Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«Ты помнишь, как все начиналось…»

Сегодня мы начинаем публикацию работы Николая Филиппова, написанной  для участия в конкурсе «Мир, который нужен мне». Автор решил рассказать, как образовался музыкальный дуэт, участником которого он является, но материал оказался интересным и с другой точки зрения. В каком-то смысле – это история Приволжска и его жителей глазами мальчишки, юноши, мужчины, который рос и взрослел в самые счастливые для многих из нас годы. Мы решили, что вспомнить подробности минувших лет будет приятно и нашим читателям, а потому публикуем текст с минимальными сокращениями, несмотря на его внушительный объем.

Послевоенное поколение

Чтобы начать повествование о том, как состоялся наш дуэт – Николай Филиппов и Владимир Васильев, нужно перенестись в прошлое на несколько десятков лет, а именно, в пятидесятые годы прошлого столетия. В это время в нашей стране, Советском Союзе, рождалось первое  послевоенное  поколение, к которому относимся и мы.
Случилось так, что мы с  Владимиром с раннего детства жили по соседству, в Стандартном поселке, ныне это ул.Льнянщиков, рядом жил и Анатолий Семейкин. Все мы впоследствии стали участниками  ВИА «Ритм». А тогда каждый из нас рос в большой семье. Например, в нашей было шестеро детей, у Васильевых – пятеро, у Семейкиных – четверо. Все проживали в коммунальных квартирах, где обычно было три хозяина на кухне, три комнаты, в каждой комнате одна семья. Отопление печное, печь в каждой  комнате и плита на кухне для приготовления пищи топились дровами. Плитой пользовались редко, в основном в выходные или по праздникам, когда пекли пироги. Готовили же, в основном, на керогазах или керосинках. Воду приносили из колодца, туалет с выгребной ямой был внутри   квартиры. Наша семья прожила в таких условия до марта 1960 года.

Переезд

В конце 50-х – начале 60-х в стране началось массовое строительство кирпичных и панельных многоквартирных домов, застраивались целые  микрорайоны. В нашем городе это микрорайоны Фрунзе и Дружба, а  несколько позже и Карачиха. Мы получили отдельную однокомнатную квартиру на ул. Фрунзе. Новое жилье отличалось лишь тем, что рассчитано было на одну семью. Через два года на ул. Фрунзе переехали и Васильевы – они получили двухкомнатную квартиру на семь человек, а через пять лет в новом доме на той же улице обустроились Семейкины. Им, на семью из шести человек, досталась трехкомнатная квартира. И мы снова стали жить по соседству.
Почему я вдаюсь в такие подробности, описывая наш быт? Да потому что на нашем примере хочу показать, как жили люди в тяжёлое послевоенное время, какие были семьи, и как нас с детства приучали к посильному труду. В наши юные годы мы умели пилить и колоть  дрова, носить воду из колодца,  наводить порядок в комнатах и многое другое.
Несколько слов хочется сказать о городской бане, в которую мы ходили мыться, потому что домов с ванными комнатами тогда не было. В баню ходили не только горожане, но и жители  близлежащих  деревень: Василева, Рогачева, Васькина Потока и других. Баня работала со среды по субботу с 7 утра до 10 вечера. Основной наплыв посетителей был по субботам, особенно в зимнее время. Иногда, чтобы попасть в баню, приходилось сначала выстоять очередь на улице,  в раздевалке дождаться, когда освободится ящик, а попав в помывочный зал – когда освободится таз. Проблема частично решилась после установки душевых, но все равно многие ходили в баню со своими тазами.
В 1964 году Яковлевский льнокомбинат запустил в эксплуатацию очистные сооружения, и в конце 60-х началось массовое благоустройство домов жилого фонда комбината, построенных ранее. Подводили воду, канализацию, сжиженный газ. В нашем доме на Фрунзе это случилось весной 1970 года.
В 1966 году я окончил 8 классов, учился в седьмой школе. Ее директор, Владимир Яковлевич Лещев, настаивал, чтобы я доучился до 10 класса, но полное среднее образование я, все же, получил в школе рабочей молодежи (ШРМ). Работать устроился на Василевскую фабрику.
Начальник отдела кадров  Яковлевского льнокомбината Павел Иванович Тихомиров смог предложить мне всего две вакансии: ученик повара в фабричной столовой и ставильщик катушек в приготовительно-ткацком цеху, я выбрал второе.

«Музыка нас связала...»

А теперь о музыке. Учась в восьмом классе, я начал посещать занятия по игре на кларнете, которые проводил в клубе «Текстильщик» Владимир Фирсанов. Вначале учеников у него было четверо, но по истечении трех месяцев, я остался один. С  Владимиром Фирсановым  мы были знакомы ещё со школы, где он руководил ансамблем. Владимир был музыкально одаренным человеком, мог  играть на гармошке, гитаре, кларнете, саксофоне, барабанах. В клубе он играл в эстрадном оркестре на барабанах, а впоследствии – на саксофоне. В 1967 году Владимир поступил в Ивановский  химинститут и в оркестре больше не играл. Уезжая в Иваново, он показал мне как играть на саксофоне, а дальше я осваивал этот инструмент самостоятельно по самоучителю.
Когда я устроился на Василевскую фабрику, там уже работали мои друзья: Николай Васильев (брат Владимира  Васильева), Александр Дёмин, Александр Грачев (с ним мы жили рядом), а также Олег Тихомиров – бывший вокалист нашего школьного ансамбля. В то время секретарем комсомольской организации фабрики был Виталий Александрович Горошков (впоследствии – начальник Приволжского комбината общественного питания,  генеральный директор Приволжского  хлебокомбината, Почетный   гражданин района). Зная наши музыкальные наклонности, Виталий  Александрович предложил нам создать на фабрике небольшую музыкальную группу. Николай Васильев и Александр Грачев хорошо играли на баяне, Александр еще и неплохо пел. Братья Николая Васильева Владимир и Александр и сестры Любовь и Марина тоже увлекались музыкой. Владимир и Александр и сейчас баян не забывают. Александр Дёмин в то время занимался изготовлением малой  барабанной установки, которая нам пригодилась. И вот, в один из декабрьских вечеров 1966 года мы собрались в Красном уголке Василевской фабрики, и решили создать музыкальную группу. Мне почему-то предложили играть на гитаре, хотя ни гитары, ни  умения играть на ней у меня не было. Я, естественно, отказался и сказал, могу играть на кларнете. Конечное решение было таким: Николай Васильев –  гитара, я – кларнет, Алексадр Дёмин – ударные, Александр Грачев – баян и вокал, солисты-вокалисты – Олег Тихомиров  и Любовь Кошкина.  За четыре  месяца 1967 года мы наработали небольшой репертуар и на майские праздники впервые вышли на сцену, выступая в обеденные перерывы перед рабочими ткацкого и прядильного производств.

Прорыв 60-х

В 1960 году была основана британская рок-группа «Битлз», которая, можно сказать, совершила переворот в музыкальном мире. Во многих странах стали создаваться подобные рок-группы, и мне думается, что популярность «Битлз» никто ещё не превзошёл и не превзойдёт никогда. Слава и популярность битлов не обошла и Советский Союз. Во многих республиках СССР стали создаваться свои рок-группы и вокально-инструментальные  ансамбли (ВИА). Это, например, группа «Норок» в Молдавии, «Песняры» и «Сябры» в Белоруссии, ВИА «Смиричка» на Украине, группа «Ялла» –   Узбекистан. В России – «Весёлые  ребята», «Самоцветы», «Добры Молодцы», «Поющие  гитары», «Голубые гитары», «Цветы», «Поющие сердца», «Синяя птица». И это далеко не весь список. В Иванове мы тогда знали два ансамбля –  «Серенада» и «Мелодия», и оба они приезжали в Приволжск. «Серенада» выступала в большом зале ДК весной 1967 года, мы тогда впервые услышали звучание электрогитар, и это было что-то очень завораживающее и необычное. Мы, выражаясь нынешним языком, от этого просто балдели.   Руководителем ансамбля был Александр Ким, кореец по национальности. Он хорошо играл на гитаре и хорошо  пел. На том  концерте произошёл неприятный случай: по какой-то причине пропало электричество,  его так и не восстановили, концерт пришлось отменить. Билет на него стоил пятьдесят копеек, деньги возвращать не стали, и в следующую субботу ребята приехали и повторили весь концерт сначала. Также несколько раз приезжал ансамбль «Мелодия», в котором были электроорган и саксофон. На саксофоне играл Валерий  Киселев и играл очень здорово.

«Ритм»

Но вернемся к нашей группе. После первых выступлений в цехах Василевской фабрики нас пригласили в клуб «Текстильщик», где и продолжилось наше становление как вокально-инструментального  ансамбля. Не буду вдаваться в подробности, рассказывая, как мы занимались переоборудованием простых гитар в электрические, изготавливая звукосниматели из наушников телефонных трубок, и так далее, но о трёх моментах стоит упомянуть. Когда зимой 1968 года в клубе приобрели электроорган, в ансамбль пришли Владимир Васильев и мой брат Александр (я его научил играть на саксофоне, и он играл на саксофоне  альт). А весной 1969 года, в возрасте пятнадцати лет, Анатолий Семейкин с гитарой-ритм. К середине  лета 1969 года инструментальный состав  полностью  сформировался и стал таким: два саксофона – альт и тенор, три электрогитары – соло, ритм и бас; электроорган; ударные. В первом составе на электрооргане играл Владимир Васильев, гитара-соло – Николай Васильев, гитара-ритм – Анатолий Семейкин, гитара-бас – Вячеслав Васильев  (двоюродный брат Николая и Владимира Васильевых), ударные – Дмитрий Кузнецов (по паспорту Вадим, но об этом мы узнали, когда провожали его в армию). Название ансамбля – «Ритм» – появилось в начале 1968 года. В таком инструментальном составе ансамбль просуществовал ровно семь лет. В июле 1976 года в городе открылось молодежное кафе «Ленок» и ансамбль разделился на две части. Вячеслав Васильев и Дмитрий Кузнецов ушли играть в кафе. Мы с братом Александром окончили Ивановский энергоинститут, и брат уехал по распределению в город Глазов, одного саксофона в ансамбле не стало.

Ленинградские приключения

Возвращаясь в 1969 год, надо отметить, что в начале ноября клуб приобрёл новый, заводского изготовления комплект из трёх гитар. Гитары были сделаны в Ленинграде на фабрике щипковых музыкальных инструментов им.Луначарского. В клуб пришло извещение, что заказ готов, и можно его забирать. Директором клуба в то время работала Анна Николаевна Романычева, она и командировала меня и Александра Тараканова в северную столицу. Александр работал в то время секретарем комсомольской организации на Яковлевской фабрике, и это впоследствии нам очень помогло. Мой старший брат Владимир после армии уехал в Ленинград,  работал на  заводе и учился на подготовительных курсах в Ленинградском  институте Точной механики и оптики и проживал в заводском общежитии. В  Ленинграде мы на две ночи остановились у него. На фабрике нас ждало разочарование: начальник цеха готовой продукции сообщил, что заказ на самом деле еще не готов, и предложил приехать позже еще раз. Мы обратились к высшему руководству, но ответ был тот же. Тогда Александр пошел в местный районный комитет комсомола. Мы встретились с секретарём райкома, объяснили нашу ситуацию, он внимательно выслушал и позвонил на фабрику. Нас  угостили  чаем с печеньем и сказали, что можно идти на фабрику, всё в порядке. На фабрике начальник  цеха готовой  продукции сам помогал нам грузить наш заказ в такси, которое приехало за нами. Переночевали в общежитии у брата, на следующий день на поезде поехали до Фурманова, а оттуда на автобусе – до Приволжска. Вернулись утром 4 ноября.
Не знаю почему, но тогда автобус не остановился у клуба, хотя мы и просили об этом водителя. И три большие коробки нам пришлось тащить до клуба волоком. Вечером уже была репетиция с новыми гитарами, и радости у ребят не было предела.
Шестого ноября 1969 года после торжественного заседания, посвящённого празднованию 52-й годовщины Великого Октября, мы выступали на концерте в клубе «Текстильщик» с новыми электрогитарами.

«Ритм»: времена расцвета

В 1970 году ушёл  в армию  Вячеслав Васильев, на бас-гитаре стал играть Евгений  Шестириков. В начале семидесятых многие из нас после школы пошли учиться дальше. Мы с братом Александром в 1971 году поступили в  Ивановский  энергоинститут, Анатолий Семейкин, Сергей Чистяков, Владимир Куликов, Евгений Совин, Александр Васильев, Татьяна Васильева (супруга Николая Васильева, сестра Сергея Чистякова), Людмила Ченских          ( до замужества Баринова) – все они в разные годы закончили Ивановское КПУ (ныне – Ивановский культурный колледж). Вячеслав Васильев после армии закончил Институт культуры и впоследствии многие годы работал директором музыкальной школы. Евгений Шестириков после службы в армии  поступил в Костромской технологический институт, после чего в разное время работал сменным мастером на Василевской  фабрике, директором ДК, председателем   Приволжского горисполкома, в 2006 году стал главой Приволжского городского поселения, в 2008-м – депутатом Ивановской обл. Думы. С 2013 по 2018 год занимал должность начальника  Управления Пенсионного Фонда России по Приволжскому району. Сейчас он на пенсии и 20 октября этого года отпраздновал 70-летний юбилей.
Вернемся к «Ритму». В годы своего расцвета основное, чем мы занимались,  было музыкальное сопровождение танцевальных вечеров. Танцы зимой проходили в клубе, в танцевальном зале, в субботу и воскресенье, а летом – в городском саду в среду, субботу и воскресенье. В 1967 году на танцах играл ещё и духовой оркестр. Без него не обходилось и ни одно торжественное  заседание в клубе: оркестр исполнял гимн  Советского Союза при открытии и закрытии мероприятий. Во время праздничных демонстраций 1 мая и 7 ноября оркестранты возглавляли колонну работников Яковлевского льнокомбината, исполняя праздничные марши.
Играя на танцах, мы приносили клубу небольшую прибыль. В летние дни на танцы иногда продавалось до тысячи билетов по 20 копеек каждый, то есть выручка составляла 200 рублей. Нам платили по три рубля за игру, и когда играл полный состав, 21 рубль уходил на зарплату музыкантам, по два рубля платили кассиру, билетеру и электрику, т.е. 27 рублей из выручки  шло на зарплату, остальное – на счет клуба. Кроме танцев ансамбль выступал на концертах, посвященных праздничным датам, ставил сольные концерты, был частым гостем в сельских клубах района, ездил в другие города региона, в том числе, в областной центр. Также мы принимали активное участие в областных конкурсах художественной самодеятельности. Зимой 1971 года приволжане могли слышать наше выступление по областному радио.
Заканчивая повествование об ансамбле «Ритм», хочу перечислить тех, кто в разное время в нем пел и играл, даря людям радость. Не буду упоминать тех, о ком уже писал выше, просто сделаю дополнение. Итак, гитаристы: Евгений Совин, Евгений Шестириков, Николай и Александр Ларченко, Вячеслав Хренов, Вячеслав Болотов, Сергей Никитин, Владимир Андреев, Владимир Колесников, Владимир Куликов.  Клавишные  – Александр Васильев. Ударные (барабанщики) – Сергей  Кузнецов, Сергей Курышев,  Владимир  Виноградов, Валентин Карцев, Фёдор Стрижов. Солисты-вокалисты: Сергей Чистяков, Александр Семёнов, Александр Румянов, Алла  Язева, Белла Бацук, Владимир Бойцов. Я играл в «Ритме» до марта 1980 года, тремя годами раньше из ансамбля ушёл Николай Васильев, а через год после него – Владимир Васильев. На смену нам пришли другие музыканты. Точную  дату, когда «Ритм» прекратил играть на танцах, не помню, но последняя совместная игра участников первого и второго состава была 1 мая 1997 года. Тогда наше выступление было посвящено тридцатилетию создания ансамбля. Осталась запись этого выступления, но на плёнке в аналоговом формате.
После ухода из ансамбля моя музыкальная жизнь не закончилась. Дома у меня был кларнет, иногда я его доставал и наигрывал свои любимые  мелодии. Так, наверное, все продолжалось бы и по настоящее время, если бы у меня случайно не появился саксофон.

Саксофон

В 1978 году мы с Анатолием Семейкиным вступили в общество охотников и рыболовов. Охотники меня поймут: открытие охоты, а оно бывает в апреле и в августе, это большой праздник. И вот, в один из таких дней в августе 1997 года, после вечерней охоты на уток, поужинав, мы собрались вокруг костра и стали петь песни. Как всегда гвоздём программы был Анатолий. Он играл на гитаре и пел. Сначала охотничьи песни, затем популярные песни 70-х – 80-х годов. Иногда мы ему подпевали, но больше слушали. Послушать подходили и охотники от соседних костров. Я же тогда взял с собой кларнет, и вместе с Анатолием стал исполнять мелодии, которые игрались когда-то в «Ритме». Мы не ожидали, что это произведет такое впечатление на охотничью братию. А усилили его горение и запах костра, сияние звёзд и тишина, на фоне которой звучала наша музыка. После выступления нам аплодировали от души. Я помню, что в тот момент невольно произнёс такую фразу: «Если бы был саксофон, было бы ещё лучше». А в этот вечер у нас  в гостях были охотники из Волгоречерска, среди которых – мой старший брат Геннадий, председатель Волгореченского охотколлектива на тот момент. И что вы думаете? Спустя три месяца из Волгореченска мне привезли саксофон-альт. Правда, без мундштука и весь черный, но в рабочем состоянии.
С появлением саксофона в моей музыкальной жизни, можно сказать, началась вторая серия. Как известно, саксофон – инструмент громкий, и играть на нём в квартире многоквартирного дома – это наживать себе врагов в лице хороших соседей. По этой причине инструмент я унёс на работу (а работал я тогда на заводе «Красная Пресня») и вечерами, раза два в неделю, оставался после смены. В актовом зале играл старые мелодии, разучивал новые. Руководство завода (директором тогда был Л.А. Кузмичев) в этом мне не препятствовало, и я стал музицировать и в обеденный перерыв, когда коллеги играли в настольный теннис. Через некоторое время ко мне присоединился Александр Крайнов, начальник ИВЦ завода, с электрогитарой. Я исполнял сольную партию на саксофоне, а он аккомпанировал на гитаре, получалось неплохо. Вскоре мы стали выступать перед работниками завода в  предпраздничные  дни.

«Красная Пресня»

В 1998 году директором ЗАО «Красная Пресня» был избран С.А. Обабков, который до этого работал главным инженером завода. Заняв новый пост, он назначил на эту должность меня. Главным инженером я  проработал до 29 апреля 2016 года. Не буду подробно останавливаться на технической стороне развития завода в то время, но несколько фактов приведу. За период с декабря 1998 года и до даты моего ухода на пенсию под руководством   Сергея Андреевича на заводе было внедрено много новых передовых технологий, появившихся в ювелирном производстве  в то время. Освоена технология огранки фианитов, построен цех и   организовано производство ювелирных изделий методом литья по выплавляемым моделям. Здесь надо отметить, что в этом была большая заслуга Н.П. Крутько, который был первым начальником литейного производства, и с нуля занимался становлением этого производства.
Кроме того, было основано производство  ювелирных цепочек, тоже  с полным технологическим циклом: начиная с изготовления проволоки и заканчивая нанесением алмазной грани, и многое другое. Но моё повествование сосредоточено больше на духовной жизни коллектива, а не на достижении производственных показателей.
С приходом на завод в 2003 году С. Е. Сизовой, педагога по образованию, учителя русского языка и литературы, на должность инженера по работе с персоналом, духовная жизнь завода преобразилась. В период с 2003 по 2014 год (время работы Светланы Евгеньевны на заводе) часто проводились выставки картин как местных районных, так и областных художников, по  праздникам приезжали артисты из Иванова.  Однажды приехал Ивановский джазовый оркестр «Ретро», и я познакомился с саксофонистом  Александром Коньковым, который  занимался и ремонтом духовых инструментов. Он отремонтировал мой саксофон-альт,  а позже с помощью Александра я осуществил свою мечту, собрав коллекцию из четырех саксофонов: саксофона-сопрано, саксофона-альт, саксофона-тенор и саксофона-баритон. Саксофон-тенор у меня, можно сказать, раритет – это профессиональный инструмент  американского производства фирмы «AMBASSADOR» выпуска 1945 года, на нем я сейчас и играю. Вид у него, правда, не очень привлекательный, но звучание замечательное.
Светлана Евгеньевна организовывала конкурсы художественной самодеятельности, спортивные соревнования между цехами и участками завода.  Особенно мне запомнился смотр-конкурс «Жаркое  лето 2010 года»,  который состоялся 3 марта 2011. Команда ИТР разыгрывала миниатюру по мотивам фильма «Бриллиантовая рука» (автор сценария – С.Е. Сизова), и мы делали музыкальное сопровождение к сцене в ресторане. Исполняли мелодию композиций «Помоги мне» и «Песня про зайцев». Состав того ансамбля был таков: синтезатор – Елена  Борисова, огранщица (окончила Ивановское муз-училище по классу фортепиано); гитара-соло – Александр  Ижов, специалист по нанесению алмазной грани; гитара-бас – Сергей Смирнов, ювелир-монтировщик 18-го участка; гитара-ритм – Александр Крайнов, начальник ИВЦ, саксофон-тенор – я, Николай Филиппов, главный инженер; ударные – Борис Потоков, инженер по охране окружающей среды (внук Бориса Сергеевича Потокова, бывшего директора совхоза «Приволжский», тоже Сергеевич).
Буквально через месяц, 1 апреля 2011 года, этим же составом мы выступали на сцене ДК в команде «Блеск» завода «Красная Пресня» в городском  КВН. Участвовали в музыкальном конкурсе, который был последним. Положение нашей команды на тот момент было не очень хорошим, и всё зависело от результата последнего конкурса. Мы исполняли песню про Приволжск на мотив песни «Хэлло, Долли!» композитора  Джерри Хермана.  Песня исполнялась работниками гранильного цеха Владимиром Бойцовым и Мариной Касториной в джазовом стиле и произвела  огромное впечатление не только на зрителей, но и на жюри. За этот конкурс  нам  поставили  высшую оценку, которая сыграла решающую роль. В итоге наша команда заняла первое место.
Директор завода С.А. Обабков не оставался равнодушным к таким увлечениям своих подчиненных. Он сам активно посещал все эти мероприятия и от души, как обычный зритель, радовался происходящему на сцене. За активное участие  в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях и других подобных мероприятиях директор поощрял   работников денежными средствами на поездки в театр, цирк, на концерты известных артистов  в Иванове или  Костроме, на экскурсии в другие города. В период работы С.Е. Сизовой на «Красной Пресне» выпускалась газета под названием «Наша газета», в которой  печатались заводские  новости, результаты спортивных соревнований, рассказы об увлечённых людях, работающих на заводе, и многое другое. Выходили материалы и о наших выступлениях. Газета издавалась раз в месяц. У меня  сохранилось несколько её номеров, которые  я иногда перечитываю.

Студия «Свобода»

Существование ансамбля, который выступал в городском КВН, оказалось  краткосрочным, после этого мы ни разу не собирались. А вскоре мы с  Александром Крайновым перешли заниматься в городской ДК и стали участниками студии «Свобода»,  которой руководит Роман Белов.
Первое наше выступление в составе этого коллектива на сцене ДК состоялось в конце ноября 2013 г. на юбилейном вечере Татьяны  Васильевой. Солистка группы Любовь Емельянова исполнила тогда песню  «Мир не прост». 12 июня этого же года мы выступали в  Василёвском парке в  День города. Среди зрителей было много людей моего поколения, на их лицах я видел радость и какое-то внутреннее удовлетворение, некоторые даже выкрикивали в мой адрес: «Привет, Семёныч!». Конечно, мне было приятно.  Последний мой выход в составе группы «Свобода» состоялся 28 июня 2014 г. в День молодёжи. Мы должны были выступать с концертом на танцплощадке в саду «Текстильщик», но было очень холодно, и концерт  перенесли в ДК, в  фойе кинозала. Народу собралось мало, но мы целый час  играли для тех, кто пришёл. На ударных – Роман  Белов, на гитаре-соло – Артур Галямов, на гитаре-ритм – Александр  Крайнов; на гитаре-бас – Андрей  Шилов. Я играл на саксофоне. Музицировать на «Красной Пресне» я закончил  в 2016 г. Это было на вечере в честь 8 Марта, когда мы с Александром   Крайновым исполнили песню М. Танича «А белый лебедь на пруду». Тогда я впервые вышел на публику с недавно приобретённым саксофоном-баритон.

Третья серия

29 апреля 2016 г. закончилась и моя трудовая деятельность на «Красной Пресне» - я вышел на пенсию и тут, можно сказать, началась третья серия моей музыкальной жизни. Появилась уйма свободного времени. Кроме увлечения музыкой, были  и другие: рыбалка, фокусы, огород, походы за грибами, но все равно времени  оставалось много. Тогда я обратился к своему старому другу и коллеге по ансамблю «Ритм»  Владимиру  Васильеву, который сейчас является руководителем  детского музыкального ансамбля  «Веселинка»  в  нашем  ДК.  Живём мы сейчас не по соседству, но связь между собой не потеряли.  А обратился я к нему  по поводу музыкальных аранжировок, зная, что он специалист в этом деле. Владимир предложил мне несколько  вариантов, и я начал разучивать новые мелодии на саксофоне. К этому времени я сменил место жительства, переехав в частный сектор, и у  меня появилась возможность играть дома, не мешая соседям.
В процессе работы Владимир проверяет меня, дает рекомендации. Скажу честно, как специалист и как руководитель, он  фанат. Требовательный и, можно сказать, упрямый, невзирая на ранги, возраст, личные отношения,  если это касается дела. На репетициях со мной он всегда добивается правильного  исполнения, заставляя по несколько  раз играть с самого начала, пока не получится правильно.  Иногда это  даже напрягает и, чтобы уйти от конфликтной ситуации, я обычно говорю, что поиграю дома – с чувством, с толком, с расстановкой, и в следующий раз приду с выученной  композицией. Если во время игры я начинаю вставлять  какие-то другие нотки, менять ритм  или  длительность нот и пауз, слышу его любимое выражение: «не утрируй». И еще Владимир очень отзывчивый  и добрый. Когда у меня была проблема с глазами, он  несколько  раз возил меня на своей машине в костромскую клинику и подолгу  ждал, пока я не освобожусь. Причем это касается не только меня, но и других его и друзей и знакомых. Иногда звонишь ему, а он то в  Буе, то в Иванове или другом каком-то городе, потому что попросили помочь, подвезти, свозить…
В процессе нашего с Владимиром сотрудничества, выработался график: мы стали  заниматься два раза в неделю, по вторникам  и  четвергам, и у нас стало что-то получаться. Нас стали называть инструментальным дуэтом (я играю на саксафоне, он – на синтезаторе). Буквально через месяц, 12 июня 2016 г., в очередной  День города, мы стояли  с ним на эстраде в Василёвском парке и давали получасовой  концерт, исполняя мелодии  70-х – 80-х годов прошлого века. В тот день погода стояла солнечная, но не по-летнему холодная, со стороны реки дул пронизывающий  ветер, и народу  в парке было не много. Но когда мы начали играть, количество зрителей стало постепенно  увеличиваться. Некоторые начали подтанцовывать, а через некоторое время образовались уже целые группы танцующих  людей, которые душевно аплодировали нам после исполнения  очередной мелодии. Лично мне это напомнило наше далёкое  прошлое, когда мы, будучи  молодыми и  ничем не обременёнными парнями, играли на танцах в городском  саду «Текстильщик». Что интересно, и люди  были те же самые что и тогда, только немножко постаревшие, но весёлые и задорные, как и прежде, и от этого на душе стало как-то радостней.

Признание зрителям

На протяжении пяти лет – а это время существования нашего дуэта – мы с Владимиром  участвовали во многих  культурных мероприятиях  города. Это выступления на концертах  в большом зале ДК, и в фойе перед праздничными мероприятиями,  в общественном музее перед началом различных выставок. Не буду перечислять все наши выступления за этот период,  но о некоторых, которые  чем-то запомнились, написать стоит.
Летом 2018 г. мы с Владимиром выступали в первом отделении концерта на танцплощадке «Текстильщик». После выступления  я пошёл домой, а Владимир остался, так как его подопечные  из ансамбля « Веселинка» были заняты во втором отделении. С эстрады я пошел не через боковой вход, а через сцену, и тут услышал аплодисменты. Думал, приветствуют кого-то, кто вышел на сцену, обернулся, а там никого. И тут я понял, что аплодируют мне, и чем дальше я шел, тем громче звучали аплодисменты. Такого  чувства восторга от внимания зрителей я не испытывал  никогда! От волнения подкатил комок к горлу, на глазах стали наворачиваться слезы, но я сдержался. От выхода с танцплощадки до машины, которая  стояла напротив  ДК, шёл молча. Родные, которые были рядом, поняли меня и ни о чём не спрашивали.
Второй подобный случай произошёл нынче,  во время выступления 16 сентября. По просьбе приволжан Городской  дом культуры организовал нам встречу со зрителями, которая прошла на спортплощадке на территории бывшей СЮТ. Когда мы начали исполнять мелодию песни «Очарована,  околдована», из темноты со стороны зрителей  вышла пара молодых людей (мне думается, это были супруги). Они прошли на площадку, выложенную тротуарной плиткой и стали  танцевать, но мы их практически не видели, так как танцевали они за нашими спинами. А когда  Владимир играл проигрыш между куплетами, я невольно повернулся  в сторону  танцующих. От этого сочетания – красивой музыки и движений танцующей в свете уличных фонарей пары – у меня по спине пробежали мурашки. Тот концерт закончился бурными овациями, а И.Д. Облова через газету «Приволжская новь» поблагодарила нас и пожелала, чтобы такие встречи стали традиционными.
Нас часто спрашивают, где и когда можно увидеть наши выступления. Ответ один:  все городские мероприятия, в которых мы участвовали,  организовывались  работниками  ДК по согласованию с нами. Так что, делайте выводы. Концерт в саду, прошедший 21 июня 2018 г, который снимал  Александр Соснин, выкладывался в интернете в группу VK  в содружестве Типичный Приволжск. На You Tube можно посмотреть концерт, посвященный Дню города 2020 г. Для этого в поисковике нужно набрать «концерт Николая Филиппова и Владимира Васильева «Вспоминая Ритм».
В заключение своего повествования  хочу выразить благодарность всем, кто приходит на наши выступления, кто любит и ценит наше увлечение музыкой. Общение  при встречах с вами приносит заряд положительных эмоций и не дает нам расслабиться, способствует дальнейшей работе.  До новых встреч!

Н. Филиппов