Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Семик, Троица и Духов день

Семик и Троица - один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря - падает на седьмую неделю после Пасхи. Эта неделя носит название «семиковой», «русальной», «зелёной».

Особо отмечены три её дня: Семик, приходящийся на четверг, считался очень большим праздником. Он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю...
Троица, воскресенье на  50-й день после Пасхи, один из любимейших праздников русского народа. В нем причудливо переплелись христианский праздник Святой Троицы, древние славянские предания, народные обряды, обычаи.
Семик и Троицу в народе связывали с культом живой природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали живыми цветами и ветвями деревьев. Полевые цветы, собранные на Троицу, освящали в храме, засушивали и хранили за иконами в красном углу избы, клали в житницы от мышей, на чердаки, оберегая дома от пожаров. Сам праздник проходил в лесу или роще, среди деревьев и цветов.
В центре внимания в эти дни была березка - особенно любимое на Руси дерево. Дома в деревнях в эти дни украшались берёзками: в окна домов втыкались ветки берёзок, а внутри ветками берёзок украшались божницы и углы избы. Около домов перед окнами ставили разукрашенную лентами и цветными лоскутами берёзку, как символ того, что в этом доме живёт девушка-невеста.
В Духов день (первый день после Троицы в понедельник) земля - именинница. Она радуется: «С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт». В этот день запрещалось работать в поле и шевелить землю.
Вся неделя после Духова дня связана с обрядами и поверьями вокруг русалок. Считалось, что русалки резвятся и играют там, где девушки оставили для них венки из цветов, а значит, трава и посевы в этом месте будут расти зеленее, гуще, и хлеб родится обильнее.