В регламенте, определяющим, кто в нашей стране относится к работникам сельского хозяйства, есть строгий перечень тружеников. Но сегодня мы в него заглядывать не будем и расскажем истории сельских жителей, ведущих настоящий, по нашему мнению, образ жизни, соответствующий понятию жить на земле: они имеют подсобное хозяйство, разводят коров, цыплят, выращивают овощи, и это для них – зов души и насущная потребность, без которой просто они себя не представляют.
Журавлева Надежда Ивановна:
«Всё будет хорошо!»
Живёт Надежда Ивановна со своей семьёй в д. Ивановское. Родилась она в краях довольно далёких от Приволжского района, но тут оказалась буквально с младенчества и потому с полным правом считает себя местным жителем. Росла с бабушкой – её дом находится на соседней улице – потом вместе с мужем выстроила свой. В данный момент в её хозяйстве 7 коров, точнее, 5 плюс тёлка и бычок. «Встаю в 3 ночи (утра?), иду на двор к своим коровкам, убираюсь у них, дою, к 6 утра гоню их на пастбище (прим.редакции: оно совсем рядом, буквально за домом, через дорогу). Чтобы не убежали, всегда привязываю. Если жарко днём, то гоню домой, даю пить, дою, и снова на пастбище и так до вечера». Надоенное молоко Надежда приготавливает на продажу, делает из него сметану, творог. Ещё у неё огород и много дел по хозяйству. Какое из них важнее, и не скажешь: надо и сено заготовить на такую ораву, ждёт своего продолжения строительство забора, ещё в плане обустройство силосной площадки. Да и в целом земли много, надо её содержать, как следует. Помощники у неё, конечно, есть – и муж, когда с вахты приезжает, и сын, и другие родственники. И всё же – основная часть забот лежит на плечах Надежды. Даже поболеть ковидом «как следует» (долго то есть) времени не хватило: лежать было некогда, вставай и делай! Однако она не жалуется, напротив, полна энергии и желания продолжать в том же духе и даже больше. Как следует из её рассказа, она сама выбрала такой образ жизни и нисколько об этом не жалеет. «После окончания школы работала на Яковлевской фабрике ткачихой. Но эта работа меня не привлекла, - говорит она, - ушла в совхоз «Россия», что был в Толпыгине. Была дояркой, телятницей – 21 год (!) И ухаживая за скотиной совхозной, захотела заиметь свою. Начала с одной тёлки. И с неё дошла до 5. Совхоз развалился, и я теперь сама себе хозяйка. Люблю своих коровок, они мне не в тягость, а в радость. Даже дою их не аппаратом, а руками, считаю, что так для них лучше, и я их чувствую, и они меня». Если бы что-то Надежду Ивановну не устраивало, она бы давно внесла изменения в свою жизнь – это в её характере. Она – настоящий командир в своём хозяйстве. Коровы её слушаются, откликаются на имена, строятся по порядку на дойку, передвигаются по двору, как положено, как хозяйка скажет, и на прогулку собираются безоговорочно. Ветка, Майка, Дымка, Зорька, Лапка, Машка и бычок Мишка. У каждой свой нрав: кто-то ласковый и послушный, кто-то с норовом, как Мишка, например, его даже гулять не водят, дурить любит. Или вот Лапка. Увидев чужого человека с фотоаппаратом, она гордо ушла, не пожелав стать моделью. Зато с Машкой у хозяйки полное взаимопонимание.
Характер Надежды Ивановны закалили трудности – без них тоже никак: то двор сгорел, то с соседями неурядицы. Двор отстроили из бетонных блоков, проблемы с соседями тоже решаются по мере поступления. Есть ещё одна причина быть стойкой – один из сыновей Надежды Ивановны находится в зоне СВО. Она просто обязала себя надеяться и верить.
Каждый день приносит новые заботы. Впереди зима, скоро коров надо переводить на зимнее содержание. Сено заготовлено, да ещё и старое осталось. На дворе достаточно тепло, есть водопровод – чего тут грустить? С комбикормом, конечно, нелегко – дорожает постоянно: ещё недавно мешок в 30 кг стоил 295 рублей, сейчас уже 405, а этих мешков на месяц надо 30 штук. Что дальше? Дальше – тот же труд. Убрать навоз, подоить коров, реализовать молоко. Бычок выращивается на мясо. Значит, будет ещё и своя тушёнка. «На жизнь хватает, - говорит Надежда Ивановна. – хочу ещё двух поросят, кур. Справлюсь! Всё будет хорошо!». Пусть так оно и будет. Искренне желаем этого Надежде Ивановне.
Шилов Юрий Иванович:
«Чтобы душа не зачерствела»
Так получилось в жизни Юрия Ивановича Шилова, что родился он в Петровском, но большую часть времени провёл вдали от дома. Но пришло время вернуться на родину предков. Он вернулся, восстановил дом прадеда (которому 100 лет), и развернул бурную сельскохозяйственную деятельность: построил теплицы, начал выращивать овощи, завёл коров, кур. «Дел было столько, что мысли о них спать не давали», - вспоминает он. Забот круговерть, отдыхать некогда – крестьянский хлеб давался не нелегко. Однако Юрий Иванович, иллюзий на этот счёт и не строил. Слышал и принимал поговорку отца, который любил повторять, что на земле не будешь богатым, а будешь горбатым. Однако, зная народную мудрость, всё же оставался оптимистом, у него была твёрдая мотивация: «Я трудился, чтобы не окостеневеть, не зачерстветь душой», - говорит он.
Но всему когда-то приходит конец. «Я давно уже на пенсии, - говорит Юрий Иванович. – такое большое подсобное хозяйство теперь ни к чему. Я его сократил, оставил только 3 теплицы под огурцы». Тем не менее, трудиться на земле он продолжает. А без этого как же жить сельскому жителю? Тем более, перебираться в город, в благоустроенную квартиру он пока не собирается.
Маленькая сейчас деревенька под названием Петровское потихоньку вымирает: местных жителей осталось на пальцах одной руки пересчитать можно. С этой мыслью Юрий Иванович уже свыкся – деревня разрушилась не в одночасье. Было время подумать о причинах, неизбежности и закономерности происходящего. «В советские времена здесь была школа, ясли, кузница. Вот в 70-е годы, когда начался процесс разрушения, было очень грустно, - говорит он, - на глазах умирала не просто русская деревня, умирала русская общинность… Я много путешествовал и видел в других краях, что глобализация и там наступает. И её не остановить. В России возрождение деревни, по крайней мере, в прошлом виде, невозможно. Возврата к старым ценностям не будет. По моему мнению, будущее за агрогородками». И с Ю. И.Шиловым нельзя не согласиться Хоть и медленно, но некоторые наши села становятся более благоустроенными: прокладываются дороги, ремонтируются дома культуры, в дома жителей приходит газ. А тут, глядишь, и до агрогородков недалеко…
Соколова Елена Владимировна:
«Моё лето начинается в феврале»
Пожив в городе и деревне, Е.В.Соколова сейчас может сказать так: «В город не тянет от слова «совсем». В этот человеческий муравейник возвращаться не хочу!» Её история – это ещё один пример, как человек, переехав в сельскую местность, почувствовал в себе силы начать новую жизнь на земле, стать хозяином своим делам и поступкам, Ей сейчас за счастье встать в 6 утра, а весной и летом и в 4, прямо с утра с головой окунуться в своё хлопотное хозяйство, намётанным глазом осмотреть, всё ли в порядке в инкубаторах, как поживают цыплятки, молодки и красавчики индюки и цесарки. А когда-то она жила в Иванове, в центре города, хотя и в коммунальной квартире. «Переехали в деревню в 1999-м году, - рассказала Елена, - время было трудное, росли двое детей, с работой сложно. Вот и решили уехать в деревню – земля всегда кормит! Сначала купили дом в Фёдорищах, а потом перебрались в Красинское. Купили корову, куриц…» и началось! Началось в самом хорошем смысле этого слова. «Пока выращивала цыплят, куриц, заинтересовалась этим процессом и пришла к мысли, что хорошо бы попробовать выращивать их больше, с помощью инкубатора». Воплотить в жизнь идеи помог папа Елены Владимировны: он сделал первый инкубатор из фанеры, подвесил лампочку для обогрева яиц, и дело пошло. Как говорит Елена, всё получилось, причём сразу. Появилась возможность эти инкубаторы покупать – первый, второй, третий… Сейчас их у неё четыре, самый большой рассчитан на 1500 тыс. штук яиц. К курицам захотелось прибавить гусей, уток, перепелов. «Перепелов насчитывалось аж 7 тысяч, - говорит Елена Владимировна, - но, к сожалению, со смертью папы, который ими и занимался, держать их прекратили. Сейчас у меня куры, утки, гуси. С ноября буду делать закладку яиц, чтобы к марту вырастить молодок».
На вопрос о том, что же представляют собой инкубаторы и каков в целом алгоритм действий владелицы личного подсобного хозяйства, Елена Соколова дала такие разъяснения: «Инкубатор – это такой большой короб, в котором находятся лотки для укладки в них яиц. С частотой в один час они переворачиваются, что необходимо для обеспечения полноценного развития зародышей. Такое действие дает птенцам возможность своевременно получать нужную порцию тепла, чтобы вылупиться точно в срок. Затем, когда из яиц появляются цыплята, я выбираю петушков, себе оставляю штук 5-6, остальных отдаю людям, а девочек продолжаю выращивать до марта. Куры у меня все разновозрастные, это удобно – у меня всегда есть яйцо. Всю продукцию реализую. У меня уже есть клиенты, думаю, что и неплохая репутация (которой я очень дорожу). Люди знают, что мой продукт всегда хорошего качества, яйца я закупаю на племенных фабриках. Моё лето начинается в феврале - с бройлеров, весна- лето – это время молодок, у людей есть спрос в этот период: они обновляют своё поголовье птицы». Одним словом, у Елены Владимировны – забот хватает на круглый год. А есть ли помощники? Помогает муж, дети выросли, уехали. Но она не жалуется, наоборот, гордится результатами своего труда. «Вкалывать надо, - говорит она, - но это того стоит. В сельской местности получаешь подзарядку и от природы, просторов, прогулок по лесу. Ходить за грибами очень люблю, хоть грибов и не ем. Просто пособирать, отвлечься, развеяться. В лесу это хорошо получается. Люблю и с людьми общаться. Они ко мне часто обращаются – то с вопросами, то за советом, то просто спрашивают, можно ли с детьми приехать, посмотреть на хозяйство. Я рада всем помочь, мой многолетний опыт позволяет это сделать. И я совсем не против, что меня в шутку называют птичьим доктором. Может, незаконченная когда-то медицинская академия даёт себя знать?». А может, это простая любовь к делу, которым она занимается? Не зря же она говорит, что если только про деньги думать, то ничего не получится. И планов у Елены Соколовой громадьё: «Двор у нас сейчас 100 квадратов, хочется больше, но не просто увеличить территорию, а сделать тут что-то красивое, чтобы ах! Нравятся мне интересные породы кур, их же можно не только на продажу выращивать, но и себе для души оставлять. Пусть и люди любуются. Я только за!»