Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

На слиянии двух рек

В архивном отделе нашего района обнаружилась папка под названием «На слиянии двух рек».  Благодаря завотделом И. Н. Кудряшовой она временно стала достоянием нашей редакции. Твёрдые синие корочки, на которых тиснение золотыми буквами: «РСФСР, Управление текстильной промышленностью Ивановского Совнархоза, Яковлевский льнокомбинат». По-видимому, по центру раньше была приклеена бумага с заголовком, но потом по какой-то причине отодрана, в результате чего остались некрасивые белые пятна. Эпиграфом для текста взяты строки «Есть такие города на свете, есть такие люди на земле».

На фото: Анатолий Леонидович Спасов (фото из Приволжскго общественного музея)


Автора!

Фамилия автора написана от руки уже сверху основного текста, отпечатанного на машинке -  А.Л. Спасов. Кто это, как звали, кем работал, почему вдруг решил потрудиться и создать такой фундаментальный труд, основанный на архивных данных Ивановского областного архива?  С помощью жителей нашего города нам удалось пролить свет на эти вопросы. А.С.Хапаева вспомнила, что на ул. Коминтерновской в 60-е годы 20-го века, у супругов Спасовых  жила её подруга Маргарита Воробьёва, приходившаяся им родственницей.  А.П. Гусева подтвердила этот факт и уточнила, что на улице Коминтерновской действительно жил Анатолий Леонидович Спасов, и что он работал директором Приволжского вечернего текстильного техникума, а ещё сотрудничал с газетой. Т.е. именно он, в силу своей должности, образования, вполне мог так основательно потрудиться.  Е.И.Позднышева, тоже работавшая в своё время   директором нашего техникума, фамилию своего предшественника помнит и даже подсказала, где найти его фотографию - в музее. Директор музея Е.И. Волкова рассказала о том,  что Анатолий Леонидович  был  участником Великой Отечественной войны. В альбоме под названием «После фронта – в техникум» есть сведения о том, что А.Л. Спасов сражался с фашистами под Москвой, освобождал Румынию, а закончил свой боевой путь в Болгарии. После войны закончил двухгодичную партшколу, а затем Ивановский пединститут. Он сменил на посту директора Приволжского техникума А.Ф.Воронцова.  Сам был вынужден уйти на пенсию раньше положенного срока из-за ран и контузий. Ещё удалось узнать, что дочь Анатолия Леонидовича, Альбина, преподавала биологию в школе № 6, а сын Андрей, хоть сейчас и уехавший из Приволжска, до сих пор не забывает свою малую родину и довольно часто сюда приезжает.  По-видимому, А.Л. Спасов имел склонность к краеведческим исследованиям и хотел оставить для потомков сведения об истории крупнейшего на тот момент предприятия города и России – о Яковлевском льнокомбинате. У него было время на поездки в Ивановский архив, имелись знания и умения, позволяющие находить и анализировать факты. Анатолию Леонидовичу удалось подобрать серьёзный материал, начиная с общих сведений по развитию льноводства со времён Киевской Руси, и кончая революционным движением.
На тему становления льняного производства в наших краях есть немало исследований, одним из самых нам близких является книга местного краеведа Г. Лисина «Приволжск на Золотом кольце». Между этими двумя работами есть много общего, но имеются и различия. На них и остановимся, листая страницы «На слиянии двух рек»…

Начало начал

В работе А.Л. Спасова больше места уделяется самой Яковлевской волости, к которой и относилось наше село, что означает дополнительные сведения о других населённых пунктах, в которых так же, как и у нас, развивалось льноткачество, появлялись купцы- промышленники и зажиточные крестьяне, развивавшие льнопроизводство. В частности, есть упоминания о Плёсе, д. Армёнки,  Дудкино, Ряполово и других.
По поводу первооткрывателей А.Л.Спасов говорит так: «Первыми основателями льноткацкого производства в Яколевской волости были плёсские купцы Ермолин и Зубарев. В 70-е годы 18-го века они основали небольшую полотняную мануфактуру, на которой вырабатывались тонкие полотна. Их мануфактура была оснащена ручными ткацкими станками, при чём на каждом из них работало 2 человека и вырабатывались тонкие камчатные полотна (пояснение: камчатый - значит, сделанный из камки. А камка -  богатая ткань в старину - сделанная из чистого шёлка (красная, белая, лазоревая) с чудными узорами (чешуйчатая, клетчатая, мелкотравная, полосатая), скатертной товар» (стр. 14). И далее речь идёт о том, что по примеру плёсских предпринимателей в последующие годы 18-го века и начале 19-го в Яковлевской волости одна за другой стали возникать небольшие полотняные мануфактуры – светёлки. В 60-е годы  «в.д.Дудкино была основана ткацкая мануфактура Д.С.Гусевым, на которой работало до 175 человек.., в 1865 году основывает небольшое ручное ткацкое заведение Я.А.Захаров в д.Барановка, А.Я. Тихомиров – в д. Акинфеево. В 18880-85-м годах были открыты ткацкие заведения в д. Васильевское И.Г. Счастневым, в г. Плёсе М.Ф.Петровым, купцом И.Д. Белышевым в д. Шолгомыш, Н.Ф. Герасимовым - в д. Ряполово, А.Ф.Крупиным – в д.Юрсино. Среди владельцев мануфактур видное место занимало ткацкое производство, основанное Н.Ф.Герасимовым в д. Ряполово (на его базе создана промысловая артель «Заветы Ильича»). На фабрике было занято 110 рабочих. В светёлке у Крупина было установлено 46 ручных станков… В светёлке купца Белышева работало 130 человек». (стра.16).
А что наши самые известные предприниматели – Сидоров, Дороднов и Крымов? Про них А.Л.Спасов, конечно, не забыл. Они, по словам автора, организовали свои производство спустя 80 лет после плёсских Ермолина и Зубарева. «В 1848-м году в с. Яковлевском была основана мануфактура С.Сидорова, в 1860-м – мануфактура Дороднова, в 1865-м – Е.Крымова». (стр.18). Жесткая конкурентная борьба между предпринимателями привела к тому, что более мелкие разорились.  В связи с этим упоминаются фамилии владельцев мануфактур и светёлок доселе нам неизвестные: Голубев, Тихомиров, Петров, Захаров.  Им удалось с трудом продержаться только до начала 20 столетия. А. Л. Спасов приводит пример того, как боролся за отчуждение чужих земель в свою пользу С. Сидоров. Ему нужна была новая земля, топливо (дрова), сырье, рабочие. «Начиная с 1846 года Сидоров начинает судебное дело по отчуждению земель у помещика Карцева. Судебная тяжба продолжалась вплоть до 1900 года, т.е. более полувека (факт приводится на основе архивного документа)… В результате этой борьбы владения С. Сидорова намного расширились. В середине 60-х годов на Сидорова работало более 700 крестьян в светёлках, а в 1900-м – уже 2250 из 50-60 окружающих деревень». (стр.18).  Анатолий Леонидович написал про производственную деятельность каждого из наших корифеев, свидетельствующую о хватке яковлевских «мануфактуристов» (как он их называет): «К 1910 году на всех трёх фабриках работало 10.992 веретена, 1647 механических ткацких станков, из которых 500 станков были с жаккардовыми машинами разных систем, на всех трёх фабриках было занято до 4.600 рабочих». Кроме того, автор обратил внимание и на внутренний облик фабрикантов местного значения, обобщая их образы: «Сами, едва умея подписать своё имя, они отдают своих детей в гимназии и реальные училища, изредка выезжают в уездный город на какой-нибудь благотворительный концерт, чтобы шурша шёлком и сияя бриллиантами занять там первые ряды к немалой досаде уездного предводителя и земского начальника…. Но рядом с этой показной стороной продолжает жить и другая уходящая в прошлое: рядом с парадной столовой существует какая-нибудь задняя калитка, где они обедают в обыденные дни, причём нередко едят из одной миски и ходят в затрапезном платье…» (стр. 19).

Восстановительный период

Достаточно много места А.Л.Спасов выделил для описания работы яковлевских предприятий после Октябрьской революции. «С окончанием Гражданской войны и вступлением в переходный период хозяйственного строительства льняная промышленность первая среди других отраслей обращается к новым организационным формам на основе тестирования и хозяйственного расчёта. В 1920 году все три фабрики – Яковлевская, Василёвская, Рогачёвская были объединены в одно целое и носили название «Яковлевская объединённая льняная фабрика». В 1921 году она вошла в состав льноправления, объединяющего Костромские, Яковлевские, Муромские и Судогодские фабрики… К началу 1923 года состав треста был пересмотрен. Были созданы два треста, что в сущности закрепило старинную, исторически сложившуюся группировку предприятий льняной промышленности по двум основным районам – тонкополотняному Яковлевско-Костромскому и грубольняному Вязниковско-Муромскому» (стр. 25).  По мнению автора, 1923-1924 годы вошли в историю, как годы достижений и коренных преобразований. По-видимому, в качестве иллюстрации этих слов, автор приводит такие цифры: к 23-му году на объединённой Яковлевской фабрике имелось оборудования: 11 чёсальных машин разных систем, установленных в 1909-1916 годах, почти 13 тыс. веретён и 1734 ткацких станка, 39 % всего оборудования составляли станки с жаккардовыми машинами. При фабрике имеется хорошо оборудованный копировально-рисовальный отдел с машинами усовершенствованного типа, обслуживающий не только Яковлевские фабрики, но и Костромские» (стр. 27).
Целый большой раздел в этой работе посвящен рабочему движению.  Он так и называется – «Текстильщики в борьбе за свободу». Данная тема изложена весьма основательно, начиная с конца 19 века, с момента зарождения рабочего движения. В неё вошли такие факты: создание в Яколевском рабочим Николаем Дубахиным социал-демократического кружка, стачка 1906 года, деятельность членов группы РСДРП  в период подготовки выборов во вторую Госдуму, события дня самих выборов.

Блеск и нищета новых хозяев

О том, что А.Л. Спасов интересовался историей своего края, говорит и вложенная в работу страничка из газеты «Льнянщик». На ней от руки сверху написано: «Техникум. Спасову». Это номер за 18 июня 1966 года.  Материал на 2-ой странице под названием «Хозяева и рабочие» (а именно на него мы обратим внимание, потому что он перекликается с темой исследования А.Л. Спасова) является весьма любопытным и показательным. Во-первых, он посвящён 100-летию Рогачёвской фабрики, о чём говорит рубрика.  А во-вторых, представляет собой выдержки из текста Г.Северцева «Развиватели» и контрфакты им в пику. Говоря проще, в статье имеются две выдержки из этой книги, описывающие яковлевских фабрикантов и их жизнь с парадной стороны, а в противовес им приводятся сведения из других источников, опровергающие или критикующие слова Северцева. Подоплёка текста ясна: фабриканты – это эксплуататоры, нажившие своё состояние на эксплуатации труда рабочих. Мы приведём лишь выдержки из книги Северцева, которые легко читаются и вносят дополнительные штрихи к облику наших корифеев-основателей: «Бывший крестьянин с помощью только своего ума, рук, да преданной и любящей жены, сумел превратиться из простого ткача во владельца двух крупных фабрик (ткацкой и отделочной) и обеспечил своим землякам верный и хороший заработок». Речь о Крымове, который в книге именуется Китайкиным. А вот описание его жилища (ныне сбербанк): «Китайкин славился, как один из полотняных фабрикантов, умеющих выбирать рисунки для своего товара. Эта способность дала ему возможность отделать внутреннюю обстановку своего дома не только богато, но и со вкусом. Светло-сиреневый шёлк, затканный букетами белых цветов, которыми была отделана вся гостиная, приятно гармонировал с высеребряною люстрою, бра в виде грифов с остальными предметами электрического освещения. Широкие окна с толстыми зеркальными стёклами были затянуты дорогим шёлковым тюлем, тоже бледно-сиреневого цвета, с фантастическими фигурками аистов и журавлей, затканных на нём суташью ярко-красного цвета. Кто ведёт заочную полемику с писателем Северцвым, в которой чётко прослеживается классовый подход к анализу фактов, неизвестно -  автор данной статьи в газете не указан. А может, это был А.Л. Спасов? Не зря эта газета ему и предназначалась… В его стиле и заключение к статье «Хозяева и рабочие»: «Хотел того автор или нет, он показал духовное нищенство прошлых хозяев России». Сам же Анатолий Леонидович в свою очередь показал нам, жителям города, своё духовное богатство, любовь к малой родине и желание запечатлеть её историю на долгие-долгие годы.

Материал подготовила

О.Пикина