Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Судьбы сплетенье

 Фамилия Зубковых известна в наших краях. Въезжающие в Иваново со стороны Приволжска  сразу увидят  Зубковский торговый  центр,  да и старинных домов, построенных на века этой семьей, достаточно и в городе, и в области, есть они  и в столице. Конечно, мне интересно и важно все, что связано с фамилией моих предков.

На фото: представители семейства Зубковых

ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ

История  Зубковых, проживавших в ивановских краях, насчитывает почти три сотни лет, и теперь уж с десяток поколений, начиная с крепостного крестьянина.
Благодаря трудолюбию, талантам и добрым традициям в семье дело ширилось и процветало. И уже фабрики Зубковых считали в Вознесенском посаде образцовыми по устройству и качеству продукции. Ситец Зубковых был известен в России и за ее пределами. Художественный вкус проявлялся в строительстве и убранстве домов.
Как было принято в то время, Зубковы участвовали во многих благотворительных делах. В летописи Иванова сохранилась память о процветающем роде.

РОДНАЯ СЕРЕДА

Но мне ближе история Зубковых в Середе. Именно отсюда все мои родные и я.
Ткацкая раздаточная контора крестьянина Ефима Ивановича Зубкова в селе Середа-Упино существовала с 1840 года и состояла из сновальни - трехоконной квадратной избы с 3 ручными сновальниками, заварочной или заклейной - амбарушки, похожей на баню со слуховым окном (здесь находились 2 вмазанных в печь котла для пряжи и заклейки), самой конторы для раздачи основ, помещавшейся в нижнем каменном этаже хозяйского дома и каменной одноэтажной кладовки или «палатки». Постоянных рабочих - двое и на домах до 50 человек. Работа начинается с октября и заканчивается в июне. Сырье - льняная и бумажная пряжа и пшеничная мука. Вырабатывается миткаль и полотно. Таких контор несколько.
В метрической книге Вознесенской церкви села Середы-Упино есть упоминание о Зубковых - крестьянах, отставных военных.
Мой прадед Иван Иванович Зубков «уволенный в запас армии», построил дом в самой старинной части села (теперь это окраина). Его старший сын Александр тоже пошел по военной части.
Напротив дома был выстроен большой особняк купца Стулова. Они не просто соседствовали, а были в очень хороших отношениях: один их Стуловых - Александр Алексеевич был воспреемником (крестным) у первенца Ивана Зубкова. Младший из сыновей - это мой дед Федор. Он любил лошадей. Хозяйство было большое: несколько лошадей, 2 коровы, ну, и другая живность, как у всех. Село было торговое, стояло на перепутье, проезжающих было много, особенно во время базарных дней и ежегодных ярмарок. Имелись и наемные работники (из- за этого чуть не раскулачили в 30-е).
Дед на лошадях возил грузы, бывал в других городах: вот в Нерехте, тогда уездном городе, еще себе коня присматривал на ярмарке, даром, что своя в Середе лучшей считалась.
Он и до Кисловодска в 1939 году доехал, правда, уже в санаторий, но все равно - в сапогах ( на фото), хотя уже служил на железной дороге в военной охране.
Из этого дома (он и сейчас стоит на Малой Середской улице в Фурманове) братья уходили на войну: Александр - на 1-ю мировую, Федор - на Великую Отечественную.
Моя бабушка провожала и сыновей: старшего Валентина Зубкова - на Балтфлот  (на целых 7 лет) и младшего Вадима (моего отца) - на границу. Вернуться к родному крыльцу суждено было не всем...
Папа после армии дом достраивал, так же, как когда-то его отец.
В этом доме родилась и я. Вскоре мы переехали в дом чуть выше по улице, на косогор и напротив оказался двухэтажный дом с очень живописным видом: елью и акациями перед окнами. А позади был сад и особняк большой белый каменный, пруд и «большак»- главная дорога в город. Меня всегда интересовала история этого дома и его обитателей. И вот что выяснилось: плесский купец Иван Иванович Скворцов купил имение в Середе у помещика Г.В.Грудева, который служить уехал в Москву. Позже усадьбой владела его дочь Матрена Ивановна, хозяйка очень рачительная, к делу отца (фабрикам) относящаяся с ответственностью, и заботливая к работникам, но несчастлива в семействе. После всех драм и трагедий осталась без кола и двора  и приютила ее бывшая работница - У.И.Зубкова...

«ИЗГНАННИКИ СТРАНЫ РОДНОЙ ...»

Что семье принесло прошедшее столетие? Жизнь середских Зубковых разметала «от Москвы до самых до окраин».  География ивановских Зубковых простирается куда дальше: от Турции до Швеции, и это не случайно, ведь жены некоторых Зубковых были иностранками. Поэтому поехать на родину матери 100 лет назад «в годину жизни трудную» было выходом из сложной обстановки, когда «вихри враждебные веют над нами». Но не так все просто сложилось на чужбине.
Если посмотреть только на известные истории потомков Зубковых за границей, то это уже не повесть, а приключенческий роман: дух риска, бесстрашия и авантюризма не был им чужд.
Я давно хотела узнать, как дальше сложилась судьба и уехавших родственников, и оставшихся. Раньше это было нереально, а теперь вот вдруг сестра нашла материал под названием  «Зубковы: 250 лет купечества, учености и авантюризма» от 2016 г. -  воспоминания потомков и история судеб родных! Готовый сюжет для фильма, где и красавцы-мужчины, и европейские династии.  Я была впечатлена, но не удивлена: мне все это близко и знакомо по духу и в жизни. Мужчины у нас, действительно, красивы, причем, той мужской красотой, которую назвали «английской», не исчезающей с годами. Из женщин  рода Зубковых я застала только тетю - старшую сестру - красавица, как артистка,  она действительно играла в театре в молодости.
А самое главное, характеры: люди дела, решительные и смелые.
В прошлом, заполняя анкету при поступлении на работу, я честно писала, что родственников за границей не имею, а теперь призадумалась…Хранить тайны в нашей семье умели и рассказывали только совсем на закате своих лет и то не все и не всё...

А пока

« ...в садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси,
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси...»

Н. Котова, г. Москва