Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Итак, она звалась Татьяной…

Редко кто из сегодняшних молодых людей выбирает профессию художника.  Народ пошёл практичный, хочет иметь твёрдую почву под ногами, чтоб заработок стабильный был и не зависел от ветра перемен, да и жизнь стала к нам строже, жестче, вроде, не время для потакания движениям души….Но, к счастью, не перевелись у нас  ещё романтики, не перестала зажигаться искра Божья  в их сердцах, и не оскудела наша земля талантами… Татьяна Филиппова, жительница нашего города, как раз к ним относится.

На фото: Татьяна Филиппова

Она единственная, кто, по словам преподавателя изостудии «Юный художник», что работает при городском доме культуры, Сергея Здухова, на вопрос учителя о целях её прихода в студию, ответила: «Хочу стать живописцем». И она им стала. За плечами Татьяны уже 11 лет непрерывной учёбы в художественных образовательных учреждениях страны: сначала она получила образование в Ярославском художественном училище, поступив туда с первого раза, что в принципе, бывает достаточно редко, затем в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи  Глазунова в Москве. А ведь могла остановиться и ограничиться лишь училищем… «Мне этого показалось мало, - говорит художница, - что значат 5 лет для обучения живописи? Я чувствовала, что должна двигаться дальше». И она шла вперёд, несмотря на усталость и трудности жизни вдали от дома.  И вот, на прошлой неделе в Приволжском общественном музее открылась её персональная выставка. Это ли не повод рассказать о Татьяне Филипповой, всего добившейся собственным трудом и талантом?

«Я не знала,

что такое мольберт…»

А всё начиналось с простого интереса к рисованию. «Я даже не знала, что такое мольберт, не говоря уже про другие вещи, когда пришла в студию «Юный художник».  Мне было тогда 15 лет.   До этого рисовала дома, просто для себя, получала 5 + на уроках рисования, оформляла стенгазеты в школе – вот в принципе и всё», - рассказывает Таня.  Хотя, нет. Однажды в гараже она нашла масляные краски и спросила бабушку, чьи они. Та ответила, что дедушкины, тот любил рисовать и, видимо, у него это получалось неплохо. Значит, у Татьяны были в роду художники, и её тяга к живописи возможно передалась по наследству….И вот  однажды она решила, что ей надо заняться живописью серьёзно, что это дело её жизни, что она хочет выражать с помощью кисти и красок свои мысли и чувства, нести людям добро и красоту. Не случайно она и выбрала направление реализм (в Академии училась в мастерской пейзажа), чтобы без завуалированности и опосредованности показывать людям красоту окружающего мира.  «Я люблю русскую природу, она скромная, не броская, но красота в ней таится невероятная, - говорит Татьяна, - надо только её разглядеть. Меня не притягивает южная природа с её буйством красок, мне милее среднерусские пейзажи – поля, леса, речки, домики с резными ставнями, русская архитектура, а это в первую очередь церкви. Закаты и восходы, цвет меняющегося каждую минуту неба…». Сейчас художницу тянет в северные края. Она наслышана о прекрасных видах северных широт, белоснежной старинной архитектуре, хочет уловить русский дух, в ней таящийся. Уже куплены билеты в Каргополь. Вместе с небольшой группой художников Татьяна на днях отправится в путешествие. Для живописца это очень важно – новые впечатления, новые идеи и творческие замыслы, рождающиеся в этих поездках.  Чтобы проникнуться атмосферой нового места, тут надо прожить, как минимум недели две, иначе не хватит времени постичь его душу, считает Татьяна. «Мне нравятся такие города, в которых чувствуется история – Суздаль, Звенигород, Кострома, Гороховец, Плёс… После Москвы глаз отдыхает на русских просторах».  
Запечатлеть на своих холстах церкви – это очень близко художнице и по другой причине: Татьяна не раз занималась реставрационными работами и росписью этих архитектурных сооружений. У неё уже есть такой опыт. В частности, она работала на Украине, в новом храме, писала Библейские сюжеты. Это делала по уже разработанным эскизам, в академическом стиле.  И этот опыт ей дорог. И не только потому, что данный  вид творчества приносит заработок, но и потому, что даёт возможность самосовершенствоваться, развиваться. Так что, изречение «век живи, век учись», Татьяна понимает буквально и считает руководством к действию.

«Главное –
не перегореть»

Стать реставратором пока в планы Т. Филипповой не входит. Это же снова дополнительная учёба, это годы, которые нужны для овладения спецификой этого сложного ремесла.  Пока нужны более краткосрочные планы, надо осмотреться, обдумать возможные варианты и принять решение.  У Татьяны на это даже и времени не было, она только что закончила Академию и сразу отправляется в Каргополь… А ещё  - первая персональная выставка.  Тут тоже пришлось потрудиться – совсем нелегко подобрать картины, скомпоновать их, выбрать для них подходящее место, да и сама развеска требует больших усилий… Но намётки на будущее у Татьяны, конечно, есть.  Она поедет в Москву, будет стараться устроиться по специальности, возможно, займётся репетиторством. Ещё во времена студенчества она подрабатывала занятиями с желающими овладеть азами живописи, она может заняться и подготовкой учеников к поступлению в художественные учебные заведения. Время показало, что люди, интересующиеся живописью, всегда есть, и неважно сколько им лет – 6 или 70.  Есть вариант писать картины на продажу, так делают все художники. Смысл творчества живописца в том и состоит, чтобы писать не только для себя и в своё удовольствие, но и для других тоже. И работая над оформлением своей выставки, Татьяна так и сказала, что мечтает о том, чтобы её картины обрели своего нового хозяина. И ничего предосудительного в этом нет: картины – тот же товар, который должен работать и приносить доход своему автору.  И тем более,  творения Татьяны – это не какой-то «детский лепет», а работы зрелого мастера, имеющего собственный творческий почерк. В любом случае, нельзя останавливаться, бросать своё дело – в этом девушка убеждена абсолютно точно. Судьбы художников прошлого и настоящего свидетельствуют о том, что в жизни творческого человека бывает всё: и взлёты, и падения, и творческие кризисы. «Главное – не перегореть, я поставила перед собой такую цель, - говорит она. – Восстановиться потом, как показывает опыт других, будет очень сложно».

Образ Родины

«Образ Родины» - так называется персональная выставка Т. Филипповой. Название, конечно, не случайное, все творчество молодого художника буквально пропитано духом малой и большой Родины.  Вот разъезженная дорога, изображённая крупным планом. Она возле дома Татьяны, вот мосточек из брёвен, перекинутых через небольшую речушку – эту картину, по словам Татьяны, уже не увидишь воочию – строительные работы стёрли её с лица земли.  Вот деревенские домики, с их резными наличниками (к слову, наличники – это ещё один интерес нашей художницы), деревенская девушка-красавица с длинной косой, присевшая у колодца… Ну и, конечно, милые сердцу церкви. Их много. Написаны они в разных городах. Белые стены, золотые купола, яблонька, своими ветвями касающаяся церковных окон… Плёс, с его просторами и улочками. Среди работ Татьяны много этюдов. И это не случайно. Некоторые из них она хочет доработать и превратить в большие картины.
Гордится ли она своей первой персональной вы-ставкой? На этот вопрос у Т. Филипповой твёрдого ответа нет. По её словам, она ещё даже не осознала масштабность и значение этого события в своей профессиональной карьере.  Конечно, приятно, радостно от того, что её работы увидят посетители музея. Что кто-то запомнит её имя, как художника, тонко чувствующего природу, а кому-то, возможно, эти творения захочется купить… Такой творческий отчёт о проделанной работе должен быть в жизни каждого живописца. Вот он случился и у неё. «Обязательно приглашу на открытие своих родных», - говорит Татьяна. Пусть они погордятся и увидят, что она не зря столько лет отдала учёбе. А ведь поддержка родных людей всегда дорогого стоит…
Выставка, несомненно, станет новым стимулом к дальнейшему творчеству художника.  Придаст сил и вдохновения даже сама атмосфера встречи творческих людей, их общение. А зрителям явно придется по душе встреча с прекрасным образом Родины, что видится в каждом полотне Татьяны Филипповой.

Слово учителя

Сергей Здухов, первый учитель. Что скажет он про свою ученицу?
- Все, кто приходит ко мне учиться живописи, обладают разной степенью трудолюбия. А трудиться над собой, совершенствовать свои умения и знания –это обязательное условие успеха. У Татьяны Филипповой трудолюбия предостаточно. Благодаря ему в большой степени она добилась прекрасных результатов. А талант, он у неё, конечно, есть. Без него тоже никак.  Она – целеустремлённый человек, самоотверженный, лёгкий на подъём, готова писать в любых условия.  Не нытик.  Она буквально бросается в творчество. После училища Татьяна – один художник, после академии – другой. Я вижу её рост, вижу, как она приобретает собственный творческий почерк. Он отличается тем, что она вносит в свои работы любовь к родным местам, родным пейзажам. Она не может писать, не любя.  Я рад, что Таня смогла реализовать свою мечту. 11 лет учёбы заслуживают огромного уважения. Понимаю, что за это время может накопиться усталость от учёбы, учителей, что сейчас ей хочется свободы творчества. Но как сказал И. Репин, «академия убивает художника, но и без неё художником не стать». Учёба дисциплинирует и мобилизует. Бог дал Тане свою искру, и она её не погасила. Надеюсь, что её работы порадуют нас ещё не раз.
Символично получилось, что эта выставка открывает творческий сезон, причём, происходит это в нашем музее, в родных для Тани Филипповой стенах.  Сезон начинается с высокой планки.  И всем нам, художникам, надо ей соответствовать.

Материал подготовила

О.Пикина