На минувшей неделе в нашей стране отмечался День воспитателя. Праздник появился 27 сентября 2004 года. Именно в этот день в 1863 году в Санкт-Петербурге был открыт первый детский сад.
На фото: Н.А. Романычева (слева) со своими воспитанниками. Д/с №5
В любом городе России есть немало достойных похвал представителей этой профессии. Приволжск, конечно, не исключение. Сегодня мы хотим рассказать о человеке, который посвятил детям-дошкольникам не одно десятилетие своей жизни. Это Нина Александровна Романычева. Своих воспитанников она помнит до сих пор, хотя уже давным-давно находится на заслуженном отдыхе, может легко назвать их имена и фамилии, рассказать, где они сейчас живут и кем работают. С некоторыми из них она поддерживает дружеские отношения. О своём пути в профессию Нина Александровна рассказала нашему корреспонденту, и, готовясь к встрече, даже написала красивым ровным почерком о методах и формах работы с детьми, подчеркнув, что все они направлены на достижение всестороннего гармоничного развития ребёнка. Так было раньше, так есть и сейчас.
Профессиональная жизнь Н. А. Романычевой, как выяснилось, оказалась очень насыщенной и беспокойной. Ведь некоторые из нас до сих пор думают, что воспитатели живут спокойно и благополучно: погулял с детьми, накормил их, спать уложил и все дела. Однако так считают только люди непосвященные. На самом деле труд педагогов дошкольного образования сложен, разнообразен и очень ответственен, в их руках – не только забота о жизни и здоровье детей, но и ключ к успешности ребёнка в последующие за детским садом периодами жизни. Только обладая преданностью профессии и детям, можно стать настоящим воспитателем. Это у Нины Александровны получилось. Эту профессию она выбрала не зря. А когда-то, в годы молодости, после школы, она о ней даже и не думала.
«Всё получилось, можно сказать, случайно. Я закончила школу в Приволжске и мечтала поступить в мединститут в Ярославле. Мой родной дом находился в д. Малое Андрейково около Волгореченска. Но из-за сложного географического расположения моей деревни я не смогла вовремя добраться до Ярославля и подать документы. Пришлось идти на Рогачёвскую фабрику, где нашлась для меня работа лаборанта. Я понимала, что это всё временно, хотелось чего-то более серьёзного и на всю жизнь. И вот однажды на улице я встретилась со своей одноклассницей Людмилой Грачёвой. Она рассказала, что работает в детском саду № 5 г. Приволжска, и меня пригласила туда. Заведующей там была её мама Анна Николаевна, которую я тоже знала, как и она меня. Однако я сомневалась в своём выборе, с детьми же никогда не сталкивалась, и как с ними работать, не представляла. Но всё же решилась. Пришла, огляделась, попробовала общаться с детьми, вроде бы всё получается. Детишки все хорошие, послушные, добрые. И сам детский сад понравился: длинное деревянное одноэтажное здание, с окнами с наличниками (оно находилось на месте будущего профилактория льнокомбината, сегодня здесь районный суд). Меня поставили сначала на подмену, а потом и дали основную группу. Я вникала в суть новой работы, училась, на старших глядя. Коллектив был дружным, в его состав входило много учителей. Старший воспитатель Е.И. Масленникова помогла освоить азы профессии. Анна Николаевна вскоре сказала о том, что мне надо учиться и получить профессию педагога. И я с этим согласилась».
Нина Александровна не стала откладывать в долгий ящик это решение и поступила заочно в Галичское педучилище. И если в школе, по её словам, она училась средне, то тут проявила большой интерес к учебе, понимая, что знания ей пригодятся, и закончила училище с красным дипломом. Четвёрка, правда, одна была – по психологии, зато остальные пятёрки. Интересно отметить, что первой в списке изученных дисциплин в аттестате значилась история КПСС. «Учёба в те годы, даже в училище, была не для галочки, - вспоминает Н.А. Романычева. – Учились 3 года, спрашивали преподаватели серьёзно, знания давали крепкие. А на работе мне оплачивали всё время сессий. Это было огромным плюсом».
Молодая воспитательница относилась к работе очень добросовестно, была на хорошем счету. Не зря ей было доверено съездить в Москву… за игрушками. «Поехали мы с Людмилой Грачёвой и заведующей Анной Николаевной. Ехали в открытом кузове грузовика, - рассказывает Нина Александровна. – Привезли нас на огромный склад на Кутузовском проспекте, мы выбрали там образцы игрушек. Но пока нам их паковали, наступила ночь. Заночевали в своём грузовике! А когда приехали домой, то выяснилось, что привезли не все игрушки! Так получилось потому, что на складе не оказалось одного человека, который отвечал бы за наш заказ в целом: одна из работниц склада ведала куклами, другая - мягкими игрушками, третья - строительными наборами. Нас чуть не обязали выплатить стоимость недовезённого товара. К счастью, до этого не дошло: помогли родственники заведующей, москвичи. Они сходили на этот склад и проблему разрешили. Пропажу доставили на почту, пришлось даже нанимать лошадь, чтобы довезти игрушки к детскому саду». Вот такая история, которая много чего показывает: и как игрушки доставляли в детские сады, и какие именно, и как добирался народ до столицы. По словам Н.А. Романычевой, дети не были обижены в этом плане: игрушек было достаточно, они были качественными, особой популярностью у девочек пользовались куклы производства ГДР, а у мальчиков – строительные конструкторы.
Затем в жизни Нины Александровны наступили перемены: она вышла замуж, родила дочь, переехала с семьёй на новое место жительства (в дом возле бани). Ходить в детский сад № 5, что находился в районе Василёвской фабрики, стало неудобно. Как раз в это время был построен детский сад № 9. И когда его заведующая В.С. Морозова пригласила Нину Александровну перейти в новое здание, она не отказалась, только было теперь одно отличие – детский комбинат был городским (а № 5 – льнокомбинатовским). И через некоторое время Н.А. Романычеву назначили здесь заведующей. Она, засучив рукава, принялась за работу. Главной трудностью теперь для неё была хозяйственная часть, точнее, обеспечение в ней порядка. Здание отапливалось котельной, что находилась буквально в метрах 200-300 от него. Ежегодное приобретение угля, а главное - контроль за работой кочегаров - давались не просто. Также, «с большими нервами», переживались проверки контрольно-ревизионного управления из Иванова. «Проверялось питание детей от закладки продуктов до выхода в готовую порцию, - вспоминает моя собеседница, - на кухню без предупреждения заходила целая делегация, закрывались все ходы и выходы, никто из персонала ничего не мог утаить или тем более вынести. Заходили в группы во время обеда, когда суп был уже в тарелках. Брали 3 контрольные порции и проверяли их на вес, а также на наличие белков, жиров и т.д. Всё было очень серьёзно. Но, к счастью, нарушений у нас не обнаруживалось».
Потом она работала в детском комбинате «Сказка» простым воспитателем. Из-за недостатка денег пыталась перейти в интернат, где платили больше. Но быстро поняла, что дети там совсем не те, к которым она привыкла. К тому же они были гораздо взрослее – по 12-13 лет, и поведение их было соответственным. Потому и вернулась снова в детский сад, где и доработала до пенсии. Однако эти 4 месяца в школе-интернате, ставшие для неё настоящим испытанием, обернулись пользой: прибавка к пенсии была обеспечена.
Но находиться дома на заслуженном отдыхе неугомонная Нина Александровна не собиралась. Более 10 лет она отработала техничкой в военном комиссариате. Одна – в преклонном возрасте, на такое большое двухэтажное здание. Чтобы обеспечить здесь порядок, вставала в 4 утра, на работу выходила к 5. К 8 утра, когда приходили работники и посетители, чистый пол был уже сух. Значит, никто не мог натоптать и развести грязь… За многолетний добросовестный труд, примерную трудовую дисциплину военный комиссар Ивановской области вручил ей грамоту, которая послужила основанием для присвоения звания ветерана труда.
«Жизнь моя была очень насыщенной разными событиями, - говорит Нина Александровна, - движения добавляло и то, что я 2 созыва избиралась депутатом горсовета. Мои избиратели часто обращались ко мне с просьбами, в основном касающимися улучшения жилищных условий. Я всеми силами старалась им помочь и очень радовалась, когда это получалось. Я состояла в комиссии по здравоохранению под руководством Н.В. Куликова. Работали активно: жаловались жители города на качество хлеба – мы шли с проверкой на хлебокомбинат, жаловались на еду в столовых – делали рейды туда, следили за выдачей путёвок в санатории нуждающимся в лечении, готовили справки о проверках, выступали с отчётами и на Совете, и перед населением».
На всех фронтах Н.А. Романычева старалась быть полезной людям, выполнять свои обязанности честно и безукоризненно. В жизни у неё получилось многое, но главное - она стала настоящим воспитателем и такой осталась в памяти многих своих воспитанников. Поздравляем Нину Александровну, а в её лице и всех ветеранов педагогического труда с прошедшим днём воспитателя и наступающим Днём учителя. Учителя и дошкольные работники – это грани одной и той же профессии – профессии строить фундамент будущего.