Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Александр Ветчинников: рисовать по точкам

Выставка «Литографии Александра Ведерникова» из частной коллекции С. Миненкова и Е.Мироновой (г. Санкт-Петербург) открылась в плёсском Музее пейзажа на прошедшей неделе. Здесь представлено более 30-ти цветных литографий, созданных мастером в 50-х – 60-х годах прошлого века.

Гости из Санкт-Петербурга на открытии выставки

Мы приехали чуть раньше, чем было назначено официальное открытие выставки, и получили возможность не только осмотреть экспозицию, но и побеседовать с гостями из северной столицы: супругами Сергеем Миненковым (историк-искусствовед, эксперт по культурным ценностям Росохранкультуры, член Союза художников России) и Екатериной Мироновой (художник-реставратор, также эксперт  Росохранкультуры, член Союза художников России) и Сергеем Левандовским  (советский российский искусствовед и педагог, доцент Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, член  Санкт-Петербургского Союза художников).
Встреча прошла эмоционально – петербуржцы сами так увлечены темой творчества Александра Ведерникова, что без всяких усилий заражают своим интересом, несмотря на то, что фамилия Ведерникова в наше время знакома не многим. В музейном пресс-релизе она значится незаслуженно забытой. Интернет-аукцион продает литографии Ведерникова за 12, 10, и даже за 6 тысяч рублей. Почему? И правда ли стоит его вспоминать?
- Ведерникова с полным правом можно назвать основоположником Ленинградской школы живописи, - рассказывает Сергей Миненков. - И это художник, который очень повлиял на развитие, становление (художественного – прим. автора) образования. В этом он был одной из главных, ведущих фигур.
В довоенное время Александр Ведерников успешно занимался живописью, но после войны увлекся литографией и достиг в ней неоспоримых высот.
- Это очень интересное искусство, требующее большого мастерства и художественного вкуса, - объясняет Сергей Миненков. - Ленинградская литография - целое явление, пласт. И Ведерников в нем – один из основных художников.  А почему его фамилия оказалась в числе забытых? Просто у него такая судьба была исторически. Он был очень скромный, никогда себя не выставлял напоказ. И кроме того, была такая политика… Не очень любили такое искусство в советское время. Шла борьба с формалистами, с последователями импрессионистов. И под эту волну он в 1947 году попал под репрессии, был исключен из Союза художников, и пять-шесть лет пребывал  в полном забвении.
Членство в Союзе художников  - не просто регалия, корочки. Это возможность выставляться, а также  получение заказов и заработок, которого Ведерников лишился. Выжил он за счет преподавания в строительном институте, но компенсировать моральный удар было сложно.
-  Об этом мало, кто, говорит, но в Союзе художников существует        своеобразная политика – одних выделяют, других затирают, - продолжает Сергей Миненков. - И это было в советское время очень сильно развито. И ему не давали хода. Представьте себе, у него при жизни не было ни одной персональной выставки. Ни одной! И никаких практически статей. А ведь кто создает имя художника? Искусствоведы. Все это было очень сильно зажато. Даже после его смерти.
Коллекционер рассказывает, что  в 90-е годы практически все наследие художника скупил известный московский коллекционер Роман Бабичев. И только в 2017 году он стал публиковать свою коллекцию. Один из вышедших томов полностью посвящен Ведерникову.
- Надо сказать, что любителей и ценителей графики вообще намного меньше, чем живописи, - добавляет Екатерина Миронова. И даже образование публики у нас идет в основном показом живописных произведений, а графику очень мало воспринимают и мало знают, и мало поэтому ценят. Она считается более простой, хотя на самом деле это элитарная техника. Такие авторы не нашли своих пропагандистов, и у нас публика их не знает. А мы как раз стараемся это все развивать, поэтому и ездим, показываем. И люди понимают это. Но вот образования в этом плане очень мало.
Плёс – уже третий город, куда привезли литографии Ведерникова. Первая выставка прошла в Юрьевце, где сотрудники музея попросили петербургских коллекционеров показать что-то, связанное с Волгой. И, конечно, супруги сразу подумали о работах Александра Ведерникова – он написал множество волжских пейзажей, живя на своей малой родине, в Городце. Перебравшись же в Петербург, обратился за вдохновением к Неве (кстати, пейзажи с Волгой и пейзажи с Невой в сравнении становятся еще более интересны).
За Юрьевцем, что было естественно, последовал Городец. Но неожиданно для себя Сергей Миненков и Екатерина Миронова обнаружили, что открыли творчество Александра Ведерникова для Городца.
- В Городце вообще мало представляли, кто такой Ведерников. Для них это было просто открытие, событие!  - вспоминает Сергей. А Екатерина с горечью говорит, что дом Ведерникова в Городце долгое время стоял заброшенным, а потом был продан в частные руки, и новый хозяин начал в нем современный ремонт.
В Плёсский музей-заповедник коллекцию привезли благодаря удачному стечению обстоятельств и обоюдному желанию сторон. Причем количество выставленных работ увеличилось с первоначальных           20-ти до 34-х. И это так называемый золотой период творчества, самый яркий, мощный – с середины 50-х до середины 60-х годов, когда были созданы вещи, которые, как говорит Сергей Миненков, стали классикой отечественного искусства.
Что отличает творчество Александра Ведерникова? Об этом искусствоведы могут говорить долго. Тем более что оно представлено разными жанровыми направлениями: это и натюрморты, и серии пейзажей, и изображения человеческих фигур.
- Несмотря на большое влияние европейского искусства, постимпрессионистов, авангардизма, - перечисляет Сергей Левандовский, стоя у натюрморта , - он все-таки оставался всегда русским художником. Во многом отталкивался от народного искусства, поскольку уроженец Городца, где все пронизано замечательным творчеством: и резьба там, и роспись. Там просто гениальные есть примеры мастерства. И все это он в себе выносил. И невозможно не почувствовать его мастерское владение пятном, линией, штрихом, цветом. Он интереснейший колорист.
И еще у Ведерникова принцип такой – минимакс: минимальными средствами достичь максимального результата. Самое главное ухватить, опуская детали. Обобщение большое.
- У него интересная очень манера, - подхватывает Екатерина Миронова, обращая внимание на пейзажи, – он великолепно владел белой бумагой. Вот эти пропуски белой (непокрытой краской – прим. автора) бумаги работают как белый. У него просто вот светящаяся она. И хотя бумага уже пожелтела слегка, все равно вот этот белый светящийся цвет продолжает работать.
Глядя на один из петербургских пейзажей, где все лаконично, выразительно и как-то прозрачно, светло, высоко,  – и небо, и Нева, Сергей Миненков отмечает:
-  Вот здесь использовалось всего три камня (при создании литографии – прим. автора). А вот эти точки, – коллекционер указывает на две черные точки справа и слева от изображения– для совмещения. Потому что каждый камень несет свой цвет. И печатник сначала один делает отпечаток, потом второй, потом третий. И все это вот по эти точкам делается.  Ведерников - великолепный рисовальщик. Известно такое выражение,  что он из двух, трех, ну, может быть, четырех красок делал двадцать четыре. Это стало его визитной карточкой и сделало ведущим художником. В этом смысле он был непревзойденным.
Он ходил по городу, у него были альбомчики, и он рисовал или делал акварельные наброски. А потом приходил домой и уже делал композицию, которая была рассчитана на печать. Но при этом у него в голове все должно быть уже полностью выстроено. В литографской мастерской он наносит рисунок на камень. И в голове у него как будто компьютер – он сразу знал, какой цвет надо нанести на другой, чтобы получить вот этот оттенок.
Когда человек достигает вершины, он делает это совершенно свободно. Поэтому его произведения создают ощущение легкости.
На открытии выставки, которое было закрытым – да, вот такой оксюморон стал обычным делом в этом непростом году, - петербургские гости отметили, насколько быстро и профессионально сотрудники Музея пейзажа смонтировали выставку. А в целом совместную работу с музеем Сергей Левандовский охарактеризовал как «сплошное удовольствие и праздник». К сожалению, праздник этот доступен сейчас очень небольшому количеству посетителей – в связи с пандемией музеи работают по предварительной записи. Однако работы хватает, и, возможно, именно эти «закрытые» дни дадут возможность сотрудникам музея подготовить для нас что-то совершенно неожиданное и интересное.
Выставка работает в Музее пейзажа по адресу: г.Плёс, ул. Луначарского, 20, ежедневно с 9.30 до 17.30, понедельник – выходной.

Материал подготовила
Ю. Татакина