Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

У каждого времени своё лицо

В нашей редакции появился журнал «Пионерия», изданный в 1978-м году. Пролистав его страницы, наш корреспондент захотел сравнить современные издания с этим раритетом, сделав акцент на «долгожителе». Уж очень он интересен своим явно выраженным и утрированным воспитательным подходом авторов текстов и составителей к материалам номера.

Мы уже стали забывать такие фразы, как «ленинский комсомол поколения юных бесстрашных борцов за дело трудового народа», «в юношах и девушках Ленин видел ту силу, которая должна была вместе со всеми трудящимися осуществить восстановление страны», к примеру, такие стихи: «Здесь Гайдар прошёл с боями, здесь он пулей был сражён, гордый, пламенный как знамя, жизнь за волю отдал он».  Но есть одна оговорка: этот выпуск журнала посвящён 23 февраля – Дню Советской армии и военно-морского флота. Возможно, именно этим объясняется такое обилие патриотически-воспитательных текстов. Но есть и другое объяснение: просто такой была жизнь советской страны, таким было мировоззрение авторов, искренне считавших своим долгом   воспитать подрастающее поколение в духе уважения к революционным традициям и безусловной любви к Родине.  Сегодня, дабы привлечь читателей, издатели детских журналов пошли по пути разделения тем. Одни из них публикуют материалы для юных эрудитов, другие – для юных любителей природы, третьи – для последователей моды или увлекающихся процессом приготовления пищи, великое множество детских журналов взяли за основу разнообразные мастер-классы… Мы не говорим, хорошо это или плохо, мы говорим, что у каждого времени – своё публичное лицо.  
Но вернёмся к нашему журналу, которому в этом феврале исполнилось 43 года. Пролистаем его страницы. Многие из них познавательны и поучительны. Естественно, что главной в этом издании является тема патриотизма. В 70-е годы прошлого века в живых было еще много участников Великой Отечественной войны, живы были даже участники Гражданской…

Сквозь огонь Гражданской и Отечественной

Открывают этот номер «Пионерии» воспоминания участника Гражданской войны А.Ляпина. Вот эпизод из его рассказа: «Никогда наш народ не забудет героев Трипольской трагедии. Отряд киевских комсомольцев во главе с Михаилом Ратманским с боем занял село Триполье.   Ночью в село ворвалась банда Зелёного. Завязался жестокий бой. С высокого обрыва кинулись в Днепр несколько юных бойцов с боевым знаменем, спасая его от бандитов. Гибнут комсомольцы, сжимается вражеское кольцо. Раненых бандиты захватили в плен. Пытали зверски, вырезали им на спинах звёзды. Но ни один комсомолец не попросил пощады. «Да здравствует революция! Да здравствует Ленин!» - восклицали они, умирая».

Вот это проект!

 Сейчас очень модно осуществлять проекты. Всякие, разные. Их придумывают и изобретают буквально все, часто, чтобы под них получить какие-то деньги. И было бы очень интересно узнать, что предлагали советские школьники, и что конкретно делали для их воплощения в жизнь.
Про это идёт речь в материале «Рукой коснуться звёзд». Вот на что замахнулись ученики одной из сельских школ Черкасской области. Даже по сегодняшним меркам их дела выглядят масштабно.  Судите сами: всего лишь один пример: дети своими силами построили музей героической, боевой и трудовой славы, посвящённый землякам, да ещё с планетарием и обсерваторией. Как это у них получилось? «Не было ни денег, ни проекта. Было лишь одно желание – строить. С чего начать? Посоветовавшись и всё взвесив, энтузиасты разослали письма в инженерно-строительные институты, рассказали о своих планах и попросили студентов изготовить проект. Студенты горячо откликнулись на просьбу школьников, только из Харькова поступило 40 дипломных проектов. Выбрали наиболее подходящий – с планетарием и обсерваторией. На заработанные в колхозе и на заводе деньги школьники приобрели строительные материалы, кирпич. Сами возводили стены, облицовывали их керамической плиткой, стелили полы. Активно трудились учителя, ученики и их родители. Комплекс строили два года. На втором этаже разместили планетарий, комнаты для кружков и кабинеты. А на первом – музей революционной, боевой и трудовой славы, кинолекторий». Но и это ещё не всё! Школьники продолжили свои подвиги и возвели спортивный комплекс! Как это было? Снова обратимся к строкам статьи: «… И прошлой весной на участке, отведённом под спортивный комплекс, на высокой мачте зареяло алое знамя. Пионеры и комсомольцы приступили к строительству. Одни копали котлованы, возили песок, цемент, щебень, кирпич. Другие готовили бетон, делали опалубку. Работали школьники после уроков в несколько смен по два часа… Вскоре был установлен рекорд – 8 «А» выработал 20 бетономешалок бетона! За лето и осень юные строители уложили 420 кубометров бетона. Полностью закончили подвальный этаж. Здесь будет два тира. На первом этаже разместится большой спортивный зал, плавательный бассейн. На втором – комнаты и классы для занятий кружков и секций». Окончание строительства планировалось к открытию Олимпийских игр в Москве. Вот такой проект.  Большая часть даже сегодняшних школ не имеют бассейнов, тиров, планетариев и обсерваторий… И ещё маленький штрих: все входящие в эту школу читали такие слова на банере: «Нам предстоит создать единую теорию поля, запустить космический корабль на Марс, исследовать проблему наследственности и раскрыть тайны рака. Надо создать свою симфонию и написать картину, доказать свою теорему… Так что, надо спешить, творить, открывать неизведанное. Прочитай, друг, всё сказанное, взвесь и пускайся в путь к вершинам науки!»

Учёба и труд рядом идут — девиз советских школьников

Встреча

Есть в этом журнале и художественный текст. Он про мальчика, который вместе с мамой приехал в город, чтобы продать клюкву. Дело происходит в годы войны. В этом рассказе есть немало бытовых подробностей тех лет, которые были бы интересны сегодняшнему читателю.  
«Мать знала, зачем почти три сотни километров везёт два больших чемодана клюквы. Сперва целый день тащились по распутице на совхозной полуторке вместе с новобранцами, отправляющимися на фронт. Потом еле достали билет до Омска, втиснулись в теплушку, в которой было совсем не тепло… Потом Максюта вместе с матерью стояли на небольшом базарчике рядом со станцией, выставив чемоданы на длинный деревянный стол.  Мальчик наблюдал, как мать продаёт клюкву. Стеснялась вроде, неловко улыбалась покупателям, высыпала им в их сумки, кошельки и свёрнутые из газет кульки ягоды». А Максютке между тем понравилась книга «Витязь в тигровой шкуре», которая продавалась по соседству. Он сказал об этом матери.  - Какой такой ещё витязь? – насупила брови мать. – Ишь выдумал чего – тратить деньги на какую-то книгу! И так много читаешь, глаза портишь!  - Что это вы, мамаша, так? – услыхал вдруг мальчик и тут же увидел военного, пожилого офицера. – Коль сын тянется к книге – это же хорошо! – Да ведь я, товарищ военный, ехала в такую даль, чтобы клюкву эту несчастную продать, да сапоги ему купить. Что же он, пускай босиком ходит? Нет уж, без книжки обойдётся! И конечно, военный купил эту книгу мальчику, а потом Максюта увидел этого офицера в колонне военных. «Сила-силища! – думал Максюта. – Каюк фашистам!»

КИД

И ещё одна примета того времени – клуб интернациональной дружбы.
Может, некоторые из читателей помнят, что в советские годы советские школьники любили переписываться с детьми из других стран и городов. Для этого создавались клубы интернациональной дружбы – КИДы. Там можно было получить заветный адрес, поучить, например, английский язык, пообщаться с иностранцами, которые туда обязательно приезжали. В журнале «Пионерия» как раз и рассказывается об одном из таких клубов. «В адрес нашего клуба «Глобус» поступает очень много писем. Они от советских пионеров, от болгарских девочек и мальчиков, польских харцеров… «Хочу дружить с вами, больше узнать о вашей стране», - цитируют письмо американской школьницы ученики школы г. Сумы, написавшие в журнал заметку. – Мы горды тем, что уже теперь присоединяем свой голос солидарности к голосу сторонников мира, прогресса, взаимопонимания между народами».