Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Всеобуч - дело всех и каждого

В предыдущем номере нашей газеты был опубликован материал, касающийся дистанционного обучения.  Это новшество появилось относительно недавно и связано с эпидемиологической обстановкой. Вместе с тем, новый формат обучения можно рассматривать как определённое достижение, шаг вперёд в техническом прогрессе всей системы образования и общества в целом. А сегодня мы предложим нашим читателям оглянуться назад и посмотреть, как обстояли дела в народном образовании города 70 лет назад. И сделаем это с помощью архивной папки под названием «Материалы/протоколы, планы, справки и другие материалы постоянной комиссии по народному образовании за 1961 год», которую нам предоставила И.Н. Кудряшова, зав архивным сектором МКУ МФЦ «Управление делами» Приволжского района. Итак…

Начинается она с состава этой самой комиссии. И что интересно, в неё входят не только работники образования (В.М.Пухов, директор шк. № 12, учителя Ю.Д. Фомин, А.Н. Поршнева, Л.В. Смирнова – не правда ли, знакомые фамилии?), но и работники других профессий: приёмщица товара Рогачёвской фабрики, поммастера, каландровщица, швея и автотехник. Всего 9 человек. Далее следует  список актива «привлечённого к работе в постоянной комиссии», из которого можно узнать фамилии учителей, работающих в то время в школах города, руководителей других учреждений, связанных с системой образования, таких, как библиотека (возглавляла её тогда Г.П. Локтионова), клуб «Текстильщик» (отвечала за работу с детьми А.К. Романычева), детский дом   (Н.А. Руцина), школа рабочей молодёжи (М.Д. Драчёва).

Не хочу учиться…

Ещё у многих в памяти слово «всеобуч». Это закон, принятый в Советском Союзе, обязывающий   всех без исключения детей учиться в общеобразовательных школах, дающих определённый минимум знаний. И как это бывает во все времена, и тогда тоже, находились дети, по каким-то причинам школу не посещающие. На комиссии по образованию как раз и рассматривались такие случаи.  Слово родителям: Салова, родитель ученика шк. № 2. «Очень бы хотела, чтобы сын учился. Но после болезни он стал очень рассеянный, уроков у него нет, и я была вынуждена устроить его на работу. Ему 16 лет, а он не кончил 4-х классов. Учиться в массовой школе не желает».  Любишина, родитель ученика шк. № 2. «Мой сын устроился на работу в райпромкомбинат  и пошёл учиться в ШРМ». Носков: «Моя дочь, которой 7 лет, должна учиться в шк. № 2, но её туда не взяли, так как там нет мест. И направили в шк. № 4, что от нас очень далеко. Мы с женой работаем, провожать и встречать дочь не можем». Гаранина: «Я не отдала сына в 1 класс, потому что он очень мал и плохо говорит. Кроме того, мы строимся и я не купила ему форму и книги. Материально мы живём плохо. Муж от меня ушёл. Ну если надо отдать его в 1 класс в этот год, отдам его завтра». Болакова, родитель ученика шк. № 6.: «Я хочу, чтобы мой сын учился. Условия для этого у него есть. Но он не хочет учиться и меня обманывает. Собирает книги и якобы уходит в школу, а на самом деле идёт гулять. Ему 13 лет, учится в 6 классе. Что мне делать, я прошу оказать мне помощь в устройстве его в детдом или интернат. Отец его с нами не живёт, а меня он не слушается».  Но не все родители были такими понимающими. Некоторых из них учителя открыто обвиняли в том, что они не занимаются воспитанием своих детей, и даже не стараются это делать. Назывались фамилии матерей, которые, по словам выступающих на комиссиях, «занимаются гулянием и развратом. «Дети в таких семьях могут вырасти преступниками», - отмечали члены комиссии. Отцы тоже были не лучше, пьянство – вот их бич. Что же делать? «Через печать, через «Крокодил» разоблачать такие семьи», - предложил, например, председатель комиссии по образованию В.П. Экономов. А ещё можно было воздействовать на таких нерадивых родителей путём обсуждения их на исполкомах фабкомов (по месту работы).

Педагогическая пропаганда

ведётся слабо

И 70 лет назад учреждение допобразования в лице детского сектора клуба «Текстильщик»  было призвано развивать способности детей и заполнять их досуг полезной деятельностью. Отчёт об этой работе тоже звучал на комиссиях по образования неоднократно. За что же хвалили депутаты педагогов? За то, что в сентябре 1961 года работало 9 кружков, группа продлённого дня на 30 человек, часто проводились массовые мероприятия, а именно утренники, устные журналы, читательские конференции, спектакли и т.д.  Летом для детей организовывались турпоходы и экскурсии, в течение 2-х месяцев работал городской лагерь. А ругали за что? За то, что «слабо ведётся педагогическая пропаганда, не проводится физкультурная работа среди детей, не создано ни одного технического кружка, не организовано дежурство во время киносеансов и массовых мероприятий, не создано уголков для работы по месту жительства». После такой критики было принято решение, причём, по каждому пункту замечаний, как исправить недочёты.  К примеру: создать из учителей лекторскую группу (по 3 человека от школы), фабкому рекомендовано выделить физкультурного работника для работы с детьми, подыскать инструктора-общественника для ведения технических кружков и т. д.

Для уроков домоводства сделаны тёрки,

шумовки, ухваты…

Заслушивание информации о положении дел в школах и детских садах города тоже было обычной практикой тех лет. На комиссию приглашались руководители детских учреждений, которые отчитывались о текущей работе. Таких документов в архивной папке немало. Возьмём, к примеру, школу № 12.
«Всего в школе 763 ученика. Выбывших учащихся по неуважительным причинам нет. Успеваемость за первую четверть 1961 года – 82, 8 %. Хорошую успеваемость дали начальные классы. По старшим классам лучшую успеваемость имеет 8 «А»  - 96, 7 %, худшие показатель у 6 «Г» - 70 %. В школе 2 мастерские – столярная и слесарная. Состояние мастерских улучшилось по сравнению с прошлым годом. Слесарная мастерская расположена в отдельном помещении, для неё получено новое оборудование. Через мастерские производится ремонт инвентаря школьного, сделаны поделки для уроков домоводства: тёрки, шумовки, разделочные доски, ухваты, сковороды. Преподаватели ведут кружок «Умелые руки».
В школе работают кружки: хоровой, танцевальный, домоводства (для занятий этого кружка созданы хорошие условия, есть кабинет и необходимое оборудование), физкультурный, литературный и юннатов, исторический. В школе учителями литературы и начальных классов  проведены следующие вечера: литературный вечер по Гайдару, сбор, посвящённый Фурманову, праздник урожая, утренник, посвящённый Великому Октябрю». Каково время – таковы и праздники. О школьной жизни в те годы говорят и названия выставок в библиотеке: «Мы идём в коммунизм», «Эти книги помогут тебе в учёбе», выставка, посвящённая В.И. Ленину. И конечно, обязательной частью отчёта была информация о деятельности пионерской организации.  «Металлолома собрали 10 т. за этот год, посадили 500 деревьев на пришкольном участке, на улицах Коминтерновская и Фрунзе. Дисциплина удовлетворительная в 5 и 6 классах, в старших – хорошая. Посетила урок литературы в 8 «Б» классе у учительницы О.Н. Скворцовой. Урок считаю хорошим. Учительница вовлекла в работу весь класс», - по последней фразе судя, весь текст написал кто-то из членов комиссии по образованию, которому было поручено узнать обстановку в школе и поделиться своим мнением с остальными. Единственное замечание такое: «Школа очень нуждается в материалах для мастерских. Шефы не помогают!»
Школу № 6 тоже проверили на предмет выполнения закона о всеобуче. Здесь работали на опережение: ещё в августе члены комиссии совместно с членами родительского комитета посетили «сомнительные» семьи – те, дети из которых могут не явиться в школу на учёбу. Неизвестно, дала ли такая мера свои результаты, но далее речь шла уже про успеваемость. Главная цель  - ликвидировать второгодничество. Из 893 учащихся низкий уровень успеваемости имели 110 человек. Особенно по русскому языку, математике, иностранному. В чём же причины такого явления? Дело в учителях. Либо они имели огромную нагрузку, по 40 часов,  и не могли по этому проводить уроки качественно, либо у некоторых из них была плохая дисциплина на уроках. Исправить ситуацию были призваны усилия учителей по повышению эффективности уроков, и кружковая и воспитательная работа через пионерскую и комсомольскую организации. Как раз к этому времени готовилось собрание на тему «Что значит жить и работать по-коммунистически».

Докладная о проверке

Следующий пункт в архивной папке – «Докладная о проверке школы-интерната от 25. 09.62». «Положительное: Закончена прокладка водопровода и отопительной системы, приобретена новая мебель для спален, одежда и обувь, санитарное состояние удовлетворительное, педкадрами школа обеспечена, питание детей достаточно калорийное, меню разнообразное в пределах возможностей школы. Отрицательное: отсутствие трудового воспитания, недостаток учебников, дети не бывают на воздухе в течение дня, только вечером», - написал проверяющий (фамилия не указана). Какие предложения внёс проверяющий, чтобы исправить недостатки? «Больше вводить в рацион питания овощей, по возможности избегать замены мяса консервами. Улучшить санитарное состояние кухни, вывести мух, упорядочить прививочную работу, проводить занятия физкультурой в спортивной форме. В школе не имеется спортивной и игровой площадок. Комбинат бытового обслуживания (шеф школы) не оказывает никакой помощи интернату. Школа не обеспечена топливом. В санузлах сыро, не регулируется температура в здании».

Новому детскому саду  - да, 

недорасходованию средств – нет!

Дошкольные учреждения тоже были охвачены вниманием членов комиссии. В архивной папке содержится отчёт о работе детского сада            №1. Из него понятно следующее: треть здания нуждается в капитальном ремонте, вместо 100 человек (на это количество рассчитано помещение), детский сад посещают 160 детей, и вместо норматива 2, 5 м3 на одного ребёнка приходится 1 м3 площади. Из-за крайне низкой оплаты труда в саду катастрофически не хватает техничек.  В остальном – всё хорошо: есть участки для прогулок с грядками и кустами, группы полностью обеспечены мебелью, постельным бельём, игрушками, занятия проводятся всякие и по плану (даже музыкальные, чего, например, нет в школах), питание детей калорийное. Регулярно проводится медосмотр детей. Из болезней выявлены паратиф и свинка. Заболеваемость снижается, всё протирается хлоркой, особенно в период заболевания гриппом. А чтобы всё стало ещё лучше, депутаты решили обратиться в совнархоз с просьбой выделить средства на строительство нового детского сада, фундамент которого уже заложен, но денег на дальнейшее его строительство нет (речь про детский сад на 135 человек в районе ул. Фрунзе).
Но не всё было так радужно с дошкольными учреждениями. Вот, к примеру, другой архивный документ – решения исполкома горсовета. На заседании 31 марта 1961 года рассматривали проблемы детских яслей № 4. Тут был выявлен очень тревожный факт – недорасходование средств на питание детей дизентерийной группы. Как это понимать? В этих яслях в 1961-м году   имелась большая заболеваемость детей корью и дизентерией. По-видимому, для заболевших (или переболевших?) детей так называемой дизентерийной группы полагалось особое финансирование. Тут же был допущен недорасход «на койко-день по 0, 7 коп, что составило за 2 месяца недорасход в сумме 76 руб. 72 коп.»  Т.е. детей кормили не так полноценно, как должны были. В связи с этими вопросами депутаты настоятельно рекомендовали заведующей яслями не допускать более подобных случаев, принять меры к обеспечению яслей медицинскими сёстрами,  ликвидировать заболеваемость  дизентерией. Директору торга указали на необходимость регулярных поставок в ясли молочных продуктов и яиц.