Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Полвека безупречной работы

О том, что в феврале станция химводоподготовки г. Приволжска отмечает своё 50-летие, мы узнали от Е.П. Виноградовой.  Елена Павловна проработала здесь 44 года, сейчас находится на заслуженном отдыхе,  в её памяти живы все те, кто трудился тут в предыдущие годы, а ещё она сохранила  старые газеты «Льнянщик» и «Приволжская новь», в которых печатались материалы про этот отдел (его так называли в советские времена, когда он принадлежал  Яковлевскому льнокомбинату). Эти тексты написаны рукой известных когда-то наших корреспондентов, штатных и внештатных:  А. Веринова, Р. Дюжиловой, П. Барабанова. Их уже нет в живых, но живы их строки, позволяющие нам сегодня заглянуть в прошлое.

«У молодых всё получится», - уверен Ю.В.Круглов, контролирующий работу начинающих лаборантов

Тигров выпустили из клетки

О начале начал мы узнаём от Л.С. Степановой, инженера-химика, которая в 2003 году написала  в газете «Льнянщик»:  «Согласно проекта от 23 июня 1969-го года № 6 КС Ивановского ГПИ-6 была построена станция химводоподготовки для обеспечения химочищенной водой центральной котельной и умягчённой и осветлённой – для производств льнокомбината».  Однако, датой, от которой ведётся отсчёт, является другая – это 23 февраля 1973-го года, когда «на центральную котельную пошла первая партия химически очищенной воды с жесткостью 4 мкг.экв/л и щелочностью 2 мг экв/л». И само открытие прошло торжественно, с приглашением корреспондента «Рабочего края».  Далее инженер-химик сообщает про уникальность нашей станции, поскольку здесь используется технология приготовления химочищенной воды по схеме: водород-катионирование, декарбонизация воды с последующим двухступенчатым натрий-катионированием. Вот такие химические премудрости.
Более красочно и эмоционально описал начало работы станции А. Веринов: «Что касается меня, то я поступил работать на станцию до её пуска. И когда загудели 100-киловатные моторы, было такое ощущение, что выпустили тигров из клетки. А проработав 25 лет рядом с ними, двигатели для меня стали родными, и уже с ними не хотелось расставаться. А тогда, в 1973-м году недоделок было уйма. Мы вязли в глине около станции, а резиновые сапоги, казалось, весили как пудовые гири от прилипшей грязи. В каждый механический фильтр, а их было 9, вручную рабочие загружали по 10 м3 песка и по 6 м3 гранитной гальки, а 8 химических фильтров наполняли 150-180-ю мешками сульфоугля (мешок весил 25 кг)». А далее текст выделен жирным шрифтом и подчёркнут, по-видимому Александр Авксеньевич хотел обратить на это особое внимание читателей: «Мы ежемесячно разгружали лопатами два вагона соли, сливали в ёмкость 20 тонн серной кислоты. Надо было чистить от грязи все резервуары, солевые склады и смотровые колодцы. Такое выдерживал не каждый…».  Бытовые условия были не лучше, не хватало простого оборудования: «Обедали в столовой, сидя на подоконнике, в слесарке не было сверлёнки и токарного станка», - пишет он.
Но прошло время, и многое изменилось. В воспоминаниях работников (а их в руках корреспондента «ПН» оказалось немало) перемены к лучшему связаны с именем руководителя станции А.Г. Мясникова. За те годы, которые он возглавлял этот участок, здесь произошли кардинальные изменения. Как утверждали работники ХВП тех лет, станция будто приобрела второе дыхание: от периода трудного становления предприятие перешло в стадию развития и роста. «Благодаря поддержке основного костяка коллектива, Александру Георгиевичу удалось одержать победу на фронте трудовой дисциплины, благоустроить производственный быт, улучшить условия труда, сохранить и преумножить высококвалифицированный кадровый состав. Вы не поверите, но на станции вовсе отсутствует такое распространённое явление, как пьянство на работе. Отказывались в это верить и педагоги школы-интерната, на выручку к которым по их просьбе после ночной новогодней смены пришли слесари химводоподготовки. На удивление педагогов, мужчины были трезвыми».  Неизвестно, чьи это слова, напечатанные в газете, но они свидетельствуют о том, что действительно А.Г. Мясникову многое удалось. Эту мысль подтверждает и П. Барабанов. «Я недавно побывал в цехе ХВП у А.Г. Мясникова. Когда-то на этом месте росли кустарники и камыши. Теперь возвышается компактное, двухэтажное здание, начинённое вплотную электромеханизмами, насосами, огромными резервуарами, где по науке из речной воды готовится чистейшая вода для нужд комбината и центральной котельной. Трудятся там всего 30 человек. Причём задействованы и женские руки… Я нарочно искал в цехе соринку. Нет, не нашёл. Блеск, чистота, как в операционной. Есть тут и комната отдыха, где зелень, аквариум, расписные картины».

Кадры решают всё

Итак, станция работала, коллектив успешно справлялся с решением сложных задач. Кто же были эти люди, которых раньше называли золотым фондом?
Наиболее часто в воспоминаниях работников и газетных статьях называются следующие фамилии: Л.С. Степанова, Е.П. Виноградова, Н.В. Крашенинникова, Ю.В. Круглов, Т.И. Шагасимова, В.М. Коченин, А.Л. Белов. Про них скажем и мы, напомнив приволжанам  о доблестном труде этих людей, некоторые из которых продолжают здесь работать и в настоящее время.
Людмила Степановна Степанова.  В 2003-ем году стаж её работы на станции указан 30 лет. Под её руководством создавалась химлаборатория, она обучала новичков, объясняя им тонкости профессии лаборанта и аппаратчика. Квалифицированный специалист, у работников станции пользовалась непререкаемым авторитетом.
Вячеслав Михайлович Коченин, сначала – электромонтёр, затем – техник-технолог. Всесторонне грамотный специалист по наладке оборудования цеха. Под его руководством внедрён ряд рационализаторских предложений. Ему не раз приходилось выполнять обязанности начальника ХВП.
Юрий Владимирович Круглов, специалист высочайшего класса, виртуоз в свой профессии. Он может работать и на высоте, под куполом цеха, и в траншее, устраняя аварии на водопроводе. При его личном участии были проведены большие работы по монтажу осветлённого водовода. Известен случай, когда ему не выделили дополнительного работника, он один с 6 утра и до 8 вечера проводил сварку, чтобы к 21 часу подать воду на Яковлевскую фабрику.
 Но, пожалуй, больше всего рассказов о Елене Павловне Виноградовой, старшем лаборанте. Глядя на пожелтевшие страницы газет, можно сделать вывод о том, что она была главной героиней репортажей и заметок. Симпатичная, фотогеничная, а вместе с тем энергичная, активная, она, несмотря на молодость, обладала высоким профессионализмом и чувством глубокой ответственности за происходящее не только на её рабочем месте, но и на станции в целом. Даже сейчас, когда уже вышла на пенсию, Елена Павловна без запинки называет последовательность производственных мероприятий, выполняемых на ХВП.  Так же близко к сердцу она воспринимает сегодняшние проблемы станции, и по первому зову приходит на помощь нынешним работникам. А началась для неё эта длинная дорога в 1977 году, когда она пришла сюда случайно из любопытства. Ей было 18.   А сколько лаборантов она обучила! Две из них работают тут в данный момент.
Более 45 лет проработала на станции Надежда Викторовна Крашенинникова. Начинала свой трудовой путь аппаратчиком, затем работала сменным мастером, техником-технологом. Высокопрофессиональный специалист, воспитала не одно поколение работников ХВП.
Виталий Павлович Комиссаров, мастер цеха.  Досконально знал производство, делился своим опытом с коллегами, умел налаживать взаимоотношения в коллективе.
В золотой фонд предприятия, судя по заметкам из газет прошлых лет, входят В.В. Мишин, А.Л. Белов, Т.И. Шагасимова, А. Л. Веселова, К. А. Гвоздев и многие другие. Также добрым словом работники станции вспоминают специалистов Яковлевского льнокомбината, под чьим руководством им приходилось работать. Это инженеры, энергетики, механики:  К.А. Касторин, А.Л. Частухин, Т.А. Крупина, С.П. Турусов и другие.

Цех, по словам П.Барабанова, начинённый вплотную электромеханизмами, насосами, резервуарами


От Яковлевского льнокомбината

к ООО «Исток»

Многое изменилось с советских времён на этом производстве.  Это касается и названия, и формы собственности, и задач, стоящих перед ним. Сейчас цех относится к ООО «Исток», и задачи, решаемые им, уменьшились наполовину: уже не надо поставлять воду на фабрики льнокомбината, осталось -  снабжение очищенной водой центральной котельной. Но как говорит мастер ХВП Ю. В. Круглов, работа есть, она всё так же востребована, пусть и не в прежних объёмах. Если вода, набираемая для производственных нужд из реки, вдруг перестанет проходить очистку, котлы на центральной котельной просто встанут. Значит, коллектив, как и раньше,  продолжает выполнять свои обязанности. Да, по сравнению с советскими временами, он сократился. Сейчас, по словам Юрия Владимировича, на станции работают 5 мужчин, 2 женщины, ещё 2 проходят обучение, на очереди третья, так как должно быть 5 работниц. «4 смены, в каждой по лаборанту (именно эту работу выполняют женщины), 1 человек в запасе, на случай болезни кого-то из основных лаборантов, такое число позволяет работать по нужному графику, - объясняет мастер. - Сейчас с обязанностями лаборанта прекрасно справляются О.К. Качалова и Н.В.Чумакова,  ученицы Е.П. Виноградовой.  Оборудования у нас много, часть фильтров уже не используется. Но мы надеемся на модернизацию. Понятно, что новое оборудование позволит снизить энергозатраты, на нём будет удобнее работать. Уже закуплены, но пока не установлены, новые отопительный и кислотный насосы, насос на центральную котельную, ждём насосы в канализационно-насосную станцию. Заказы на этот год по подготовке воды у нас есть. В будущее можно смотреть с оптимизмом».
С прошлых времён на станции осталось не только оборудование, но и бытовой корпус. Второй этаж здания отдан рабочим, чтобы за длинную смену они могли отдохнуть. Интерьер тут весьма примечательный – в лучших традициях советского прошлого, художественное оформление выполнено самими работниками, резьбой по дереву украшены лампы дневного освещения, часы, цветник, а стены расписаны сказочными сюжетами. На экскурсию сходить сюда можно!  Впрочем,  побывавшие здесь, наверняка, впечатлятся, увидев производственный процесс химической очистки воды, настоящее чудо, когда загрязнённая вода из Шачи (сейчас особенно) вдруг превращается в мягкую, светлую, меняя свои характеристики по велению человека.