Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Рождество Христово

Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости он считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки – время от Рождества до Крещения Господня.

Событие праздника

Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасёт погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф и Пресвятая Богородица были потомками царя Давида, и потому пошли в Вифлеем, город Давидов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф и Мария, ожидавшая скорого рождения ребёнка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.
Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица запеленала его и положила в ясли – кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть – им явился ангел с радостными словами о рождении Христа. Они и стали первыми, кто поклонился Христу.
За ними пришли вавилонские мудрецы – волхвы. Со времён вавилонского плена, когда Навуходоносор увёл евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному.
Об этом сразу стало известно царю Ироду. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. И даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят, где он находится. Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников – людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос. Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском.
Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем и нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан – Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение – умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.
Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим – им явился ангел и сказал о злом замысле Ирода. Ирод же, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях.
Иосиф был заранее предупрежден ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось назад.

История празднования

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа.
В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился к концу IV века. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно.
В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным днём.

Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво – обварную пшеницу с мёдом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником.
В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Иисусе Христе, и включением литии.

Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причём еда обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли её к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда всё было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.
Солома и необмолоченный сноп знаменовали собой пробуждение и оживление творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья символизировала плодородие и употреблялась не только в Сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подавалась с маслом).
Трапеза совершалась среди благоговейной тишины, что, однако, не мешало крестьянам тут же гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков. Затем в деревнях начинались колядки.
День Рождества Христова крестьяне начинали самым благочестивым образом – посещением литургии, разговением, и только потом устраивались бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходили по дворам и славили Христа.
Христославов крестьяне принимали ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнёздах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяли мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены рождественские гадания.