Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Есть на свете одна деревенька...

«Для кого-то Родина – деревня…», - писала поэтесса Виктория Истомина. И действительно, многие жители нашей страны родились и выросли в деревнях и селах. Позже в силу разных причин разъехались по городам, но родная деревня навсегда осталась в сердце. К сожалению, в настоящее время многие деревни исчезли, вымерли, а очень хочется, чтобы самобытность, культурные традиции сохранялись еще долгие годы. Для этого мы должны по крупицам собирать и хранить историю своей малой родины, передавать свои знания следующим поколениям.

Фото из архива семьи Соловьевых

Деревню Тарханово от Приволжска отделяют полтора километра. Стоит она на берегу реки Шачи, с другой стороны – поля и луга. Такое расположение позволяло здешним крестьянам заниматься земледелием, возделыванием льна и разведением лошадей.

Тархан – Тарханово

Что еще известно об истории деревни? Существует народное предание, будто во времена татаро-монгольского нашествия на Русь небольшой татарский отряд, собиравший дань, раскинул свои шатры в поле у этого селения.  Место для стоянки было удобным: с одной стороны – река с крутыми берегами, с другой – открытое поле. Это охраняло сборщиков налогов от внезапного нападения. Но был в этом плюс и для местных жителей: чтобы не навлечь на себя их гнев, татарский мурза не решился подвергнуть деревеньку разграблению.
Известно также, что Тарханово относилось к Яковлевской волости Нерехтского уезда Костромской губернии и, как мы уже говорили, располагалось близ села Яковлевского. А оно в XVI веке принадлежало Ипатьевскому монастырю Костромской губернии. Кстати, вполне вероятно, что именно с этим фактом связано название деревни. В словаре Д.Н.Ушакова слово «тархан» толкуется как обозначение «в феодальной Руси владельца вотчины, освобожденного от податей, пользующегося особыми привилегиями». Также назывался и документ, «дарующий такие права». А в те времена, когда деревня принадлежала  Ипатьевскому монастырю, крестьяне платили налог только в его казну и были освобождены от других налогов.
Через Тарханово проходил почтовый тракт от села Яковлевского до торгового села Арменки и уездного города Нерехта. По словам местной жительницы Т.Соловьевой, в деревне, в проулке между домами, до сих пор сохранились камни от мостовой, которая там пролегала. Многие жители деревни содержали лошадей, и путники, проезжавшие здесь, могли сменить свою уставшую лошадь. То есть, это был, по сути, ям (согласно словарю С.И. Ожегова, «станция на почтовом тракте, на которой сменялись проводники, лошади и подводы, перевозящие государственные грузы, гонцов, послов»).
В деревне в разные времена занимались также ткачеством, пчеловодством, кузнечным делом. Вот, что пишет И.И.Соловьев в своей книге «Моим родным» о занятиях своих бабушки и дедушки, живших в деревне в 19 веке: «Дед Алексей и бабка Мария всю жизнь прожили в Тарханове. Крестьянствовали. Скота имели мало, лошадь да корову, ну и овец сколько-то. Овцы были нужны, из их шкурок шились зимние пиджаки или тулупы мехом внутрь. Кожа окрашивалась в черный или красный цвет. Это была крестьянская одежда… Без коровы жить было нельзя. Детей кормили молоком с черным посоленным ломтем хлеба. А лошадь была кормилица… Летом вся семья была в поле от восхода до заката. Надеяться можно было только на себя. Зимой мужики шли в отхожий промысел, но в наших местах это не практиковалось. Извозом занимались, возили на фабрики дрова, с фабрик товар на железную дорогу. Бабы зимой пряли, ткали домашние холсты. Крестьянство давало доход небольшой, земля была неродимая… Дети          нигде не учились, образование начальное получали дома…».
С открытием в селе Яковлевском мануфактур многие жители деревни стали ходить туда на работу. Близлежащей мануфактурой была Рогачевская. Хотя, как известно из Ревизских сказок Костромской губернии, в деревнях Тарханово, Лещево, в селе Красинском существовали свои раздаточные льняные конторы еще до образования яковлевских мануфактур.

В начале 20 века, в период установления в стране советской власти, в деревне была организована своя комсомольская ячейка. Затем, с образованием Яковлевского льнокомбината, многие жители перешли в комсомольскую ячейку комбината. Молодежи в то время в деревне было много. Существовала изба-читальня, а некоторые старожилы  вспоминают, что был даже свой детский сад (возможно, в чьем-то доме). Жители Тарханова, особенно молодежь, часто ходили гулять в березовую рощу через мостик на реке. Там, за рекой, был еще и парк. Как рассказала жительница деревни  Е.Б. Грибанова, в этом парке делали мороженое и давали его ребятам. На мороженом специальным штампиком печатали имя человека, которому оно предназначалось. Об этом рассказывают и другие жители деревни. Так же вспоминают, что в парке было свое футбольное поле и целый спортивный городок, поэтому детей и молодежи там собиралось много.
По сведениям переписи населения 1897 г., в деревне проживало 215 человек (67 представителей мужского пола и 148 женского). По данным на 1907 г., в Тарханове было 74 двора, 339 жителей. К 1917 г. эта деревня имела более 100 дворов и считалась самой большой в округе.
В настоящее время, по данным администрации Ингарского сельского поселения, к которому относится Тарханово,  здесь зарегистрировано 86 домов и 108 человек, составляющих постоянное население. Кроме того, есть дачные дома. Дачники же приезжают не только из других населенных пунктов Ивановской области, но и из Костромской, Московской областей и из Москвы.
Интересна история нумерации домов в деревне. По воспоминаниям жительницы Тарханова Е.Б. Грибановой, когда ей было лет 10, в дом пришла депутат О.И.Соколова. Она ходила по деревне и раздавала номера домов по желанию, кому какой нравится. В результате получилось, что дома стали располагаться не в привычной последовательности по нумерации, а в разброс. И как оказалось, сейчас в начале улицы нет дома с номером 6.

Фото из архива семьи Грибановых

Тут приволье…

Что касается природно-климатических особенностей Тарханова, то они характерны для всей средней полосы России. Рельеф с небольшой холмистостью, усиливающейся к востоку, много лесов, лугов и речек. Речки все небольшие, из них самая крупная – Шача. Как отмечают старожилы, в начале 20 века она была довольно широкой и глубокой.
Вот какая характеристика дана деревне в книге В.Куклина «Поклонимся великим тем годам»: «Тут приволье, изумительная природа, речка Шача. Ее крутые берега поросли  кустарником, который на противоположной стороне переходит в березовую рощу. Воздух наполнен ароматом луговых трав».
Местные жители считают, что Тарханово расположено на озере с пресной водой. Деревня расположена на возвышенности, поэтому вода залегает достаточно глубоко. Примерная глубина скважин 45-48, а местами до 50 м. Скважина, которая была введена в эксплуатацию в 1976 г., имеет глубину 120 м.  Это говорит о том, что питьевая вода залегает достаточно глубоко, поэтому местные жители не имеют колодцев, а до 1976 г. вынуждены были брать воду с реки и пользоваться ключиками.  Вода из крана текла солоноватого вкуса, по характеристикам ближе к технической, поэтому многие жители были недовольны. В сентябре 2021 г. была проложена ветка от городского водопровода и проблема чистой воды решилась.
Бьющие из-под земли ключики не только снабжали жителей водой, но и способствовали тому, что земля «съезжала» вниз к реке. По этой причине главный  из них сейчас не используется, подойти к нему практически невозможно, так как съехала земля вокруг, обвалились деревья.
На реку Шачу, протекающую вблизи деревни, многие ходили и ходят сейчас купаться. Имеется несколько бочагов в разных местах. Раньше берега реки приводились местными жителями в порядок, очищались, обкашивались, сейчас, к сожалению, берега заросли.
Почвы в Тарханове не очень плодородные, но, несмотря на это, поля вокруг деревни используются в сельском хозяйстве. Они засажены овощными культурами сельскохозяйственного предприятия «Альянс».

Война и судьбы

В начале 30-х годов среди молодежи деревни была популярна профессия военного. Почти все ребята, которые входили в комсомольскую ячейку, поступили в военные училища. А когда началась Великая Отечественная война, многие жители деревни ушли на фронт. По сведениям, которые собирали сами тархановцы, фронтовиками стали 55 человек, а, возможно, и больше. Среди тархановских фронтовиков был Анатолий Евлампиевич Соколов, чьё имя носит сейчас школа №6.
Жили Соколовы в деревне Тарханово. Глава семьи, Евлампий Иванович, работал бухгалтером на льнокомбинате, его супруга, Мария Дмитриевна, занималась хозяйством. Вырастили они четверых сыновей и двух дочерей. Анатолий родился 24 апреля 1914 года. Окончил в 1935 году Любимский сельскохозяйственный техникум, работал агрономом в Красноярском крае. Оттуда и ушел в армию. Отличник боевой и политической подготовки, Анатолий Соколов был направлен в Свердловскую дивизионную школу партактива. А потом были бои на Халхин-Голе. И пылающий Смоленск в июне 1941 года. Тогда Соколов был ранен и контужен. Бойцы не оставили своего политрука, доставили его в деревню Гришково Духовщинского района. Лечением занимались сельские жители, а потом врач К.П. Карпова в Фалисской больнице. В марте 1942 года Анатолий Евлампиевич Соколов вместе с секретарем Духовщинского райкома партии организовал партизанский отряд №1 и возглавил его. Соединением партизанских отрядов, в которое вошел и созданный Соколовым, командовал соратник Николая Щорса Никифор Захарович Коляда или Батя, как звали его партизаны.
В одном из боев А.Е. Соколова ранило осколком вражеской мины. После госпиталя он был  назначен командиром 17-й партизанской бригады, действовавшей в «треугольнике» – районе между железными дорогами Смоленск - Витебск, Витебск - Орша, Орша - Смоленск. За боевые заслуги награжден орденом Красного Знамени.
23 июля 1943 года бригада Соколова вела тяжелый бой с немецкими карателями. Командир был, как всегда, впереди: с горсткой бойцов остался прикрывать отход партизан из окружения. Отстреливались до последнего патрона, но силы были неравны. В этой схватке Анатолий Соколов получил смертельное ранение, погибли и остальные бойцы заслона.
Тело убитого партизанского командира фашисты везли в город Сураж. Везли днем, через сильно порушенные смоленские деревни, чтобы похвастать необыкновенной добычей, внушить ужас непокоренным. Партизаны отомстили врагу за Анатолия Евлампиевича. А память о нем хранят смоляне, его имя с благоговением вспоминают в деревне Тарханово.
Следопыты школы №6 г. Приволжска, активисты музея боевой славы льнокомбината, работник этого предприятия – рабкор А.А. Веринов, однополчане Анатолия Евлампиевича по крупицам восстановили партизанскую одиссею героя. К 1974 г. в школе №6 г. Приволжска был открыт музей Соколова, там же, в 1978 г., появился бюст фронтовика работы И.А. Блесткина. В 1984-м именем А.Е. Соколова была названа улица в районе Рогачевской фабрики, где школьники посадили аллею памяти. В 2005 г. школа № 6 стала носить имя Анатолия Евлампиевича, а на доме, в котором он родился, в деревне Тарханово, к 90-летию со дня рождения героя в 2004 г. была открыта мемориальная доска.
Еще об одном участнике войны из Тарханова рассказано в книге В.Куклина «Поклонимся великим тем годам». Речь о Борисе Александровиче Соколове, однофамильце и друге Анатолия Евлампиевича Соколова.  Трудная судьба выпала на его долю – авиашкола, оборона Львова, плен, работа на немцев в Германии, приговор к расстрелу уже в мирное время на своей Родине, реабилитация и орден…К сожалению, героя уже нет в живых, но его награды и все, что связано с историей семьи, дочь Бориса Александровича, Елена Борисовна, бережно хранит. Свой дом она практически превратила в музей, где хранятся как семейные реликвии предметы быта прошлых веков.

Легенды и традиции

По рассказам местных жителей есть в деревне свои традиции и поверья. Одна из легенд гласит, что большой камень, находящийся напротив деревни, через реку в березовой  роще, наделён силой, способной исцелять людей и помогать.  Долгое время и даже в 20 и в начале 21 века к этому камню приходили и староверы, молились. По рассказам одной из жительниц, проводя религиозные обряды, на камне рисовали крестики, говорили, что на этом месте стоит небесный храм и видеть его могут только посвященные. Как рассказывал Е.Б. Грибановой ее папа, на месте   камня стояла церковь, но она ушла под воду.
Староверов в деревне, как и в селе Яковлевском, было много.  И.И. Соловьев пишет: «О них я вспоминаю только хорошее. Это были красивые, рослые и здоровые люди, чистые славяне. С нравственной стороны тоже можно сказать только хорошее. Сказалось то, что не было в этой местности развращающего влияния помещичьего быта, да ещё многие жили по старой вере. Во всем Верхнем Поволжье раскол был очень распространен, а фабриканты все были из раскольников. Мои деды и прадеды тоже были раскольниками». В семье Е.Б. Грибановой хранятся тетради с записанными на древнерусском языке молитвами. Тетради остались от ее бабушки Шуры, она тоже была старовером.
Население деревни всегда жило весело и дружно. Будням противопоставлялся  праздник – время отдыха, время радости. Праздничных дней в России в 18-19 веках было много. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем.  Праздники сближали селян, укрепляли родственные связи, люди узнавали новости, это была передышка от нелегкого крестьянского труда.
У каждой деревни был свой годовой праздник. Эти праздники не забывались никогда, даже в советское время.   Годовым праздником в деревне Тарханово является Фролов день. Приходится он на 31 августа. Другое название праздника – Конский или Лошадиный праздник. В этот день принято почитать Фрола и Лавра, которые в народных поверьях считались покровителями лошадей. У русских в этот день лошадей кормили в полную сыть и на них не работали, даже на скачках седлать лошадей было не принято. В этот день с утра крестьяне прикармливали лошадей свежим сеном и овсом, заплетали им гривы пёстрыми лоскутками. Хозяева выводили своих коней на луг, чистили их, с ладони закармливали овсом. Поили лошадей из зимней шапки, в которую клали серебряную монету. Верили, что от этого  «лошади добреют и не боятся лихого». Потом серебряную монету скрытно клали под яслями и закладывали соломой. Если было подозрение, что лошадь болеет, то могли прочитать заговор.  Раньше очень часто массовые гуляния на день деревни проводили за рекой в березовой роще или на высоком берегу реки. Затем традиции празднования Фролова дня начали утихать. Но благодаря активисткам деревни  народная традиция возрождается – первый после долгого перерыва день села в Тарханове прошёл в 2019 году.  Также местные энтузиасты стали участниками областного конкурса «Деревенька моя».

Перемены и проблемы

Перемены к лучшему видны не только в активизации культурной жизни, но и социальной: в 2014 г. здесь открыт ФАП с аптечным пунктом, в 2017 детская площадка.  А в августе 2018 г. юные жители деревни Тарханово получили в подарок от депутата Гос. думы Ю. Смирнова футбольные мячи. 
Вопросы благоустройства по мере возможности старается решить администрация. Проводятся встречи, обсуждаются проблемы (об отсутствии освещения, например, и другие). Конечно, и на сегодняшний день проблем остается много. Например, нет в деревне магазина. В 30-х-40-х годах магазин располагался на пригорке  в амбаре. Работала там продавщицей мать Анатолия Евлампиевича Соколова – Валентина Сергеевна.  В советское время был магазин от райпо. Затем приезжали с товарами автолавки. В настоящее время жители за покупками ездят в город.

* * *

Много разных сел и деревень на карте нашей большой страны, все они имеют свою историю. Но главное, конечно, люди, там живущие. Большинству из них не безразлична судьба своей малой родины, они стараются сделать место своего жительства краше и уютнее.
Мы надеемся, что все проблемы сельской глубинки будут постепенно решаться. Деревня будет жить, молодое поколение продолжит традиции своих предков.

А.Круглова,
Приволжская школа-интернат