Судьба православных храмов, построенных нашими предками, очень разная: какие-то из них, оставшись без людского внимания, потихоньку рушатся, а другие, благодаря усилиям неравнодушных людей, возрождаются.
На фото: церковь расположена на окраине села на возвышенности, рядом- кладбище. Хороший образец характерного для северной части области сельского вотчинного храма конца 18 века в стиле раннего классицизма
К последним относится храм иконы Божьей Матери в с. Сараево Приволжского района. И на это есть несколько причин: во-первых, храму в Сараево повезло с историей – она связана с именем великого полководца Александра Суворова, а во-вторых, здесь последние лет 30 ведёт свою активную деятельность отец Пётр (Сургучёв), который предпринимает все возможные и даже порой невозможные усилия для того, чтобы обеспечивать функционирование храма в нормальном режиме. Буквально в последнее время прибавилась ещё одна – интерес к восстановлению храма проявили сербы. О том, что представляет собой храм сегодня, нашему корреспонденту рассказала местная жительница Е.В. Борщова, выбранная односельчанами церковным старостой.
Раньше в этом селе церковным старостой была бывшая учительница. После её смерти эти обязанности возложили на Елену Владимировну. И она была не против, потому что является верующим человеком, всей душой заботящимся о своём селе, ведь она прекрасно понимает, что в Сараеве храм - это не просто церковь, это место, которое объединяет людей, да и само село сейчас во многом на нём держится. К слову сказать, должность помощника настоятеля храма по хозяйственным вопросам ей очень подходит. Одними из пунктов в перечне обязанностей церковного старосты значатся забота о благолепии храма, организация уборки внутренних помещений – тут Елена Владимировна как раз и может проявить себя. Но об этом чуть позже. Как рассказала Е.В. Борщова, она помнит церковь с самого детства как полуразрушенное здание, в котором в советские годы располагался склад цемента, а в алтаре – мельница. Её дед там работал, сохранилась даже фотография. В эти времена, по её словам, почти полсела были некрещёными. И сама она пришла к Богу не сразу. «Все мы начинаем верить тогда, когда случаются какие-то несчастья. Куда пойти человеку за утешением? Конечно, в храм! У мамы нас было семеро детей, все некрещёные. Ближайший действующий храм находился в Кощееве, и не все жители Сараева там бывали. И только в 20 лет, когда у меня самой родился сын, я решила креститься вместе с ним. Крестили нас всех, включая моих братьев и сестёр, у бабушки в доме. Приезжал священник. Муж мой крестился «во второй заход» (когда священник приехал в село вновь), и дело происходило в клубе. Ему было 25 лет. Сейчас мы с ним единомышленники. Он во всём мне опора и поддержка», - рассказала она.
На фото: богослужение в день праздника Троицы ведёт отец Пётр
Её воцерковление проходило постепенно: сначала приходила в храм только по большим праздникам, дальше – чаще, стала причащаться, исповедоваться. Ну, а затем пришло понимание, что только своим трудом можно изменить ситуацию: поднять храм из руин, поддерживать в нём жизнь. Тем более, что в селе появился новый священник – отец Пётр, настроенный именно на созидание. Это были 90-е годы. Местные жители своими руками сбили цемент, вывезли всю грязь из церкви, разобрали мельницу. Отец Пётр смог найти спонсоров и провести огромный этап восстановительных работ. Причём многое делал своими руками. «Даже печки для храма он сконструировал сам, он у нас очень передовой», - говорит Елена Владимировна. Отремонтирован фасад, крыша, вставлены пластиковые окна, внутри храма на полу уложена плитка. Конечно, удалось восстановить далеко не всё, но работы продолжаются. Очень важным событием является газификация храма. Она выполнена только что. «Раньше топили дровами, - продолжает рассказывать Елена Борщова, - надо было закупить на зимний период 12 машин дров. Цена вопроса постоянно возрастала, начинали покупать машину тысяч за 9, в последнее время – уже по 12 тыс. Кроме того, надо платить истопнику. Деньги каждый раз отец Пётр изыскивал с трудом. Но, по его словам, ему удавалось убедить людей пожертвовать на благое дело, и не было ни одного сезона, чтобы храм остался без отопления. Наступающая зима будет первой, когда не потребуются дрова». Отметим, для того чтобы газифицировать храм, был проложен газопровод протяженностью 40 метров, установлена котельная, подключено отопительное оборудование, выполнены пуско-наладочные работы.
Сейчас в храме чисто, убрано, как на праздник, сияют золотом начищенные подсвечники. Здесь соседствует старина и современность. Еще остались старые дровяные печи, зато под окнами расположились новые обогреватели. «Чугунные, - говорит Елена Владимировна. – отец Пётр знает, что они дольше держат тепло, хоть и стоят дороже. Многое он сделал, чтобы подобрать под каждое окно нужный размер радиаторов. Он вообще много ездит по стране, замечает новое, старается применить что-то передовое у нас здесь. Отец Пётр – человек творческий, он всегда с фотоаппаратом, занимается фотографированием, сам придумал особую технику превращения фотографий в настоящие картины. Он и к настенной живописи, сохранившейся внутри храма, относится очень бережно. Не разрешает нам даже пыль со стен смахивать, чтобы краску не нарушить». А живопись здесь действительно очень интересная. Вот что удалось узнать на этот счёт из Интеренета: «Живопись в Сараевском храме – это интересный образец провинциальной живописи в духе классицизма в гризайльном декоре. (Гризайль от фр. gris - серый, - разновидность росписи). К гризайли принято относить только изображения, выполненные размывкой: кистью и красками, в том числе акварельными, гуашью, темперой или маслом. Иконография некоторых сцен тяготеет к древнерусской живописи 17 в. (на боковых стенах — «Укрощение бури на Генисаретском озере», «Воскрешение Лазаря») либо к барочной («Бегство в Египет» на западной стене). В колорите доминируют охристые, зеленые и синие тона. В своде написаны распространенные в 19 в. композиции «Новозаветная Троица» (западный лоток), «Вознесение» (южный) и изображение Иерусалима (восточный). Построение росписи на боковых и западной стенах сильно отличается друг от друга. Южная и северная заняты композициями на евангельские темы. В апсиде помещена «Тайная вечеря». («Соборы. ру»). Именно эта «провинциальная живопись» и придаёт храму его неповторимость. Необычное чувство возникает, когда думаешь о том, что несколько столетий назад здесь трудились художники. Кто были эти люди? Как они выбирали сюжеты? Интересен вопрос и про архитектора-самоучку Воропаева, который, возможно, был автором проекта храма, но главным вопросом, наверное, всё же остаётся факт присутствия в Сараеве самого Александра Суворова.
На фото: роспись в стиле гризайль
Елена Владимировна всем сердцем переживает за этот храм, как за свой родной дом. Наводит здесь чистоту не только потому, что так предписывают обязанности церковного старосты, но и по велению души. У неё есть группа единомышленниц – женщин, которые по первому зову готовы прийти сюда и навести блеск (как не в каждом доме бывает). «А вы знаете, как красиво в нашем храме на большие праздники? - спрашивает она. – В Троицу весь пол устилаем травой и цветами, вносим несколько березок. А на Рождество устанавливаем большую ёлку, и отец Пётр не разрешает её выбрасывать аж до Масленицы, до начала поста». Эти маленькие радости для местных жителей очень важны, считает она. Хоть и мало осталось коренных селян в Сараеве, но храм продолжает выполнять своё предназначение – воспитывать, поддерживать, просвещать, наставлять на путь истинный. Сейчас отец Пётр ведёт службы и в с. Вязовское. «Да, ему трудно успеть на 2 храма, но мы от этого выигрываем, - говорит Елена Владимировна, - дело в том, что из Вязовского теперь к нам постоянно приезжают певчие, их много, они чудесно поют! Храм оживает!» Значит, и село тоже.
О. Пикина