На днях в Плёсе состоялось знаменательное событие – открытие мемориальной доски в память о враче с многолетним стажем, почётном гражданине города Л.П.Костиной.
На фото: участники митинга (справа налево): И. В. Мельникова, М. В. Костина, С. В. Корнилова
Для многих жителей, в частности, Приволжска, это имя стало открытием. В принципе, это не удивительно, время берёт своё, Лидия Петровна работала в Плёсской больнице в 50-80-е годы прошлого столетия, а 6 марта ей исполнилось бы 100 лет. И тем ценнее сегодняшнее обретение – не зря на митинге, посвящённом открытию мемориальной доски, было сказано о том, что человек умирает тогда, когда о нём забывают. Добрые дела во имя людей и города, совершённые Лидией Петровной, к счастью, ещё в памяти благодарных плесян, а те, кто не знал о ней, благодаря такому мероприятию, получили прекрасную возможность познакомиться. Итак, Лидия Петровна Костина. Врач, отличник здравоохранения, 30 лет возглавляла Плёсскую больницу, депутат городского Совета и просто человек с большой буквы, заслуживший глубокое уважение своим долгим трудом на благо жителей города. И не только.
На митинге присутствовали ветераны, глава Приволжского района И.В.Мельникова, врип главы Плёсского городского поселения С. В. Корнилова, ученики местной школы, общественность, родные Лидии Петровны. Митинг подготовила и провела председатель Плёсского совета ветеранов Т.И.Губина. Прозвучало немало хороших добрых слов о Л.П.Костиной, ведущими была зачитана её биография, И.В.Мельникова в своём выступлении подчеркнула, что такие имена не должны стираться из памяти поколений, её жизнь – это пример служения людям. В свою очередь С. В. Корнилова зачитала и передала родным Лидии Петровны обращение от председателя Плёсского городского Совета депутатов Т. О. Каримова, которое затем было передано родным Л.П.Костиной. В нём, в частности, говорилось о том, что Плёс – это прежде всего люди, которые внесли свой вклад в развитие города, это его культура и история. К ним бесспорно принадлежит Лидия Петровна Костина.
На фото: Александр Костин возле мемориальной доски в честь своей бабушки
«Наша задача — сохранить историческое и культурное наследие Плёса, дух места. Но это невозможно без сохранения памяти о людях, династиях, вложивших душу в жизнь Плёса, – подчеркнул Тимербулат Каримов. - Благодарю всех, кто хранит память о выдающихся жителях Плёса. Сегодня как никогда важно не потерять ту нить, которая связывает нас с истоками нашей культуры и истории».
Также своими воспоминаниями о Л.П. Костиной поделился Л.А.Королёв, который многие годы работал с ней в городском Совете депутатов.
Право открыть мемориальную доску было предоставлено её внуку Александру Костину. Именно по его инициативе и произошло данное событие.
В своей автобиографии Лидия Петровна упомянула такой факт, что она всегда ассистировала хирургам А.И.Крупину и Н.Б.Орлову. Мемориальная табличка в память об Орлове Николае Борисовиче была установлена на здании Плёсской поликлиники ранее, теперь с ней по соседству расположилась новая с таким текстом: «Отличник здравоохранения, Почётный гражданин г.Плёса Лидия Петровна Костина. Работала главным врачом Плёсской городской больницы с 1949 – 1989 годы».
Достойные люди достойны долгой памяти.
«Я, Костина Лидия Петровна…» -
такими словами обычно начинаются автобиографии. И Лидия Петровна в 2003-м году написала о себе, начав по правилам. Рассказ о её жизни от первого лица был зачитан на митинге. Приведём текст с небольшими сокращениями. В нём скромно и без подробностей она описала основные этапы своей жизни и деятельности. Очень жаль, что уже нельзя уточнить многие факты, а некоторые из них, несомненно, заслуживают внимания. К примеру, как Лидия Петровна в составе группы студентов боролась с брюшным тифом, как она научилась ассистировать хирургам, как выдержала трудовой фронт в виде рытья противотанковых рвов, как смогла столько лет быть руководителем такого сложного участка работы, как городская больница…
«Я, Костина Лидия Петровна родилась 6 марта 1923 года в пос. Пестяки Ивановской области. Отец служащий, мать домохозяйка, нас четверо детей, три сестры и брат, трое получили высшее образование, одна - среднее. В Плес приехали в 1937 году. Я окончила среднюю школу в г. Плесе в 1941 году. Началась война, но я поступила в Ивановский мединститут. Во время войны из института нас посылали на рытье противотанковых рвов, на картошку. В 1943 г. нашу группу послали на борьбу с брюшным тифом в Тульскую область.
После института я была направлена в Лежневский район, в Новые Горки врачом-терапевтом. Больница была на шестьдесят коек. Через пять месяцев меня назначили временным заместителем главного врача Исаева, которого направили на шестимесячную учебу по хирургии. Коллектив был большой, впервые я там встретилась с трудностями, большим объемом работы, мы обслуживали ткацкую фабрику.
В 1949 г. я была переведена в г. Плес,где работала до 1955 года терапевтом. А в 1955 г была переведена на должность главного врача Плесской городской больницы, в этой должности я проработала 30 лет, а в медицине в целом - 42 года.
За эти годы с двадцати пяти коек мы расширили больницу до шестидесяти коек со всеми отделениями: инфекционным, хирургическим, родильным, детским, терапевтическим. Врачей было восемь человек. Обслуживали и сельское население с шестью фельшерско-акушерскими пунктами. Выезжали каждую неделю в профилактический день в один из пунктов, проводили профилактический осмотр и диспансеризацию здоровых жителей, а также принимали больных - взрослых и детей.
За время своей работы мы избавились от печного отопления, сделали реконструкцию, построили котельную и поставили бойлер. Появилось водяное отопление и круглосуточно горячая вода. Заработала дезинфекционная камера, все постельное белье пропускали через нее. До появления машины скорой помощи весь Плес был разделен на участки, закрепленные за медсестрами и врачами, которые делали подворовые обходы. Своими силами медработники больницы построили гараж, который существует и сейчас. В связи с тем, что Плес - курортный город, где работают дома отдыха, пионерские лагеря, была крайняя необходимость в машине скорой помощи, и ее дали, персоналу сразу стало лучше работать. Я всегда ассистировала хирургам Крупину Александру Ивановичу и Орлову Николаю Борисовичу. Умела все, жизнь научила.
В 1971 г. за организацию медицинских осмотров населения мне была объявлена благодарность Министерства здравоохранения.
В 1972 г. меня наградили знаком «Отличника здравоохранения».
И еще я много получала благодарностей от вышестоящих учреждений.
Всю свою жизнь я посвятила людям. Была депутатом городского Совета 30 лет.
Мы не только работали, но и хорошо отдыхали. На заработанные в колхозе деньги нанимали автобус и ездили в г. Москву, на ВДНХ, в Бородино с экскурсией, в музей - усадьбу Архангельское.
Я имею троих детей. Двое из них стали медработниками. Теперь я на заслуженном отдыхе. В 2003 году мне присвоили звание почетного гражданина города Плеса.
«Спасибо за уроки жизни»
А теперь – неофициально о Лидии Петровне. Кто, как не родные могут рассказать о ней тепло и сердечно, припомнив мельчайшие яркие подробности? Слово Марине Костиной, снохе Лидии Петровны:
- Первый раз я увидела Лидию Петровну, когда мне надо было подписать медицинскую справку. Пришла в больницу, а в кабинете её, главного врача, нет. Как выяснилось, она вообще в кабинете сидела редко и застать её на месте было очень трудно. Где Лидия Петровна? Медперсонал отвечал: «В детском отделении», «в гараже», «на конюшне» и т.д. В конце концов она нашлась и подписала эту справку без лишних слов. Но я уже тогда заметила взгляд её чёрных глаз – он проникал внутрь человека, как рентген. А потом, когда я познакомилась с её сыном и он привёл меня к ним домой, я испугалась по-настоящему: этот взгляд был так строг! Судьба распорядилась так, что мне предстояло прожить с Лидией Петровной под одной крышей 10 лет. Сейчас я вспоминаю, как люди меня спрашивали: «Как ты с ней уживаешься? Разве это возможно?» А Лидия Петровна оказалась прекрасным человеком – прямым, умным, мудрым. За эти годы мы ни разу не поссорились. Она умела предотвратить назревающий конфликт, и через минуту, как ни в чём не бывало, возобновляла разговор. Она была хорошей матерью, несмотря на свою постоянную занятость, всегда находила время для семьи, детей, умела прекрасно готовить. Её муж и старший сын были охотниками, и мы часто с ней вместе по вечерам придумывали, как поступить с охотничьими трофеями, чтобы из них приготовить вкусное. Двери нашего дома были всегда открыты. К нам на обед мог зайти любой член её коллектива. За столом обсуждались дела больницы, разные медицинские случаи. Я видела, что моя свекровь буквально живёт делами больницы...Мне казалось, что она знает работу кочегара, лучше самого кочегара, работу конюха, лучше самого конюха, работу технички – лучше самой технички, не говоря уже про работу медперсонала. Лидия Петровна любила и уважала каждого своего сотрудника. Но если кто-то провинился, сделал не так как нужно, она говорила: «Пойду дам ему дрозда!» И все знали – строгий выговор справедлив, ничего личного! Она была на редкость крепким хозяйственником. Так научил её отец, Пётр Дмитриевич, – он в годы войны работал завхозом в санатории, он личным примером показал, как надо заботиться о вверенном хозяйстве, как работать на совесть, вникая в каждую мелочь. И меня она тоже этому научила. Когда я стала директором музыкальной школы, Лидия Петровна во мне не сомневалась, во всём поддерживала. В доме у Костиных было много книг, все любили читать, а ещё в этой семье было принято путешествовать. Лидия Петровна любила такой вид отдыха, любила организовывать поездки не только для своей семьи, но и для коллектива.
Моя свекровь меня многому научила, я убеждена, что на неё нужно равняться. Низкий поклон ей за науку, за мудрость, за уроки жизни.