Впереди - День металлурга, когда коллектив одного из старейших и при этом ныне действующих предприятий города отмечает свой профессиональный праздник. Ювелирный завод «Красная Пресня» имеет свою историю, которая складывалась часто в не самых благоприятных для развития обстоятельствах. Но именно они заставляли искать и находить неожиданные решения, учили оставаться на гребне волны или вновь подниматься на него после бури. Опыт, традиции, высочайшее мастерство - все это о «Красной Пресне», о ее мастерах и руководстве.
На фото: сувенир «Кораблик», автор Л. А. Хребтова, 2008 год
Многие знают - зал, посвященный ювелирному заводу, открыт в Общественном историко-краеведческом музее нашего города, но не все слышали о том, что и на самом предприятии есть собственный музей. И он пополняется новыми экспонатами - в начале июня там даже открыли новый - уже третий - зал. Именно в этом музее мы и побывали на днях вместе с группой иногородних экскурсантов.
Встретила нас Елена Соболева - экскурсовод, потомственный ювелир и, хотя это прямо и не относится к теме, спортивный тренер. Она изнутри знакома с производством, поэтому ее рассказ оказался эмоциональным, насыщенным подробностями, наполненным случаями из собственного опыта. Сегодня мы делимся лишь некоторыми моментами повествования Елены Соболевой, потому что известно - лучше один раз увидеть, чем..
Многие знают - зал, посвященный ювелирному заводу, открыт в Общественном историко-краеведческом музее нашего города, но не все слышали о том, что и на самом предприятии есть собственный музей. И он пополняется новыми экспонатами - в начале июня там даже открыли новый - уже третий - зал. Именно в этом музее мы и побывали на днях вместе с группой иногородних экскурсантов.
Встретила нас Елена Соболева - экскурсовод, потомственный ювелир и, хотя это прямо и не относится к теме, спортивный тренер. Она изнутри знакома с производством, поэтому ее рассказ оказался эмоциональным, насыщенным подробностями, наполненным случаями из собственного опыта. Сегодня мы делимся лишь некоторыми моментами повествования Елены Соболевой, потому что известно - лучше один раз увидеть, чем...
Экскурсия началась в первом зале, открытом в 1998 году по инициативе Л.А. Кузьмичева, как раз в это время сдавшего директорские полномочия С.А. Обабкову. Второй зал появился в 2015 году, и вот теперь оказалось, что необходим третий
Отсчёт начинали
секундные стрелки
- Год основания завода - 1940-й, - рассказывает Елена, - но его история началась раньше. Ювелирный промысел в Большом Яковлевском зарождался сложно. Сначала к нам перебирались кустари-одиночки из с. Сидоровское. В 1917 году, во время «колыхания» властей, ювелиров стали облагать непомерными налогами, сажать в тюрьмы. Начались гонения, во время которых в село Большое Яковлевское перебрался и потомственный ювелир из Сидровского Павел Алексеевич Частухин со своими сыновьями. Частное предпринимательство тогда было запрещено, но они изловчились - заключили договор с Московским государственным часовым заводом и стали изготавливать для него часовые секундные стрелки и заводные ключи. Работа, конечно, не ювелирная, но размер нужно было соблюдать строжайше. Остальные же мастеровые, занимавшиеся пошивом одежды, починкой бытовой утвари, наточкой ножей и прочим, страдали, так как не могли ничего производить в частном порядке. Тогда они решили объединиться в единую артель. На общем собрании ей дали название «Красная Пресня» в честь участия иваново-вознесенских и шуйских рабочих в восстании на Красной Пресне в Москве. Один из организаторов этой артели как раз принимал в них участие. Частухины присоединяются к артели, создают стеклоплавильные печи и начинают выпуск вставок («камешков») для ювелирных изделий. Первые вставки покупали Москва и Ленинград, Частухины выручили огромные по тем временам деньги и открыли свое ювелирное дело.
Во время войны Частухиных призвали на фронт, а предприятие перешло на выпуск военной продукции. Мы были одними из первых, кто начал изготавливать военную фурнитуру, пуговицы для шинелей, отливать звездочки и крУжки. И так как во время войны бойцов часто награждали часами, у нас был огромнейший заказ на часовые секундные стрелки.
Фабрика ювелиров
Не будем пересказывать всю военную и послевоенную историю завода, обратимся к одному из ключевых событий: в 1952 году сбылась, как говорит Елена, мечта ювелиров: ювелирное производство выделили в отдельную отрасль, а приволжским мастерам - не сразу, не запросто, а после обивания многих порогов - дали землю под строительство фабрики (отсюда и название улицы Фабричной). «Бытовики» отсоединились в отдельную артель, а позже появился и Дом быта.
Еще один поворотный момент в истории завода случился в 1959 году, когда предприятию пришло приглашение в Москву, где изделия приволжских ювелиров, уже в 1960 году, выставили в Манеже.
- Была в срочном порядке организована экспериментальная группа, изготовлено более тысячи единиц различных изделий, - рассказывает наш экскурсовод, - и вы-ставка прошла на ура, 500 экземпляров осталось там. А во время проведения выставки мы стали фабрикой.
На фото: ьузей завода хранит память и о своих мастерах, среди которых - кавалеры различных орденов
«Бессеребреники»
В 1973 году производство снова меняет свой статус, теперь это завод, где на тот момент работает уже 1230 человек. Развитие продолжается, благо, конкуренция не велика, но наступает 1978 год, и предприятие лишается одного из основных своих материалов.
- В связи с развитием космонавтики, ядерной сферы всем ювелирным производствам прекратили поставку серебра, а у нас из серебра изготавливалось более 86% изделий. Прошло 8 месяцев, пока мы перешли на новый ассортимент из других цветных металлов. Это были другие технологии, цены, поиск поставщиков и покупателей. Время ушло, мы потеряли кадры - тогда случилось крупнейшее сокращение - 800 человек, - объясняет Елена Соболева.
Летом 80-го года предприятию поступил срочный заказ на изготовление сувенирной продукции для Московской Олимпиады. Из представленных заводом изделий райком партии отобрал 25 единиц. Серьги, кольца, подвески, значки разъехались по Советскому Союзу. А в 1985 году ювелирам возвратили серебро. Половина ассортимента была обновлена сразу.
В ходе экскурсии, демонстрируя изделия разных лет, экскурсовод рассказывает, с какими материалами работали и продолжают работать мастера «Красной Пресни». В их числе даже коровья кость, о которой есть отдельная интересная история. Подробно посетителям музея объясняется процесс нанесения и росписи эмали.
- Когда-то эмаль на вставках расписывали вручную художницы, не имевшие специального образования, а просто те, кто более-менее хорошо рисовал. При этом, если изделие парное, необходимо идеально точно повторить рисунок. А когда на эмаль в процессе работы попадает пылинка, появляется даже крохотный пузырь, все нужно начинать сначала. Эмали же тогда были более ядовитые, с резким запахом. Сейчас в эмаль замешивается антипузырин, но все равно работа остается трудоемкой, требует высочайшей концентрации и аккуратности.
Нужда смекает делом
Возвращаясь к хронологии, Елена вспоминает 90-е годы, когда прекращали работу крупнейшие предприятия, по стране пошли волны сокращений работников.
- Лев Ананьевич боялся повторения 78 года и как мог искал договоры. Мы ездили по близлежащим регионам, продавали изделия, чтобы поддержать своих работников. Зарплата тогда выплачивалась частями, потому что денег по сути не было. Со временем заключили договоры с Нигерией на поставку изделий в желтом золочении с белыми и красными вставками и вышли из кризиса с численностью 930 человек, не сократив ни одного сотрудника.
Мы переходим к следующей витрине, и Елена обращает внимание группы на изделия со вставками, которые, на первый взгляд, изготовлены из натурального камня: на разноцветных вставках четко виден «природный» рисунок. И экскурсанты удивляются, когда узнают, что это стекло. Такие вставки - тоже результат экспериментов 90-х годов, когда материалов критически не хватало. Тогда на заводе придумали смешивать стекло разных цветов и оттенков, а сырье - стеклянные бутылки - скупали у населения.
В то же десятилетие «Красная Пресня» одной из первых в своей сфере приняла заказы на производство изделий с православной символикой, которые тогда становились популярными. На это, кстати, пришлось получать разрешение свыше.
Сплав традиций и современности
Много других интересных, порой неожиданных фактов узнали гости завода. Им показали и предложили послушать металлический колокольчик с хрустальным звоном, продемонстрировали знаменитое денежное дерево и другие работы, изготовленные ювелирами для выставок и в честь каких-либо событий, браслет сантехника, серьги «коровий глаз», которые выпускаются с 60-го года по сей день, но уже в новом обрамлении. Елена рассказала о тонкостях производства многих изделий, о работе со сканью и даже отчеканила монету с помощью ручного пресса с усилием до 1 тонны, установленного в новом зале музея. Попробовать себя в чеканке могут и экскурсанты, если приходят на экскурсию с проведением мастер-класса.
В целом же экспозиция нового зала показывает современные изделия «Красной Пресни», рассказывает о развитии ювелирных технологий, благодаря которому изменяется дизайн, улучшается качество украшений. Так, одна из витрин посвящена созданию продукции с помощью 3Д-печати, демонстрируя процесс производства подстаканника от эскиза до готового изделия. В трех вертикальных витринах размещены современные уникальные коллекции украшений в технике скани, в технике эмали, со вставками собственной огранки. У каждого изделия есть свой автор - художник-ювелир. В витринах представлены работы Т.А. Яцук, Е.Н. Кашникова, Г.А. Лебедевой, В.Н. Доброхотова, М.И. Экснера.
Завершить наше повествование мы хотим словами директора предприятия С. А. Обабкова: «Сравнивая дизайн и исполнение прошлого века и современные образцы, можно с гордостью сказать, что у «Красной Пресни» есть свой почерк, свои традиции, которые красной нитью проходят через десятилетия. «ДНК» этих традиций - это сплав традиционных русских мотивов в дизайне, трепетное отношение к каждому изделию, высочайшее качество и понимание, что мы несем радость и красоту в мир».