Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Где эта улица, где этот дом…

Была в Приволжске улица, носившая имя нашего земляка, участника войны, партизана, героически погибшего на Смоленской земле, Николая Фёдоровича Фролова. Находилась она возле бани, перпендикулярно ул. Революционной и состояла из деревянных двухэтажных бараков. Здесь часто проводились дни улицы, торжества в честь Дня Победы, дважды открывались мемориальные доски, посвящённые Н.Ф.Фролову. Эти мероприятия становились настоящим событием в городе, и на то были две причины: во-первых, сам Николай Фёдорович, легендарная личность, чей посмертный подвиг описан в книге и песне, а во-вторых, люди, проживавшие на улице. Многие из них тоже были фронтовиками или самоотверженно трудились в тылу. Каждый из них – это своя история, достойная описания.

А ещё получилось так, что на этой улице жили родные Н.Ф.Фролова: его дочь Галина, которая затем вышла замуж и осталась здесь жить с мужем и сыном. «Я помню эти праздники, - говорит Галина Николаевна Зайцева (дочь Н.Ф.Фролова), - всегда было многолюдно, торжественно, трогательно. Вела эти мероприятия А.В. Голубева, которая писала сценарии и составляла список приглашённых. Первый раз мемориальная доска в честь моего папы была установлена прямо на нашем доме, а когда он сгорел, её разместили на соседнем. Постепенно люди стали уезжать с нашей улицы, она старела, исчезла и мемориальная доска. А теперь нет и самой улицы».  Единственное, что осталось, - скромная папка, хранящаяся в Приволжском музее, с надписью «Они жили на ул. им. Н.Ф.Фролова». Туда-то мы и заглянем и скажем тем самым доброе слово об этих людях, а они этого, несомненно, достойны. Итак, рассказ о них будет построен на основе  черновиков и чистовых вариантов выступления ведущей (скорее всего, это почерк А.В.Голубевой), биографий жителей улицы, написанных ими собственноручно, а также справок и характеристик.

Капитан Серафим Сергеевич Жгутов

Он прожил всего 48 лет (1909 – 1957 годы), возможно, причиной такой ранней смерти стали раны, полученные в Великой Отечественной, ведь оттуда он вернулся инвалидом 2 группы…  Однако, Серафим Сергеевич прошёл не одну войну, а две – первой была финская, в которой он был командиром лыжников.

Его краткая автобиография состоит из перечисления дат и мест работы или службы: «1926 год – ученик помощника ткацкого мастера, 1931 – 1934 годы – пограничные войска, 1936 год – помощник ткацкого мастера, 1941 год  – курсант политсостава при Глав.ПУР (аббревиатура не ясна), 1941 – 1942 годы – политрук роты автоматчиков, 1944 – 1945 годы – зам командира батальона, март 1945 – на излечении в эвакогоспитале 1374». Однако ранен он был ещё и в 1942 году, и тогда лечился в эвакогоспитале 1225, в марте же 45 года контужен и выздоравливал в госпитале Дрездена. Звание – капитан. Женат на Любови Фёдоровне Фроловой – сестре Н.Ф.Фролова. «С мальчишек и всю жизнь на Яковлевском льнокомбинате, - написал он. – Двое сыновей – Юрий и Евгений тоже работали там же».  О том, что он был не только отличным воином, но и передовиком производства, говорит следующая запись: «Являлся членом Пленума Ивановского облкомитета союза рабочих льняной промышленности, был на съезде стахановцев в Москве».
«В музей боевой славы С.С.Жгутов сдал очень ценные экспонаты, - указано в одном из сценариев праздника улицы, - гимнастёрка капитана, ряд документов военного периода, фотографии».
 Про его супругу, сестру Николая Фёдоровича Фролова, Любовь Фёдоровну, сообщается совсем немного: жила тоже на этой улице (наверное, имеется в виду, что после смерти мужа). С 1928 года работала на льнокомбинате, сначала на Василёвской фабрике, затем на Яковлевской (до 1943 года). Год работала в Приволжском госпитале, располагавшемся в школе № 12. Судя по записям, она была очень активным и уважаемым человеком. Её выбирали членом фабкома, секретарём парторганизации ЖКХ, с 1934 по 1970 годы Любовь Фёдоровна являлась заседателем народного суда, а кроме того – народным дружинником, страхделегатом.

Артиллерист Иван Александрович Трухин

Об этом жителе улицы Фролова удалось узнать следующее: «В пролетарскую дивизию 1-го Московского артполка в довоенное время брали только лучших из лучших, - начинается текст одного из сценариев праздника улицы, - среди них оказался и наш земляк И.А.Трухин.

Там он закончил полковую школу в звании младшего командира взвода. И уж тогда считался лучшим в полку – его премировал лично маршал Ворошилов за отличное выполнение боевого задания при испытании нового орудия – пушки Ф-22 и за отличную стрельбу. Иван Александрович принимал участие в 4-х парадах на Красной площади, был на приёме в Георгиевском зале и лично видел генерального секретаря ЦК Сталина».
Его навыки военного пригодились в Великую Отечественную. Начал свой боевой путь под Ленинградом, закончил – в Берлине. Главные сражения, о которых у И. А. Трухина сохранились самые яркие воспоминания, это оборона железнодорожной станции Мга и бои на Одере.  На Волховском фронте он получил свою первую медаль «За боевые заслуги» с формулировкой: «За подготовку взаимозаменяемых боевых расчётов, за уничтожение нескольких боевых вражеских точек» (дотов, дзотов и т. д.)  Про второе сражение сведений гораздо больше: весной 45 года артполк, в котором служил наш земляк, действовал в Берлинском направлении. Здесь немцы соорудили небывалые укрепления. Они периодически сбрасывали с самолётов листовки, в которых утверждали, что взять их  невозможно, и потому советским войскам лучше сдаться. Как вспоминал Иван Александрович, немцы действительно постарались. «К Одеру немцы бросили свои последние стратегические резервы, в том числе части «фольксштурма». Они заминировали все дороги, поля и луга изрыли траншеями, прикрыли дотами и дзотами, и так до самого Берлина. Переднюю линию немцев составляли обычные части, вторую – эсэсовцы, готовые открыть огонь по своим же в случае их отступления. Вот в таких сложнейших  условиях предстояло сражаться нашим войскам, в числе участников битвы на Одере был и И.А.Трухин. За доблесть, проявленную при форсировании Одера, он был отмечен орденом Отечественной войны 2 степени. А затем были Зееловские высоты, про которые тоже написано в учебниках истории. А тогда, в апреле 45-го, командир взвода И.Трухин смотрел на мрачные холмы, с севера на юг пересекавшие путь к Берлину, и ещё не знал, в каком аду ему и его товарищам придётся побывать. Эта местность тоже была самым капитальным образом подготовлена к круговой обороне – змеились линии вражеских траншей, врытые в землю, притаились замаскированные танки и пушки. Штурм начался 16 апреля….», - это отрывок из выступления ведущей (речь про праздничное мероприятие, к сожалению, не указано какое). За отвагу и мужество, проявленные в боях на Зееловских высотах, И.А.Трухин был награжден орденом Красной Звезды. За взятие Тарту, Риги, Данцига, Берлина ему вынесено 4 благодарности от Верховного главнокомандующего, маршала Сталина.
После войны Иван Александрович вернулся на Яковлевский льнокомбинат, в 71-год (на момент проведения мероприятия) он ещё продолжал там работать.

Разведчик Апполинарий Александрович Кузнецов

Родился в 1904 году, до войны работал заведующим центральным складом, на фронт был мобилизован в 1941-м. Защищал Москву, затем был участником Сталинградской битвы (событий, разворачивающихся на тракторном заводе) , сражений на Орловско-Курской дуге, дошёл до Балтийского моря.  В музейной папке сохранились записи, сделанные лично Апполинарием Александровичем, в которых он рассказывал о некоторых эпизодах войны, своих мыслях и чувствах. «На войне время определяется не днями, как на гражданке, а днями и ночами – сутками. Там нельзя было расслабиться ни на минуту. Спали урывками. Особенно тяжело было под Сталинградом. Окружённая группировка Паульса пыталась прорвать кольцо… Но мы выстояли…Странно было смотреть на десятки тысяч пленных немцев, которые не захотели капитулировать на месяц раньше (и из-за этого сильно оголодали). Нас даже обвиняли, что из пленных много умерло от истощения и болезней. Видали бы вы эти ходячие скелеты, но как было их выходить, если у нас у самих не было питания. Дорога, по которой они шли, обочины, сплошь была обозначена трупами». И самому Апполинарию Александровичу здесь досталось: цинга, ноги распухли, пришлось ходить на костылях, выпали зубы… 2 месяца он лечился в госпитале.
Почти всю войну он служил в разведке, сколько рейдов за «языками» совершил – даже не счесть. Но, как написал он сам, Бог  его миловал… «Мы вдвоём с другом вошли в деревню: 6 домов в один порядок. Стог сена стоит, - написал А.А.Кузнецов. -  В один дом зашли, тихо, во второй – тоже, у третьего я дал автоматную очередь – из соломы выползли два танка. Мы бросили две гранаты, потом третью, четвёртая не взорвалась… Загорелся дом, крики…. Ночью немцы ушли… А на нас уже похоронка домой полетела….»
А.А.Кузнецов награждён орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За отвагу» и другими, врученными уже в мирное время к юбилейным датам Победы.

Материал подготовила

О.Пикина

Календарь

Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник