседка» - эти и многие другие названия его работ говорят сами за себя. Люди на них - из ближайшего окружения художника, часто - родственники, крестьяне, живущие по соседству, знакомые и друзья из самых разных слоёв русского общества. Не зря в семейном архиве художника в книге отзывов есть такая запись: «Кланяюсь Корину, который воспел и воскресил в моей памяти Русь!» (Эта цитата тоже из буклета).

 Да и сама жизнь художника, она тоже есть отражение  времени. Корин происходил из семьи потомственных палехских иконописцев, постигал основы иконописи в мастерской деда Николая; позже отец отправил его продолжать обучение в Троице-Сергиевой лавре. Будучи студентом, Корин был вынужден жить в печально известных Ляпинских ночлежках. Жизнь в «Ляпинке» склоняла многих студентов к пьянству и кутежу, однако Корину удалось избежать опасного пути. В 1891 году молодой живописец впервые участвовал в выставке художников-передвижников.   В следующем году он написал картину «Больной художник», получившую высокую оценку таких мастеров, как Репин и Стасов.  Павел Третьяков приобрёл её для своей коллекции.

У Корина была большая семья - 9 детей! Но двое из них умерли в младенчестве, двоих сыновей Корины потеряли в годы Первой мировой войны.  

Впервые художник посетил Плёс летом 1889 года.  Плёс и Волга покорили его своими живописными видами. Именно здесь, на берегах Волги, художник начал систематически заниматься пейзажной живописью.  Более 20 лет Корин каждое лето и осень приезжал в Плёс на этюды. Он писал на своих полотнах всё, что видел вокруг, что задевало его сердце, сердце русского человека из глубинки:   просёлочные дороги, бескрайние поля и волжские просторы.

Плёс стал для художника второй родиной. Здесь оттачивалось его художественное мастерство, а работы обретали философскую глубину. Многие его картины хранятся в Плёсском музее-заповеднике.

Не красного словца ради

И когда встреча подошла к концу, перед зрителями предстали работники музея, силами которых из года в год поддерживается традиция проводить 25 декабря вечер памяти А.П. Вавиловой. Это Л.В. Ищенко, О.В. Наседкина, Л.М. Лебедева, И.В. Доступова. Обращаясь к собравшимся, они поделились своими эмоциями, которые охватывают их во время работы над сценариями. Эти чувства приносят, по их признанию, счастье, удовлетворение и радость. А как же может быть иначе, когда происходит соприкосновение с великими именами и миром искусства, когда ощущается связь времен, а в некоторых случаях и вовсе наблюдается пересечение линий судьбы самих сотрудников с теми самыми известными личностями… «Не забывайте свой музей, - призвали эти творческие люди плесян, - заходите сюда так часто, как только сможете. Вас здесь всегда ждут!» И это сказано не красного словца ради: посещение музея помогает местным жителям идентифицировать себя с тем великим культурным пространством, которое создано здесь их современниками и предшественниками. В их числе и Алла Павловна Вавилова.