Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Мистика Левитана

Исаак Ильич Левитан - один из самых значительных пейзажистов не только русской, но и европейской живописи. Его склонность к изображению природы проявилась уже вскоре после поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были сначала А.К. Саврасов, а затем В.Д. Поленов.

На фото: «Тихая обитель», 1890. Холст, масло

В работах Левитана начала 1880-х годов проявлялись особенности его таланта - редкая эмоциональная чувствительность к свету, чуткость к движению, неуловимым изменениям в жизни природы.
До середины 1880-х годов Исаак Ильич работал в Москве и Подмосковье. В марте 1886 года он совершает поездку в Крым. М.В.Нестеров писал, что до появления крымских пейзажей живописца «никто из русских художников так не почувствовал, не воспринял южной природы... Левитан первый открыл красоты Южного берега Крыма («Крымский пейзаж», «Зимой в Крыму»). Но Крым не стал для художника «своим», он писал: «... я север люблю больше, чем когда-либо... я только теперь понял его».
1880-е годы - самое плодотворное десятилетие. Месяцы, которые Исаак Ильич Левитан провёл на Волге в 1888-м, а затем и два последующих года, наполнили его творческую копилку огромным, многообразным материалом. Просторы великой реки вдохновили на создание панорамных пейзажей с распахнутым горизонтом («Волга»).
В живописном патриархальном городке Плёсе художник написал около 200 работ.
Решающее значение для этого творческого этапа имела поездка в конце 1889 - начале 1890 года в Западную Европу.  Левитан  знакомится на Всемирной выставке в Париже с широко представленной современной живописью. Во время поездки художник написал ряд пейзажей. Очень хороши работы, исполненные в Венеции («Канал в Венеции»).
1890-е годы - время расцвета мастерства И.И.Левитана, его широкого признания: художник был избран членом мюнхенского « Сецессиона», стал академиком живописи, его пригласили руководить пейзажным классом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В это время рождаются прекрасные полотна: «Лилии. Ненюфары», «Осень. Усадьба», «Белая  сирень», «Летний вечер. Река».
Левитан не принимал ортодоксальность в любом из вероисповеданий, но видел в них (при условии основания  «не на букве, а на духе») различные формы искания  «солнца истины». Он остро чувствовал и стремился выразить на холсте «божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью».
«Плёс прославил Левитана, Левитан прославил Плёс»
Что я ещё могу сказать? Что очень люблю пейзажи, творчество Левитана и свои родные места и в том числе Плёс, в котором бывала не раз и хорошо знаю.
Плёс - один из древнейших волжских городов. Уже более восьми веков стоит он на крутом правом берегу Волги, на полпути между Костромой и Кинешмой. Население и площадь его невелики. Этот миниатюрный город удивительно поэтичен и красив. По-разному называют Плёс: «жемчужиной Волги», «изумрудом Севера», «золотым Плёсом» и «Русским самоцветом».
В Плёсе нет архитектурных шедевров и, тем не менее это городок, где достигнута подлинная гармония архитектуры и природы, где архитектура стала частью неповторимого волжского пейзажа.
Развитие судоходства на Волге содействовало привлечению в Плёс большого количества отдыхающих и дачников, главным образом из столицы. В летнее время пароходные компании ставят на берегу Волги несколько дебаркадеров для привлечения на свои суда большего количества пассажиров. Местные жители сдают свои дома под дачи.
Именно в этот период «дачного Плёса» в 1888 году в городе оказывается тогда ещё малоизвестный молодой художник Исаак Ильич Левитан. Он со своими друзьями, Софьей Петровной Кувшинниковой и Алексеем Степановичем Степановым, совершая поездку по Волге в поиске подходящего места для работы на пленэре, обнаруживает для себя Плёс и делает в нём остановку. Вот как вспоминала об этом С.П.Кувшинникова: «Наконец добрались до Плёса и он сразу нас обворожил. Мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим».
Известно, что впервые же дни пребывания в Плёсе Левитан написал эту церковь с погостом в свете заката.
Левитан приезжал в Плёс ещё в 1889 и 1890 гг. Уже после первого приезда его работы, представленные на столичных выставках , привлекли всеобщее внимание. О нём заговорили уже не как о подающем надежды, а как о состоявшемся художнике.
На основе местных сюжетов художник создал более 40 известных произведений, среди них хрестоматийные с детства известные каждому.
За довольно краткое время пребывания в Плёсе Исаак Ильич досконально изучил город и окрестности. Трудно найти в городе уголок, который бы не вошел в ту или иную картину художника.
В долине реки Шохонка написана картина «Осень. Мельница», Успенский собор и разрушенная в 1950-х годах Казанская церковь - в работах « Вечерний звон» и « Тихая обитель», берёзовая роща на Шарихе, именуемая ныне Левитановской, - одноимённая картина; Варваринская церковь и особняк купца Грошева и Подгорнова - «Вечер. Золотой Плёс», набережная - «После дождя. Плёс» и, конечно же Волга, Волга и Волга... Река, которая произвела на художника при первом знакомстве в 1887 году в Васильсурске угрюмое, гнетущее впечатление, в Плёсе стала источником жизнерадостных, ярких, светлых произведений. Даже пасмурные, хмурые, на первый взгляд, волжские пейзажи Левитана, как например, «После дождя. Плёс», дышат свежестью, дают ощущение произошедшего в природе обновления, вселяют уверенность, покой и надежду.
Результатом чего являются эти работы - только ли мастерства и настроения художника?
Каждый, побывавший хоть раз в Плёсе, с уверенностью скажет, что в этом удивительном городе начинаешь по-новому воспринимать окружающее. Привычные ощущения становятся яркими и свежими, как в детстве, и одновременно сложными, многоликими, наполненными глубоким смыслом.
В Плёсе у И.И.Левитана, С.П. Кувшинниковой, А.С. Степанова вскоре появляются хорошие знакомые, с которыми они ходят на охоту, ездят на пикники на левый берег Волги.
Вслед за Левитаном в Плёс потянулись художники, представители творческой интеллигенции. Здесь работали его многие его друзья - А.М. Корин, С.А.Виноградов и другие. Побывали здесь также И.Е. Репин, Ф.А. Васильев, В.В. Верещагин.
Сама я была в милом Плёсе и в детстве с родителями, и на экскурсиях с работы из Москвы, и на отдыхе в санатории. И каждый раз с упоением принимаюсь осматривать снова и снова знакомые уголки и открывать новые для себя местечки.
Так и стоят перед глазами сбегающие к реке гурьбой домики, пристань, лодки. Причём необыкновенная прелесть есть в любое время года: то со студентами зимой взбиралась по сугробам на гору Левитана, а то осенью смотрела из окна на золотую листву в закатных лучах солнца на противоположном берегу.
По приезде обязательно узнаю, что нового в Музее Пейзажа. Непременно зайду за кулейкой (ватрушкой) в кафе Кувшинниковой на набережной, соблазнюсь на «уголок» (пирожок с рыбой) и опять отправлюсь, как в обход, к домикам, как к родне. Деревянные одноэтажные с крылечком и высоким порожком магазинчики у центральной площади навевают мне картины детства в таком же вот городке, только неподалёку.
Кроме лета, в остальное время жителей на улице не встретишь, идёшь осенним вечером в полном одиночестве вдоль набережной - только река о чём-то своём неумолчно шумит, а с другой стороны дороги - дома с потухшими окнами застыли, как в сказке.
Утром картина другая - река тихо серебрится и голубеет, берёзки весело шепчутся листвой и домики разноцветные в свете дня кажутся приветливее.
До свиданья, милый Плёс!


Н.Котова, ветеран
педагогического труда,
Москва - Приволжск