Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

В согласии с собой

В лесной стороне, в Верхне-Ландеховском районе, затерялась маленькая деревенька под названием Затеиха – всего дворов 15.  Тут 70 лет назад родилась В.А. Соболева.  Это сегодня она живёт в селе Ингарь Приволжского района, но корни её навсегда остались там, в родной деревне, оттуда её неиссякаемое трудолюбие и любовь к земле.

Валентина Анатольевна Соболева

Как рассказала Валентина Анатольевна, благодаря тому, что Затеиха была расположена у самого леса, она, да и как все остальные её жители, с детства научилась ценить лес и его природные богатства. «Мы в лесу буквально жили, - вспоминает она, - с утра на велосипед и в лес. Особенно много там было черники. Её и собирали корзинами. Наберёшь целую, что еле тащишь (ведь весом она была кг 18), и в заготконтору сдавать. За это платили деньги. А дальше снова в лес, и снова за ягодами... Тут и день к концу подходил… Грибы тоже собирали, но меньше.  Их сдавали в грибоварню, что в соседней деревне находилась». Её родители были колхозниками. В семье росло пятеро детей, Валентина – вторая, почти старшая. С учётом того, что в колхозе вместо денег люди получали трудодни, это собирательство для семьи было очень важным занятием.  За счёт него и жили.
Верхний Ландех от Затеихи находился недалеко, там работала строчевышивальная фабрика, где платили «живыми» деньгами, и Валентина планировала после школы туда устроиться. Как она говорит, бабушка строчила, тётка тоже, одним словом, пример был перед глазами. Но, как это бывало в те времена, из колхоза уйти в город было не так-то просто: председатели колхозов ну, очень неохотно давали нужные справки, без которых на работу и не примут. Так получилось и у Валентины. Сначала она закончила школу, что, к слову сказать, для деревенских детей было делом непростым. Не из-за того, что учиться не хотели, а из-за того, что школы находились только в больших деревнях и приходилось туда или ехать, или идти аж 10 км, как в случае с Валентиной Соболевой. Потому детей из дальних деревень поселяли в интернаты, такие своеобразные общежития, где они жили неделю: ходили в школу, учили уроки, ели и спали.   Домой   отпускали по средам и на выходные. Пока позволяла погода ученики ездили домой на велосипедах, а вот, когда наступала зима, добираться до дома становилось проблематично. «Но мне повезло, - рассказывает Валентина Анатольевна, - мой папа был в колхозе конюхом, потому мог довести меня и других деревенских ребят. Зимой на санях ехали, с ветерком, весело!». К слову, папа Валентины Анатольевны – фронтовик, награждён многочисленными  медалями и орденами, главные среди которых «За взятие Кенигсберга», орден Мужества.
А когда школа была закончена, планы на жизнь пришлось изменить: так как нужной справки не было, был придуман другой путь – получить направление от колхоза  в сельскохозяйственный техникум  в Плёсе. Так Валентина оказалась в Приволжском районе. Училась на агронома почти 4 года. За это время приобрела много новых полезных знаний, собиралась трудиться в родной деревне, как и предполагал договор с колхозом. Здесь на втором курсе она познакомилась с будущим мужем. «Мы встретились на картошке в Филисове, студенты её собирали, а он был трактористом. Молодой совсем, ещё в армии не служил», - говорит она. Но молодые люди прониклись друг к другу симпатией и уже после окончания учёбы и армии поженились. Муж - родом  из д. Ивашково.  У молодожёнов были общие взгляды на будущее: никакой город им не нужен, только земля! Валентина отработала год агрономом в родной Затеихе, а дальше Соболевы выбрали для работы и жительства совхоз «Приволжский», что в Ингаре.  Это село казалось перспективным, тут активно строилось жильё, им с мужем тоже оно было обещано, местный руководитель Б.С. Потоков считался передовым руководителем, который слов на ветер не бросал.  И конечно, тут было много работы. Им действительно дали комнату – в бараке, где раньше был молокозавод. По словам Валентины Анатольевны, его в народе называли инкубатор. А когда первой дочке исполнилось полгода, им дали квартиру в доме на двух хозяев, что на ул. Спортивной, а затем и третье жильё – щитовой дом, в котором они и обосновались навсегда. «У нас был выбор – остаться в квартире или уйти в дом. И снова мы выбрали землю. Куда же без неё!»  Работы тоже хватало. Сначала Валентина Анатольевна была нормировщиком – выписывала работникам наряды на предстоящий день. В основном тут бухгалтерские навыки требовались. Потом её назначили агрономом.  Утром в поле, днём там же, и вечером тоже. Особенно горячее время выпадало на посевную и уборочную. Это понятно, но вот непонятно было, с кем оставить полугодовалого ребёнка? Муж тоже целыми днями на работе, он работал водителем. На «Колхидах», «Камазах»  возил то зерно, то силос, что-то другое, постоянно в пути. Выход Валентина Анатольевна нашла довольно неожиданный по современным меркам – попросить посидеть с дочкой соседку. Вроде, ничего особенного, но бабушке Марфе было 84 года. Та согласилась. «Я не боялась, что что–то может случиться, - вспоминает В. А. Соболева, - у этой бабушки были достаточно взрослые внучки, которые ей всегда помогали. А в год ребёнка взяли в ясли».  Правда, потом, родились ещё двое детей, хоть их тоже было растить нелегко, но супруги справились. Всех поставили на ноги, двое из них получили высшее образование.
В работе постепенно наступила стабильность: Валентине Анатольевне предложили должность диспетчера совхозного гаража. Она доработала тут до пенсии, целых 30 лет. Но сказать, что быть диспетчером, это тихая спокойная работа, конечно, нельзя. В её обязанности входило координировать работу транспорта в совхозе, выписывать путёвки водителям, отвечать за обеспечение транспортом всех маршрутов. «Постоянно ломались машины, среди водителей наблюдалась большая текучка кадров, одни уходили, другие приходили, бывало, что надо ехать, срывается важное дело, а водителя нет. Просила тогда мужа выручить. И он выручал. Доярок постоянно возили из соседних деревень на ферму, своих не хватало, молоко, фураж, что-то ещё… Я чувствовала ответственность за то, как работаю, понимала, что от меня зависит соблюдение графика и регулярности поездок совхозного транспорта, а значит, и выполнение совхозных планов», - рассказывает В.А. Соболева.  Со временем она изучила весь автопарк, всю технику, знала  водителей не только в лицо, но и по характеру, нашла подход к каждому и в итоге смогла достойно справиться со своими должностными обязанностями, оставив в истории совхоза «Приволжский» свой чёткий след.
Ингарь, по словам моей собеседницы, не сразу строился. Но происходило это довольно быстро: буквально на её глазах появились здесь многоэтажки, было построено много щитовых домов, которые служат до сих пор. Люди разводили вокруг своих домов огороды, засаживая их не только овощами, но и цветами. «Ингарь – это уже не деревня, - говорит Валентина Анатольевна, - это настоящий посёлок. В нем сочетаются удобства городской жизни и преимущества сельской». В её доме есть все блага цивилизации, и огород, в котором много цветов, тоже есть.  Когда-то многие жители держали скотину, у самой В.А. Соболевой более 20 лет была корова.  Сейчас нет. В данный момент в Ингаре полным ходом идёт ремонт бывшей конторы совхоза, здания, где располагается сегодняшняя администрация сельского поселения и культурно-досуговый центр. Это Валентину Анатольевну радует, хорошие изменения в её населённом пункте, который она с мужем когда-то много лет назад выбрала для жизни, продолжаются. Она и сама является активным человеком, посещает клуб ветеранов «Золотой возраст».
Ни разу у неё не было мысли уехать в город.  Она сделала свой выбор ещё в юности и не раскаялась, нашла, живя на земле, своё личное человеческое счастье.
Почему «человеческое»? Не лишнее ли здесь это слово? Оно здесь в прямом смысле, как его трактует словарь: человеческое счастье – это  состояние, которое соответствует внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, жизнь в ладу с собой.