Есть много имён, прославивших нашу приволжскую землю. Не все мы знаем и помним. Но те, кто носил их, достойны бессмертной памяти. О трёх наших земляках, которых без всяких сомнений можно отнести к числу лучших, рассказал Владимир Витальевич Волков.
Талантливые и увлечённые
В начале 20-х годов по решению властей в с. Яковлевское открылся рабочий клуб. Он разместился в бывшем особняке фабриканта Е.С. Крымова (ныне – здание Сбербанка).
В клубе начали работу кружки для фабричных рабочих: драматический, литературный, художественная студия и фотокружок, руководителем которого был назначен Александр Кузьмич Лебедев. Точнее, кружок образовался по его инициативе. Александр Кузьмич – один из первых фотографов нашего города. Его работы можно увидеть сейчас в старом здании Управления комбината на стене маршевой лестницы. Талантливый мастер, хорошо подготовленный специалист, ранее имевший собственную фотостудию, он набрал группу заинтересовавшихся фотографией, в основном, молодых мужчин. Объяснял им устройство фотоаппарата, его возможности. Учил подготовке к фотосъёмке: рассказывал, как установить диафрагму, выбрать выдержку, ракурс, освещение. Занятия вёл по специальным учебникам. Вспомогательные приборы для процесса фотосъёмки и обработки снимков кружковцы изготавливали сами вместе со своим руководителем. Химматериалы, фотобумагу, рамки, валики, аптекарские весы для взвешивания реактивов приобретали в других городах или выписывали через Посылторг. Проявители и закрепители готовили по рецептам, данным в литературе. Занятия проводились в выходные дни в студии и на природе.
Не все ученики стали фотографами: не каждый мог приобрести фотоаппарат и необходимые для работы приборы – в свободной торговле их не было, да и средства требовались немалые. К тому же, нужно было иметь место для работы. Но всё же, нашлись и те, кто занимался фотоделом целеустремлённо, упорно преодолевая трудности, проявляя неподдельный интерес и прекрасные способности.
Продолжение труда учителя – это его ученики. А.К. Лебедев обратил внимание на Виталия Волкова и Владимира Фроленко. Он оценил их задатки и стремление овладеть мастерством. Отношение руководителя кружка к этим ученикам проявлялось даже и в том, что он, человек строгий, не терпевший вольностей, разрешил им сфотографироваться с ним. Эти фотографии сохранились в архиве сына В. Волкова, Владимира Витальевича Волкова.
На фото: А.К. Лебедев и его ученики В. Фроленко и В. Волков.
Талантливые кружковцы, Виталий и Владимир работали в художественной мастерской рисовальщиками, занимаясь разработкой текстильного рисунка. Освоив профессию фотографа, они хотели учиться дальше и стать кинооператорами, но осуществить мечту смог только Владимир. В 1931г. он поступил во ВГИК – Всесоюзный государственный институт кинематографии. Виталий же после прохождения курсов повышения квалификации на художественном отделении Московского текстильного института получил специальность художника по тканям.
Фотограф - любитель – зенитчик - орденоносец
Виталий Владимирович Волков был фотографом-любителем, все знаменательные события нашего сначала села, а потом и города, фиксировал на плёнку. Его снимки наши читатели могли видеть в одном из прошлых номеров газеты: первая радиоточка, театрализованное представление творческого коллектива «Синяя блуза» на первомайской демонстрации. В архиве сына фотографа сохранилось и множество других интересных фотографий.
На фото: фотокружок за работой.
Виталий Волков всегда стремился выбрать необычный ракурс, показать зрителю то, что обычно он не замечает или не может увидеть. Чтобы изображение получилось «объёмным», талантливый фотограф вёл съёмку с крыши здания. Большой фотоаппарат приходилось устанавливать на штатив (треногу), а крыша была покатой. Виды города Виталий снимал с колокольни, и неизвестно, как ему удавалось туда забраться, но в результате получалось панорамное изображение всего села Яковлевское и его окрестностей. Мастер отправлял свои работы на областные конкурсы и не однажды оказывался в числе призёров.
В июне 1941г. он был призван на фронт. Воевал в зенитной артиллерии, а специальность зенитчика получил ещё во время срочной службы. В годы войны В. Волков защищал небо Москвы от вражеских самолётов, неоднократно сбивая их. В критический момент, когда прорвались немецкие танки, зенитную артиллерию срочно направили в место прорыва, где вёлся огонь прямой наводкой. Зенитчики шли в наступление вместе с другими войсками, охраняли переправы, прикрывали пехоту от воздушных налётов.
В 1945г. полк, в котором служил Виталий Волков, был отправлен на войну с Японией. В 46-м солдат вернулся домой. Работал в художественной мастерской Яковлевского льнокомбината до выхода на пенсию, стал кавалером ордена Трудового Красного знамени, участвовал во многих международных выставках как автор изделий.
Жена Виталия Волкова с июля 1941-го по июнь 1944-го служила в эвакогоспитале № 3092 на должности старшей медицинской сестры. Там же, на должности медсестры, служила и сестра Владимира Фроленко. Как медработники женщины являлись военнообязанными и имели военные билеты.
В объективе - война
Владимир Анисимович Фроленко (1910-1956г.г.) стал оператором документального кино. С 1935г., окончив ВГИК, работал на кинофабрике «Москинохроника», в том числе, в области цветной кинематографии. Снял большое количество хроникальных и документальных фильмов. В годы Великой Отечественной войны вёл киносъёмку на Юго-Западном, Воронежском, 1-м Белорусском фронтах, в партизанских отрядах. Его материалы вошли во многие документальные фильмы. После войны трудился на Центральной студии документальных фильмов. Стал лауреатом трёх Сталинских премий первой степени за работы: «День нового мира» (1940) – в 1942г., «День победившей страны» (1947г.) – в 1948г, «День Воздушного флота СССР» (1948) – в 1949г. В 1950г. получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Кроме перечисленных, он снял фильмы «Страна голубой реки» (1941г.), «Наша Москва» (1942г.), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943г.), «Суд идёт» (1943г.), «Освобождение Советской Белоруссии» (1944г.), «От Вислы до Одера» (1945г.), «Берлин» (1945г.).
Владимир Фроленко говорил, что самой сложной и опасной стала для него работа в партизанских отрядах. Когда они создавались, всё снабжение шло методом десантирования. Летать к партизанам было под силу не каждому лётчику – дело это трудное, рискованное. Перелететь фронт, разыскать посадочную площадку в глухом лесу, посадить на нёё самолёт, в ту же ночь вылететь обратно. И всё это без истребителей, без страховки, без уверенности, что внизу тебя ждут свои, а не гитлеровцы.
Для посадки самолёта партизаны разжигали костры, немцы делали то же самое, чтобы сбить лётчика с толку. Дело в том, что перелетев линию фронта, лётчик прекращал всякую связь, чтобы враг не обнаружил самолёт. В результате не все долетали до нужной точки. А самолётом доставлялись оружие, медикаменты, штурмовые группы, врачи. И – кинооператоры. Так добирался до места и В.А. Фроленко. Он побывал в отрядах Ковпака, Наумова, Фёдорова, Сабурова. Снимал подрыв мостов, железнодорожных линий, нападения на вражеские части. Шёл бой, а оператор вёл съёмку, передвигаясь с тяжёлой камерой.
На обратном пути самолётом отправлялись на «большую землю» раненые партизаны, больные жители, дети. С ними возвращался и оператор. Отснятый материал ему предстояло обработать, своевременно показать в кинохронике. Владимир Фроленко писал товарищу: «Когда посмотришь мой фильм, напиши отзыв – мне важно узнать твоё мнение».
По приезду в Приволжск, Владимир всегда встречался с друзьями. Велись долгие беседы. Многие из тех, кто занимался в фотокружке, погибли на войне, и он навещал их семьи, расспрашивал о подробностях гибели.
Последний раз Владимир Фроленко был в Приволжске в 1955г. У него отсутствовали все пальцы на руках – во время съёмок на севере при испытании нового оружия В.А. Фроленко получил сильное обморожение. Очень сожалел, что пришлось уйти из профессии. Но ему повезло – он остался жив, многое успел сделать, получил большое количество наград.
Записала Ю. Татакина.