Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Судьба, ставшая историей

В ходе работы над проектом «Времён связующая нить» обучающиеся Приволжской школы-интерната узнали много нового о Приволжске, о людях, которые прославили наш край. Они изучили краткую историю возникновения нашего города, проанализировали списки с названиями улиц. Узнали, что две улицы носят имена педагогов – это улицы Сумароковой и Лобовой.

На фото: О.М.Лобова

Как оказалось, О.М. Лобова в довоенные годы более 10 лет работала в здании, где сейчас располагается  школа-интернат. За успехи Ольги Михайловны в педагогике и на депутатском поприще на здании школы-интерната была установлена мемориальная доска в память об этой женщине. К сожалению, в настоящее время эта доска отсутствует.
Мы решили больше узнать о судьбе нашей землячки. Материал для изучения был взят в музее им. А.Е. Соколова школы №6, где представлены газеты «Призыв», «Ударник», «Колхозная деревня» за 1937 и 1940 годы, а также в архивном секторе МФЦ – там хранится «Решение об увековечивании памяти первого депутата Верховного Совета ССС, учительницы Лобовой О.М.». Этот документ послужил важным историческим источником при исследовании. Большую роль в изучении сыграли  фотоматериалы и воспоминания родственников, которые хранит Общественный историко-краеведческий музей г.Приволжска. Кроме того, материалом для изучения стали статьи из газет «Правда» за 1937 г. и «Комсомольская правда» за 1939 г., а также книга О.М.Лобовой «Развитие речи учащихся».

Призвание

Село Яковлевское начала XX века – типичный большой фабричный поселок, каких немало было в Ивановском крае. Владельцы фабрик в селе занимались благотворительностью. Так, в 1902 г. на средства К. Е. Симоновой – дочери фабриканта Крымова – было построено здание школы (сейчас его занимает школа-интернат). На первом этаже размещался детский приют, на втором была открыта школа для рабочих Рогачевской фабрики. Через Министерство просвещения Капитолине Евстафьевне удалось добиться, чтобы срок обучения в ней был не три года, как в земской или церковноприходской, а пять лет. В Нерехтской гимназии, которую окончила сама К.Е. Симонова, она подбирала учителей и платила им жалованье. В школе тогда учились дети 7 – 12 лет. Они изучали Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметику, историю, географию, церковное пение и различные ремесла.
Школа, открытая К.Е.Симоновой, продолжила свою историю и после событий 1917 г. До 1941г. она значилась «Образцовой семилеткой», директором которой была назначена А.К. Сумарокова. В педагогическом энциклопедическом словаре указано, что образцовые школы – это общеобразовательные учебные заведения, действовавшие в  СССР в 1931- 1937 гг. и  призванные служить эталоном учебно-воспитательной деятельности. Школа в с. Яковлевском считалась «образцовой» уже с 20-х годов 20 века, так как была образцом  в городе, и совмещала в себе школу и приют. С историей этого учреждения связана судьба Ольги  Михайловны Лобовой, которая  работала учительницей начальных классов с 1928 г. по 1940 г.  

На фото: коллектив «образцовой» школы, 1928 г. О.М.Лобова во втором ряду третья слева


Родилась Ольга Михайловна в с. Яковлевское в 1885 г. в большой семье служащего, который  отдал ткацкому производству 48 лет своей жизни. Ольга была старшим ребенком, после нее родилось еще четверо детей.  Она с детства мечтала стать учителем, но получить образование девушке из бедной семьи было непросто. Вот как вспоминает о ней одноклассник Гамзин: «С 1890 г. по 1894 г. я учился вместе с Ольгой Михайловной в бывшей земской школе с. Яковлевское Нерехтского уезда. Ольга Михайловна оказалась очень способной. Тов. Лобова тогда у нас была первой ученицей. В те времена дети рабочих не могли рассчитывать на помощь родителей, а потому после окончания земского училища мы должны были идти зарабатывать для себя деньги на прокормление. Такая судьба ждала и Ольгу Михайловну. По убедительной просьбе  родители ей разрешили продолжить учебу. С большим трудом она добилась звания учительницы…».
Учительствовать О.М. Лобова начала в селе Незнамово Нерехтского уезда. Ей было 16 лет. Она пошла работать помощницей учителя с зарплатой 12 руб.50 коп. в месяц и скудными средствами поддерживала свою большую семью. С 1901г. Ольга Михайловна работала учительницей начальных школ Ивановской области, внимательно и вдумчиво воспитывала советскую детвору. Многие ее воспитанники стали летчиками, инженерами, врачами. Она была в полном смысле инженером человеческих душ и скоро завоевала  широкую известность как отличный учитель.
Вот какой запомнила Ольгу Михайловну ее племянница Ольга Ивановна Шереметевская: «По своей натуре она была веселым, жизнерадостным человеком и никогда не жаловалась на свою судьбу. Очень любила цветы, деревья. Следила за тем, чтобы дети были одеты опрятно, чисто и красиво и не одобряла кричащей одежды».
Работа в школе очень нравилась Ольге Михайловне. Ее уважали другие учителя, и очень любили дети. Вот как характеризовала Ольгу Михайловну коллега, учитель Е. Платова: «В нашей школе практикуется открытый урок. Особенно много получаешь от уроков О.М.Лобовой. Простота и ясность преподавания соединяются у нее с большой глубиной отдачи того или иного материала. Ольга Михайловна научила меня и многих товарищей проводить беседы с детьми и пионерские сборы…Она не переутомляла ребят бесконечной моралью, как это делали многие из нас, не приводила одного за другим примеров хорошего поведения, она только прочла ребятам рассказ о Павлике Морозове и спросила их, что им больше всего понравилось. Сами ребята (в этом-то и ценность!) сделали из рассказа правильный вывод. Большинство ребят сказали, что им понравилось, как учительница повязала Павлику красный галстук, и как мальчик дорожил им. «Да, ребята, в красном галстуке – честь пионера», - тихо сказала Ольга Михайловна.  На другой день все пионеры пришли в школу в чистых, аккуратно выглаженных галстуках. Таких примеров можно привести очень много. За что бы ни взялась О. М. Лобова, все у нее получается просто, и в то же время сильно. И свой опыт она с такой же простотой и ясностью передает нам, молодым учителям».
На показательных уроках О.М.Лобовой учились педагоги не только приволжских, но и других школ области. Неоднократно Ольга Михайловна делилась опытом в Москве на совещании учителей-отличников. Она говорила так много нового и интересного, что ее с вниманием слушали самые опытные педагоги, имеющие не меньший стаж педагогической деятельности.
По указанию Нарком-проса она приняла активное участие в составлении школьного букваря. Во многих учебниках нашли  себе место дельные советы, проверенные годами ее практики. Нам удалось в сети интернет  найти ссылку на методическую работу, написанную Ольгой Михайловной.  Это работа «Развитие речи учащихся».
По высказываниям коллег, Ольга Михайловна не только воспитывала учеников, но и повседневно передавала свой многолетний опыт молодым учителям всей республики. Ее статьи по вопросам педагогики и методики преподавания, ее опыт педагогической работы перенимали все учителя. А сколько советов и указаний она давала в личных беседах, в своих ответах на письма, которые шли со всех концов страны, в своих выступлениях! За последние годы своей жизни она написала много статей и книг об опыте своей работы, о коммунистическом воспитании детей, о привитии им чувства патриотизма.
О.М.Лобова много работала для укрепления советской школы. Как рассказывали ее коллеги, она, несмотря на за-груженность, повседневно наблюдала за их работой, указывая на недостатки, и помогала их устранить… «В каждом её совете, рассказе было глубокое знание педагогического дела. Поразительная наблюдательность и работа над собой… После своего трудового дня она подолгу задерживалась в школе, где вместе с нами разрабатывала программы, рецензировала новые учебники», - вспоминали учителя.
По словам племянницы,  главным содержанием жизни Ольги Михайловны был труд. «Рано утром и поздно вечером я помню её, склонившуюся над большим письменным столом. Ольга Михайловна очень любила книги, много читала, выписывала большое количество разнообразной периодической литературы, была в курсе всех событий. Она принадлежала к тем людям, которые всю жизнь учатся и стремятся к самосовершенствованию. В 40 лет она начала и вскоре окончила заочные курсы иностранного языка. Помню, как аккуратно она вела свои тетради, выписывая длинные немецкие слова, как много заданий ей приходилось выполнять во время своего летнего отпуска».
Ольга Михайловна очень любила детей. Нам не удалось найти сведений о том, были ли у нее свои дети, но мы знали, что она всю душу вкладывала в своих учеников. Ольга Михайловна считала, что плохих детей не бывает, что в каждом человеке есть хорошие черты, и только в коллективе воспитывается человек. Особенно внимательно она относилась к детям робким и стеснительным, уделяя им большое внимание, отучая от ложной робости, помогая обрести свое «я».
Из воспоминаний учеников Ольги Михайловны: «Мы, дети, очень любили её. Она много уделяла нам внимания и времени, заботилась о том, чтобы время мы проводили с пользой и весело. После занятий в школе мы с Ольгой Михайловной часто ходили в лес, поле, на речку. Там собирали красивые листья, камушки, цветы и насекомых, затем делали коллекции. Нас в детстве очень интересовала Волга, большие пароходы. И тогда Ольга Михайловна устроила экскурсию в Плес…Она человек очень отзывчивый, чуткий, но и чрезвычайно скромный…».
По словам директора образцовой школы, орденоносца А.К. Сумароковой, Ольга Михайловна никогда не останавливалась перед трудностями, всегда доводила дело до конца, упорно училась: «Сегодня я посетила ее комнату и нашла на столе стопки книг, писем, записки, конспекты. Из этого видно, что она до самой смерти училась, работала над собой».  Даже во время тяжелой болезни Ольга Михайловна не переставала думать о школе, о своих воспитанниках, оставаясь преданной своей профессии. Из воспоминаний её коллеги Смирновой: «Во время болезни её квартиру навестила делегация учеников. Первыми словами её были: «Ну, как работает школа, как учатся мои деточки?»  Это ещё раз доказывает, что профессия учителя была истинным призванием Ольги Михайловны.
Она считала, что каждый человек должен чувствовать себя хозяином своей Родины, стремиться к тому, чтобы для всех жизнь была интересной и содержательной. По её мнению, каждый человек в своем деле  (кем бы он ни был – ткачихой, механиком, токарем, инженером, учителем, врачом) должен быть специалистом высокого класса. И если каждый на своем месте будет честно трудиться, то жизнь людей станет богатой, красивой и интересной.

Государственный деятель

На фото: О. М. Лобова слева в первом ряду, в центре А. К. Сумарокова

О. М. Лобова являлась не только учителем, но и общественным деятелем. Великая социалистическая революция застала Ольгу Михайловну в Писцове. После революции она развернула здесь широкую общественную деятельность. На писцовских фабриках Ольга Михайловна организовывала школы, ликвидировала  неграмотность, принимала участие в профсоюзной работе.
В годы коллективизации она с энергией и страстью большевика агитировала крестьян за вступление в колхоз. То в одной, то в другой деревне Ильинского и Красинского сельсоветов О.М. Лобова проводила собрания, выступала с горячими речами, вела большую организаторскую работу. Потом, уже в Яковлевском поселковом совете, возглавляла секцию рабоче-крестьянской инспекции. Тяжелые и мучительные болезни (ревматизм, порок сердца) на некоторое время оторвали ее от общественной работы, приковав к постели.  Но, еще не успев поправиться, Ольга Михайловна попросила дать ей пропагандистскую работу и взяла немного уроков. Кипучая общественная жизнь, воспитательная работа вновь захватила её. С еще большей энергией она  продолжила вести социалистическое воспитание подрастающего поколения.
Будучи уже в возрасте, О.М. Лобова с юношеской энергией участвует и в общественной жизни Приволжска, и всего района. Советское правительство высоко оценило ее деятельность, наградив орденом Трудового Красного Знамени. Ценил ее и весь народ. Яркое свидетельство тому – избрание Ольги Михайловны депутатом Верховного Совета СССР. По воспоминаниям  сестры О.М. Лобовой, будучи депутатом, «она не принадлежала сама себе». Рано вставала, начинала работать: разбирала корреспонденцию  или говорила с людьми, приходящими по своим делам. Ольга Михайловна горела в борьбе за общее дело, но это горение благородного сердца внезапно прервала преждевременная смерть. Нашей землячки не стало 13 января 1940 г., она умерла, полная творческих сил и замыслов, не успев сделать все, что было задумано.
В газете «Призыв» от 15 января 1940 г. мы прочитали такие строки: «Город Приволжск одет в траур. На общественных зданиях траурные флаги, портреты Ольги Михайловны Лобовой, обрамленные черным крепом….во всех школах, учреждениях и фабриках состоялись траурные митинги памяти О.М.Лобовой».
Проводить Ольгу Михайловну в последний путь пришел почти весь город. Похоронили ее на городском кладбище под звуки оркестра, исполняющего «Интернационал». К сожалению, нам не удалось разыскать могилу Ольги Михайловны, данные о захоронениях в учетных записях  1940 года не сохранились.

Память

Своим честным и добросовестным трудом О. М. Лобова заслужила всенародное уважение.  Согласно решению № 13/22 от 25 ноября 1975 г. «Об увековечивании памяти первого депутата Верховного Совета СССР, учительницы Лобовой О.М.», «учитывая большие заслуги в деле обучения и воспитания молодого поколения, важную роль в решении задач по социалистическому строительству в нашей стране и с целью увековечивания памяти об Ольге Михайловне Лобовой» исполком городского Совета решает: «переименовать ул.Мало-Ленинградскую г. Приволжска в улицу О.М. Лобовой; обязать директора школы-интерната т. Н.А.Коняхину подготовить и установить на школе мемориальную доску».
В настоящее время доска отсутствует, но мы поставили перед собой цель восстановить ее в память об Ольге Михайловне.
Жители улицы Лобовой знают, в честь кого названа улица, на которой они живут. Память народная жива,  и мы должны хранить ее и передавать следующим поколениям.

А. Круглова,
школа-интернат