Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Его ждали, и он вернулся

В прошлом году из-за пандемии коронавирусной инфекции   фестиваль «Плёс на Волге. Льняная палитра» был отменён. В этом году мероприятие было запланировано, как всегда, на середину июля, но в назначенное время тоже не состоялось – эпидемиологическая  ситуация не позволила. И всё же, на прошлой неделе «Льняная палитра», как прекрасная жар-птица, смогла прорваться сквозь пелену COVID - 19 и связанных с ним ограничений и, промелькнув над Плёсом, оставила после себя шлейф красивых воспоминаний и положительных эмоций. И пусть фестиваль не был столь представительным, как в прежние годы, он ещё раз доказал, что эпидемия творчеству не помеха, жизнь продолжается, а творчество – это как раз то средство, которое помогает держаться на плаву и питает нас изнутри.

Именно об этом и говорили открывшие фестиваль, традиционно начавшийся с детского показа мод, руководитель департамента образования области  О.Антонова и директор фестиваля С.Разина. Ольга Антонова  напомнила о том, что в нашей области работают более 40 детских театров моды, поддерживающих и укрепляющих в своих воспитанниках дух верности народным традициям. Светлана Разина вспомнила о том, как участники конкурса проходили по подиуму на Торговой площади и вдоль набережной Волги и, казалась, что и 30-метровой его длины мало, чтобы  успеть насладиться искусством модельеров. Но времена изменились, и сегодняшний показ  проходил в более скромных условиях Левитановского культурного центра, где длина подиума существенно сократилась.  И, тем не менее, жюри и зрители успели и рассмотреть, и оценить труды и старания, полёт творческой фантазии и мастерство  участников фестиваля. О детской моде и пойдёт рассказ далее.

Девочка в платье из ситца

Всего две номинации  - «Этношик» и «Коллекция» (современная молодёжная мода), 10 коллективов и 19 коллекций одежды, гость один – коллектив из Московской области. Как и во все прежние годы, на подиуме встретились основные соперники - ведущие театры моды и студии нашей области: «Алиса»,  «Мираж», «Каламбина» (Иваново), «Театр образа» (Шуя) «Амира-стиль» (Комсомольск). И снова жюри было в затруднении – каждая их коллекция настолько хороша, продумана и оригинальна, и конечно,  отвечает главному принципу фестиваля – этнические русские мотивы в одежде не просто прослеживаются, они получают новое звучание – что выбрать лучшую крайне сложно. Но на то оно и профессиональное жюри, чтобы со своих позиций оценивать и выбирать самых достойных. А зрителям оставалось просто любоваться красочным действом. Дети не просто проходили по подиуму, они танцевали, разыгрывали сценки, сами искренне радуясь тому, что оказались на столь прекрасном мероприятии и им есть чего показать, и какую историю рассказать. Прелесть детских показав состоит и в том, что дети не боятся показаться смешными, сочетать в своей одежде, казалось бы, не сочетаемые вещи: русский сарафан с цветными колготками – красными, зелёными, синими,  кокошники с  ботинками в современном стиле со шнуровкой,  даже фуфайка, о которой они даже, скорее всего, и не знали раньше, в их образах приобрели новую жизнь – стиль оверсайз (мешковатая одежда, большая по размеру) им тоже к лицу. Это студия «Мираж» превратила этот атрибут советских времён в модную стильную вещь, подготовив специальную  коллекцию.  

Право на равные возможности


Юные модели артистично обыгрывали свои образы. То они кумушки, встретившиеся на деревенской улице, то царевны-лебеди в белых летящих одеяниях, а то девицы с косами до пят… К слову сказать, наверное, именно этими косами и «зацепили» жюри юные модели из студии «Алиса» - эта деталь, длинная гофрированная коса из ткани, ставшая яркой изюминкой коллекции, принесла им победу – звание Лауреата.
Как и в прошлые годы, свои коллекции представили несколько коррекционных школ-интернатов области – Ивановского, Кохомского, Шуйского. Особенно бурных аплодисментов заслужили кохомчане. Однако, зрители и жюри приветствовали не только саму их коллекцию под названием «Маков цвет», но и самих моделей, среди которых были дети с ограниченными возможностями здоровья. Ещё недавно  казалось невозможным увидеть на подиуме прихрамывающего ребёнка, да еще в очках, теперь это в порядке вещей – общество наконец поняло и приняло таких людей, их право на равные  возможности. В этом году в рамках фестиваля состоялось не только конкурсное выступление детских театров моды, но и показ профессиональных коллекций, первой из которых стала та, которая создана на основе эскизов маэстро В.Зайцева, почётного президента фестиваля.
Из материалов, из которых были изготовлены наряды, преобладали лён и ситец. Сколько же всего чудесного можно из них сшить! Да ещё украсив кружевами, лентами, ручным шитьём, бусами…. Нет, не зря задачей фестиваля является сохранение народного стиля, русский стиль достоин того, чтобы жить и здравствовать, несмотря на все капризы моды, составлять достойную конкуренцию современным тенденциям минимализма и того самого оверсайза.

Монохром, кружева и льняное очарование

Фестивальный показ коллекций модной одежды, созданных взрослыми дизайнерами, начался, как только в Левитановский культурный центр прибыл мэтр отечественной моды, народный художник России, академик Вячеслав Зайцев.

Бессменный президент фестиваля Вячеслав Зайцев

Его, бессменного президента экспертного совета, встретили продолжительными овациями еще на выходе из авто. Бурных аплодисментов он удостоился и во время представления членов совета на торжественном открытии фестиваля. Кроме нашего именитого земляка, в состав совета вошли также зампредседателя Правительства Ивановской области Людмила Дмитриева, создатель первого русского журнала о моде Марина Дэмченко, ивановский модельер Ирина Корнева и другие.
Фестивальный показ, посвященный национальному стилю в современной одежде, проводился в студенческой, промышленной и авторской номинациях.  Свои коллекции представили дизайнеры из Москвы, Иванова, Шуи, Кинешмы, Приволжска, Вологды, Ельца и Донецка.
Первая коллекция завладела вниманием зрителя с первой ноты, с первого выхода на подиум. «Цветы войны», созданные в Ивановском политехе, были посвящены творчеству художника-фронтовика Бориса Пророкова. Монохром однотонный, с нежным цветочным принтом, со скорбными женскими ликами выбросил в зал сдержанный в начале, прорывной в точке апогея поток энергии. Жизнь и смерть, жертвенность, хрупкие цветы мирной жизни в черном пламени боя. И композиция Виктора Цоя в современной интерпретации. Перед зрителем развернулось повествование об истории, которую каждый рассказывает по-своему, но понимают все. Коллекция стала одной из самых экспрессивных в показе и получила специальный приз фестиваля.
Главный приз – «Серебряный феникс» - экспертный совет присудил сразу трем коллекциям. Первая из них - «Сарафан» коллектива студентов и преподавателей Кинешемского политехнического колледжа (студенческая номинация) – как и «Цветы войны» была выполнена в черно-белой гамме, но в совершенно ином ключе. Расклешенные к низу, свободные женственные силуэты, включение мережки и вышивки – особенно завораживающе смотрелись модели коллекции в движении, и именно этот показ сорвал аплодисменты еще до своего завершения. Члены жюри обозначили работу как очень тонкую с точки зрения вкуса и национальной идеи.

Модель из коллекции «Сарафан»

Главного приза удостоились также коллекции «Женский образ в городском костюме XIX века» от группы авторов ХБК «Шуйские ситцы» (авторская номинация) и «Кружевное обаяние» модельеров Екатерины Савушкиной и Анастасии Тимохиной из Ельца (номинация промышленные коллекции).
Спецпризы от компании «Стеллини» получили  по-настоящему славянская льняная коллекция с элементами декора из вязаной кружевной тесьмы и бахромы «Ностальгия по настоящему» Татьяны Савосиной (Иваново); коллекция «Дневник моей бабушки» Ольги Голдобиной по идее Елены Бабаниной (Иваново), на которую авторов вдохновили семейные фотографии конца 19 начала 20 века; коллекция «Collisio» Арус Багдасарян (Вологда) из льняных трикотажа и ткани.
Коллекцию «Розовая шубка», которая завершила показ, привезла ее автор Ирина Радыш – модельер из Донецка. Эту работу она посвятила памяти уроженки г.Плеса, почетного гражданина г.Иваново, заведующей кафедрой дизайна и профессора Ивановского Государственного текстильного института  Наталье Мизоновой. По поручению министерства промышленности и торговли Донецкой народной республики Ирина Радыш вручила почетную грамоту министерства ДНР и орден «Знак почета» главы ДНР за поддержку легкой промышленности республики президенту одного из учредителей «Льняной палитры» - клуба «Деловая женщина» - Маргарите Разиной.